Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классы «Азбука здоровья» Тип программы: спортивно-оздоровительная Срок реализации программы: 4 года г. Торопец 2023г. 1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программы Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается АКТУАЛЬНОСТЬ программы «Азбука здоровья». Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ: 1. Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечить физическое и психическое саморазвитие; научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. 2. Обучение: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения. 2. Общая характеристика курса. Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному направлению «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1- 4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Принципы построения программы: Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании». Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением. Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей. При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся: навыки дискуссионного общения; опыты; игра. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: чтение стихов, сказок, рассказов; постановка драматических сценок, спектаклей; прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен; организация подвижных игр; проведение опытов; выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества». 3. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. Учащиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность; умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье. 4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 класс Мир вокруг меня и я в нём (11 часов). Знакомство с режимом работы кружка, правилами техники безопасности занятий в кабинете, во время экскурсий, при проведении мероприятий. Что такое здоровье ? Валеология. Человек неповторим. Он индивидуален и имеет своё мнение, свои чувства. И мы должны это знать и уважать каждого человека. Как происходит общение людей для чего это нужно. Как надо вести себя в школе, от чего зависит настроение в школе, как его улучшить. Чем лучше заняться после школы. Вредные привычки, что мы о них знаем. Режим дня. Составление режима дня. Устройство глаза, почему надо беречь глаза, разучивание упражнений для глаз и физкультурных пауз. От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Правильная осанка и ее значение для здоровья. Нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку. Правильно питание - залог здоровья (7 часов). Правильное питание – залог здоровья». Зачем человек ест? Питание - необходимое условие для жизни человека. Как и чем мы питаемся. Поговорим о пище. Из чего состоит пища. Исследование (виды круп, макаронных изделий). Какая пища полезней? Свежие – несвежие продукты. Игры «Самые полезные продукты», «Съедобное – несъедобное». Моя любимая еда. Игра «Можно - нельзя». Практическое задание «Составить меню на день». Витамины – наши лучшие друзья! Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники». Навыки культурного поведения за столом. Пейте дети молоко, будете здоровы. Молочные и кисломолочные продукты. Заочное путешествие в молочный магазин. Город сладкоежек. Уроки Мойдодыра (5 часов). В гостях у Мойдодыра. Для чего нужно быть опрятным? Что такое гигиена? Предметы личной гигиены. Изготовление книжки-малышки с загадками о предметах личной гигиены с картинками. Грязные руки – причина болезней. Как правильно мыть руки. Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками. Как правильно чистить зубы. Охрана жизни человека (10 часов). Почему мы болеем? Беседа с педиатром «О профилактике гриппа и простудных заболеваний». Признаки простудных заболеваний: высокая температура, озноб, больное горло, головная боль, насморк, потеря аппетита, тошнота и рвота, раздражительность. Причины ОРЗ. Безопасность при любой погоде. Как избежать солнечных ожогов и тепловых ударов. Безопасность при грозе. Сквозняки. Мокрые (переохлажденные) ноги. Как избежать простуды? Как вести себя на улице в гололед? Чем опасен электрический ток? Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Невидимка-газ. Ребятам о пожарной безопасности. Беседа «Огонь – друг, огонь – враг». Не играй со спичками и зажигалками. Не садись близко у горящей печки, камина, костра. Не разжигай костер, если рядом нет взрослого. Не бросай в костер патроны, снаряды, не лей в него бензин, керосин и другие воспламеняющиеся жидкости. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Спички – это не игрушка. Пожар в квартире. Действия при пожаре. Нужные и ненужные тебе лекарства. Домашняя аптечка. Беседа о том, что должно находиться в аптечке для оказания первой медицинской помощи. Мы на улицах города. ПДД. Мы идем в поход. Беседа о правилах безопасности на природе. Осторожно, тонкий лед! Беседа о правилах безопасного поведения у водоемов весной, со способами и средствами спасения утопающих. Безопасность на воде. Беседа: не купайся один (в реке, озере, море). Не ныряй вниз головой в незнакомом месте. Не купайся в грозу. Купайся только в отведенных для этого местах. Никогда не соглашайся на спор прыгнуть в воду с большой высоты или преодолеть вплавь большое расстояние. Что делать, если пристает незнакомый человек. Экстренные номера. Разыгрывание ситуаций «Умей сказать нет». «Мы идём в поход» 2 класс Введение (2 часа) Повторение пройденного за 1 класс. Доктора природы. Экскурсия на школьный стадион, в тренажерный зал. Подвижные игры (4 часа) Подвижные игры. В гостях у доктора Свежий Воздух. