Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4
код 48268 тел./факс 2-10-61
«Согласовано» на
педагогическом совете
Протокол № 1 от
«28» августа 2025г.
«Утверждено»
Директор МБОУ Торопецкая СОШ №1
Калинина Н.Г.______________
Приказ № 124 от
«28» августа 2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Основы психологии»
для 8 психолого-педагогического класса
Ответственная за реализацию программы:
Волхова О.В.
г. Торопец 2025год
Пояснительная записка.
Профессиональное воспитание будущего учителя — это длительный
процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в
профессиональное учебное заведение и начала работы. Многолетний опыт
педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое
значение имеет предпрофессиональная подготовка. Одной из самых
проверенных и эффективных форм являются педагогические классы. В связи
с изменениями, происходящими в стране, происходили существенные
изменения с одной стороны в запросах на предпрофессиональное
педагогическое образование, с другой в целях, организационных формах,
методах работы.
Открытие психолого-педагогического класса было не случайным выбором.
Актуальность и востребованность данной профессии очевидна.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения
личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что
в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни.
Актуальность: Спектр педагогической деятельности сегодня очень широк
– это и учитель, как в общеобразовательной школе, так и педагог в системе
дополнительного образования, и управленец-менеджер, и педагогвоспитатель, и психолог, и преподаватель техникума или вуза. И выбор в
пользу педагогической деятельности должен быть не просто не случайным, а
высоко мотивирован. Но ещё более острой проблемой становится обучение
будущего педагога в соответствии с новой парадигмой образования –
которая, требует нового учителя, творческая индивидуальность которого
должна проявиться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде
всего способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску,
к сотрудничеству. А для этого учащиеся объединения должны представить
себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к
современному педагогу обществом.
Цель: Основной целью психолого-педагогического класса является
актуализация процесса профессионального самоопределения
учащихся за счет специальной организации их деятельности,
включающей получение знаний о себе, т.е. своих способностях,
умениях, интересах, ограничениях и преимуществах (самопознание),
о профессии, в том числе требованиях, которые она предъявляет к
человеку и их соотнесение в процессе профессиональных проб.
Задачи:
-Дать учащимся представление о значении, характере и специфических
особенностях педагогической профессии;
-Развивать у старшеклассников интерес к профессии учителя, уважение к
учителю, на основе знакомства с историей российской педагогики, лучшими
русскими педагогами;
-Развивать представления о собственном "Я";
-Обучать элементам практической педагогики и психологии;
-Создавать условия для формирования представления о себе как будущем
профессионале.
Рабочая программа учебного курса «Основы психологии» (8- 9 класс)
составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, основной
образовательной программой основного общего образования.
Данная программа рассчитана на обучающихся 8 - 9 классов и призвана не
только познакомить с достижениями психологической науки, но и помочь
им в познании самих себя, своих индивидуальных особенностей.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа
на 2 года:
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
8 класс
34
0,5
17
9 класс
34
0,5
17
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Овладение определенными социально-психологическими знаниями;
Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и
других людей;
Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие
барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
Изучение
и
овладение
индивидуализированными
приемами
межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к
учению в целом. Формирование адекватной самооценки.
Уметь оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами,
Знания моральных норм; развитие познавательных интересов;
Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными
ценностями.
Метапредметные результаты:
Умение рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное –
почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Умение целеполагать (ставить и удерживать цели);
Умение планировать (составлять план своей деятельности);
Умение моделировать (представлять способ действия в виде моделисхемы, выделяя все существенное и главное);
Умение проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения
задачи;
Умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении
задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано
отклонять точки зрения других).
Ожидаемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
-в
ценностно-ориентационной
сфере:
сформированность
эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между
людьми;
соблюдение
норм
и
правил,
способствующих
психологическому благополучию в социуме.
- в познавательной сфере: развитие и закрепление адекватных
способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во
внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует
мышление, восприятие, воображение
- в коммуникативной сфере: формированию коммуникативных
качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы,
направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого
человека, к его высказываниям.
Содержание программы.
8 КЛАСС
№
1
2
Наименование
раздела
Введение
Ощущение и
восприятие.
Содержание раздела
Тема 1. Что изучает психология? Что такое психика?
Тема 1.
Введение понятия «ощущение», «восприятие».
Введение понятия: Пороги ощущений.
Чувствительность. Адаптация.
Развитие чувствительности.
Тема 2.
Введение понятия «восприятие».