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разучивание игр для организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры. Азбука здоровья (7 часов) Мое здоровье. Болезни глаз. Как их предупредить. Слух – большая ценность для человека. Зубы и уход за ними. Осанка. Гигиена позвоночника. Сколиоз. Советы Айболита (8 часов) Как готовить домашние задания. Настроение. Чувства. Эмоции. Вредные привычки и борьба с ними. Иммунитет. Как защитить себя от болезни. Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства? Аллергия на лекарства. Реакция организма на прием лекарств. Питание и здоровье (5 часов) Основы правильного питания, правила этикета. Режим питания. Витамины и их польза для человека. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах. Знакомство с полезными продуктами. Мое здоровье в моих руках (6 часов) Закаливание. Гигиена тела. Утомляемость и переутомление. Сон и его значение для здоровья человека. Как защитить себя от болезни. Профилактика детского травматизма. Подведем итоги (2 часа) Подведение итогов за год. Профилактические беседы о безопасном летнем отдыхе. 3 класс Введение «Вот мы и в школе». Дорога к доброму здоровью. Здоровье в порядке - спасибо зарядке. В гостях у Мойдодыра Я выбираю здоровый образ жизни! Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на стадионе, в спортивном зале. Питание и здоровье Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники». Культура питания. Как и чем мы питаемся. Красный, жёлтый, зелёный. Моё здоровье в моих руках Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Полезные и вредные продукты. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». Как обезопасить свою жизнь В здоровом теле - здоровый дух! Народные игры. Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки», «Гуси-Лебеди» «Пчёлки и ласточка». Разучивание игр разных народов. Украинские народные игры: «Высокий дуб», «Колдун», «Мак», «Перепёлочка». Белорусские народные игры: «Заяцмесяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп, убегай!». Игры народов Востока: «Скачки», «Собери яблоки». Игры – эстафеты. «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда», «Большая круговая эстафета». Я в школе и дома Мой внешний вид –залог здоровья. Зрение – это сила. Осанка – это красиво. Весёлые переменки. Здоровье и домашние задания. Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим Чтоб забыть про докторов “Хочу остаться здоровым”. Я и моё ближайшее окружение Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение». Вредные и полезные привычки. “Я б в спасатели пошел” Игры на развитие психических процессов Игры на развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности. Развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). Игры на развитие восприятия (2ч): «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». Игры на развитие памяти (2ч): «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». Упражнения и игры на внимание (2ч): «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки», упражнение «Ладонь – кулак», «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». Игры на развитие воображения(2ч): «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». Игры на развитие мышления и речи (2ч): «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка (2ч): «Баба Яга», «Три характера». «Вот и стали мы на год взрослей» Опасности летом (просмотр видео фильма). Первая доврачебная помощь Вредные и полезные растения. Чему мы научились за год. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. 4 КЛАСС Наше здоровье(4ч) Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс Как помочь сохранить себе здоровье(3ч) Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Что зависит от моего решения(2ч) Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Злой волшебник – табак(1ч) Что мы знаем о курении Почему некоторые привычки называются вредными(5ч) Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Помоги себе сам(1ч) Волевое поведение. Злой волшебник – алкоголь(3ч) Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор Злой волшебник – наркотик(2ч) Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения. Мы – одна семья(2ч) Мальчишки и девчонки. Моя семья. Повторение(11ч)Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы. ФОРМЫ РАБОТЫ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ: Экскурсии Игры Практические занятия Воспитательное мероприятие Викторины Дискуссии КВН Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема занятия Мир вокруг меня и я в нём (11 часов) «Азбука здоровья» Что такое здоровье и от чего оно зависит? Я – неповторимый человек Как настроение? Чувства Как сохранить глаз зорким? Здоровый сон. Работа над осанкой. Здоровье в порядке –спасибо зарядке. Активный отдых Вредные привычки. Как закаляться. Обтирание, обливание. Физкультура, спорт, здоровье. Физкультура, спорт, здоровье. Правильное питание – залог здоровья (7 часов) Зачем человек ест? Удивительные превращения пирожка Какая пища полезней? Занятие на свежем воздухе. Игры «Самые полезные продукты», «Съедобное – несъедобное». 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Моя любимая еда Витамины – наши лучшие друзья! Пейте дети молоко, будете здоровы. Польза кисломолочных продуктов. Город сладкоежек. Викторина «Продукты на моем столе». Уроки Мойдодыра (5 часов) В гостях у Мойдодыра Что такое гигиена? Посылка от Мойдодыра (предметы личной гигиены). «Помощники Мойдодыра» (мини - проект). Грязные руки – причина болезней. Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками. Охрана жизни человека (10 часов). Почему мы болеем? Безопасность при любой погоде. Ребятам о пожарной безопасности. Спички – это не игрушка. Нужные и ненужные тебе лекарства Домашняя аптечка Какие опасности таит вода Чем опасен электрический ток. Невидимка-газ Что делать, если пристает незнакомый человек. Экстренные номера. «Мы на улицах города». Спортивно-игровое мероприятие по ПДД. «Мы на улицах города». Спортивноигровое мероприятие по ПДД. «Мы идем в поход». 2 класс № п/п Тема занятия Введение (2 часа) 1. 2. Доктора природы. Экскурсия «По стране Спортландия». Подвижные игры (4 часа) 3. 4. 5. 6. В гостях у доктора Свежий воздух. Русская игра «Горелки». Мордовская игра «Котел». Разучивание игры для организации перемен. Спортивные игры и эстафеты. Разучивание игры для организации перемен. Попрыгать, поиграть. Разучивание игры для организации перемен. Азбука здоровья (7 часов) 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Мое здоровье Зрение – это сила Болезни глаз. Как их предупредить Слух – большая ценность для человека. Зубы и уход за ними. Профилактика кариеса. Осанка – это красиво. Гигиена позвоночника. Сколиоз. Советы Айболита (8 часов) 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Здоровье и домашние задания. Мое настроение. Мир эмоций и чувств. Вредные привычки и борьба с ними. Иммунитет. Как защитить себя от болезни. Движение – это жизнь. Что нужно знать о лекарствах? Питание и здоровье (5 часов) 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Знакомство с доктором Здоровая пища. Культура питания. Этикет. Режим питания. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Светофор здорового питания (текущий контроль знаний – викторина) Мое здоровье в моих руках (6 часов) Если хочешь быть здоров – закаляйся! Гигиена тела и души. «Я сажусь за уроки». Переутомление и утомление. Сон и его значение для здоровья человека Как защитить себя от болезни. Профилактика детского травматизма Подведем итоги (2 часа) Итоговое занятие: «Как хорошо здоровым быть» Я и опасности, которые меня подстерегают. 3 класс Программная тема № урока Тема урока 1 Тема 1. Чего не надо бояться 2 Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным 3 4 Тема 3. Почему мы говорим неправду 5 Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей 6 7 Тема 5. Надо уметь сдерживать себя 8 9 Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу 10 11 Тема 7. Как относиться к подаркам Тема 8. Как следует относиться к наказаниям Тема 9. Как нужно одеваться Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит 12 13 14 15 Как воспитывать бесстрашие? Учимся думать уверенность Количество часов и1 1 Спеши делать добро 1 Поможет ли нам обман 1 «Неправда - ложь» в пословицах и 1 поговорках Надо ли прислушиваться к советам 1 родителей Почему дети и родители не всегда 1 понимают друг друга Все ли желания выполнимы 1 Как воспитать в себе сдержанность 1 Как отучить себя от вредных 1 привычек Как отучить себя от вредных 1 привычек Я принимаю подарок 1 Я дарю подарки 1 Как следует относиться к нака- 1 заниям Как нужно одеваться 1 16 Как вести себя с незнакомыми 1 людьми 17 Как вести себя, когда что-то болит 1 Тема 12. Как вести себя за столом Тема 13. Как вести себя в гостях Тема 14. Как вести себя в общественных местах Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки 18 19 20 Сервировка стола Правила поведения за столом Как вести себя в гостях 1 1 1 21 1 Тема 16. Что делать, если не хочется в школу Тема 17. Чем заняться после школы Тема 18. Как выбрать друзей 25 Как вести себя в транспорте и на улице Как вести себя в театре, кино, школе Умеем ли мы вежливо общаться Умеем ли мы разговаривать по телефону Что делать, если не хочется в школу 26 Умей организовать свой досуг 1 27 28 Что такое дружба 1 Кто может считаться настоящим 1 другом Как доставить родителям радость 1 22 23 24 29 Тема 19. Как помочь родителям 30 Тема 20. Как помочь больным и беспомощным 31 32 Тема 21. Повторение 33 34 Если кому-нибудь нужна твоя помощь Спешите делать добро Огонёк здоровья Путешествие в страну здоровья Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема занятия Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки Стресс Учимся думать и действовать Учимся находить причину и последствия событий Умей выбирать Принимаю решение Я отвечаю за свои решения Что мы знаем о курении Зависимость Умей сказать НЕТ Как сказать НЕТ Кол. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения Волевое поведение Алкоголь Алкоголь – ошибка Алкоголь – сделай выбор Наркотик Наркотик – тренинг безопасного поведения Мальчишки и девчонки Моя семья Дружба День здоровья Умеем ли мы правильно питаться? Я выбираю кашу Чистота и здоровье Откуда берутся «грязнули»? Чистота и порядок Будем делать хорошо и не будем плохо КВН «Наше здоровье» Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы! № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема занятия Наше здоровье. Как помочь сохранить здоровье. Что зависит от моего решения. Злой волшебник – табак. Почему некоторые привычки называются вредными. Помоги себе сам. Злой волшебник – алкоголь. Злой волшебник – наркотик. Мы – одна семья. Повторение. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 34 часа Количество часов 4 3 2 1 5 1 3 2 2 11 Сроки Всего-34 часа ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Что такое здоровье? (1час) Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…» Тема 2. Что такое эмоции? (1час) Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя». Тема 3. Чувства и поступки. (1час) Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради. Тема 4. Стресс. (1час) Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов. Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час) Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?» Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час) Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?» Тема 7. Умей выбирать. (1час) Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». Тема 8. Принимаю решение.(1час) Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?» Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час) Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение». Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час) Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа. Тема 11. Зависимость. (1час) Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим». Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час) Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час) Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг. Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час) Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час) Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа. Тема 16. Волевое поведение. (1час) Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг. Тема 17. Алкоголь. (1час) Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час) Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг. Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 1час) Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг. Тема 20. Наркотик. (1час) Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час) Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг. Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час) Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Тема 23. Моя семья. (1час) Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение». Тема 24. Дружба. (1час) Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций. Тема 25. День здоровья. (1час) Открытие праздника. Игры и соревнования. Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час) Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. Тема 27. Я выбираю кашу. (1час) Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку». Тема 28. Чистота и здоровье. (1час) Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения». Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час) Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением. Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час) Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями. Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час) Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений. Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час) Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час) Тема 34. Будем здоровы. (1час) Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты». 5. Ожидаемые результаты Личностные Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения. Регулятивные Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных Составлять и отбирать источников информацию, полученную из различных источников Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. 6. Источники, используемые для подготовки и проведения занятий 1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2013. 2.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с. 3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя. 4.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2021. 5.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2014. 6.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2014. 7 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя. 8. Гостюшин А.В. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2017. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-2000., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-2000., Твои первые уроки здоровья – СПб., 2000.