Восприятие и прошлый опыт человека.
Избирательность Восприятия. Виды восприятия.
3
Память.
4
Мышление.
5
Внимание.
6
Темперамент.
7
Способности.
8
Эмоции.
Тема 1.
Введение понятия «память», виды памяти.
Процессы памяти: запоминание, сохранение,
Воспроизведение. Индивидуальные особенности
памяти.
Тема 1.
Мышление. Виды мышления: конкретнодейственное,
наглядно-образное,
словеснологическое. Творческое мышление.
Тема 1.
Внимание. Виды внимания: непроизвольное и
произвольное. Переключение внимания.
Тема 2.
Основные свойства внимания. Концентрация.
Объем. Переключение. Распределение.
Устойчивость.
Колебания внимания при восприятии действенных
изображений.
Тема 3.
Управление вниманием.
Тема 1.
Понятие «темперамент», свойства нервной
системы и типы темперамента.
Темперамент. Холерический, сангвинический,
флегматический, меланхолический.
Тема 2.
Какой
у меня темперамент (практикум).
Методика изучения темперамента.
Тема 1.
Понятие «способности», виды способностей:
общие
способности и специальные.
Степени развития способностей.
Тема 2.
Профессиональное самоопределение. Изучение
направленности способностей, уровня их развития.
Тема 1.
Понятие об эмоциях и чувствах.
Классификация эмоций.
9
Психические
состояния.
Тема 2.
Внешнее выражение эмоций и поведение. Мимика,
жесты.
Тема 1.
Психические состояния: особенности,
классификация.
Тема 2.
Утомление и стресс. Фрустрация. Настроение.
10
Я-концепция
и самооценка.
Тема 1.
Я – концепция. Самооценка. Виды самооценки.
11
Характер
12
Общение
13
Волнение
стресс
Тема 1.
Понятие «характер» и его изучение. Характер.
Структура характера. Признаки характера.
Тема 2.
Какой
у меня характер? Методики изучения
характера, индивидуальные особенности личности.
Тема 1.
Правила общения.
Тема 2.
Межличностное познание. Стереотипизация.
Проецирование. Децентрация, идентификация,
эмпатия.
Тема 1.
Волнение. Стресс.
Тема 2.
Уровень стрессоустойчивости
Тема 3.
Эффективные способы саморегуляции в стрессовых
ситуациях.
и
Тематическое планирование 8-9 класс
№
п/п
Разделы и темы
8
1.
8 КЛАСС Введение
Что изучает психология?
2.
Для чего необходимы знания психологии?
Количество часов
теория
практика всего
1
1
1
Ощущения и восприятие
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Пороги ощущений. Чувствительность.
Адаптация. Развитие чувствительности.
Восприятие. Константность восприятия.
Избирательность восприятия.
Виды восприятия.
Память
Виды памяти.
Процессы памяти.
Мышление
Операции мышления.
Основные виды мышления.
Творческое мышление
Внимание
Виды внимания.
Основные свойства внимания.
Управление вниманием.
Темперамент
Понятие «темперамент». Типы темперамента.
Какой у меня темперамент (практикум).
9 КЛАСС
Способности
Понятие «способности», виды способностей.
Профессиональное самоопределение.
Эмоции
Понятие об эмоциях и чувствах.
Классификация эмоций.
Внешнее выражение эмоций и поведение.
Мимика и жесты.
Психические состояния
Психические состояния: особенности,
классификация.
Утомление и стресс. Фрустрация. Настроение.
Я-концепция и самооценка
5
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24.
Я-концепция. Самооценка. Виды самооценки.
Характер
25.
Понятие «характер». Структура характера.
Признаки характера.
26.
Какой у меня характер?
27.
Индивидуальные особенности личности.
Общение
28.
Правила общения.
29.
Межличностное познание.
Волнение и стресс
30-31 Волнение. Стресс.
32
Уровень стрессоустойчивости.
33-34 Эффективные способы саморегуляции в
стрессовых ситуациях.
ИТОГО:
1
3
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
5
2
1
2
22
12
34
1
1
1
Методическое обеспечение программы.
• Методическая литература по педагогике и психологии.
• Тесты.
• Презентации.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
• репродуктивный (воспроизводящий);
• проблемный (педагог ставит проблему и решает её вместе с детьми);
• эвристический (проблема ставится самими детьми, или же предлагаются
пути решения);
• аналитический (сравнение, наблюдение, самоанализ, самоконтроль).