Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «История родного края » Торопец 2023 Пояснительная записка Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 Программа кружка «История родного края» представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, воспитание уважения к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить. Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «История родного края», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности. Ведущей идеей программы «История родного края» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю. Общая характеристика программы: Цель: - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству. Содержание предполагает решение следующих задач: Обучающие: • формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа; • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ; • расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру. Развивающие: • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; • расширять исторический и экологический кругозор учащихся; • формировать учебную самостоятельность и деловые качества. Воспитательные: • воспитывать уважение и любовь к родному краю; • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города; • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками; • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города. Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города. Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты. Использование широкого спектра методических приемов и форм создаст условия для самореализации учащихся: - беседа, экскурсии; - творческие работы; - работа с картой России, Самарской области, родного города Сызрани; - сообщения учащихся на различные темы; - конкурсы, игры, праздники; -встречи с интересными людьми; -проекты; -компьютерные презентации и др. В работе со школьниками используются следующие методические приёмы: • инициирование и поддержание самоуправления в группах; • организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа; • организация воспитывающей предметно - эстетической среды, окружающей школьников; • предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания; • предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций; • проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития; • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края. При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; • различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; • выражать речь в устной и письменной форме; • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинноследственные связи; Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. . Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение. Содержание программы 1-2 классы Работа по программе состоит из четырех этапов: 1. Моя семья 2. Моя школа 3. Мой родной город 4. Регион, в котором я живу. Для реализации программы используются следующие методы работы: - объяснительно-иллюстрационный; - продуктивный; - частично-поисковый. Используются следующие формы проведения занятий: - посещение школьного музея; - просмотр видеофильмов и презентаций; - игры, викторины; - исследовательская деятельность; - проектная деятельность; - практическая работа. 3 класс Ты член семьи и общества. (7 ч.) Твоя родословная. Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. Конкурс сочинений о семье. Защитники Отечества в моей семье. Создание презентации «Моя семья» Сызрань православная от начала до сегодняшнего дня.(12ч.) Православные храмы город. Труженики тыла. Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны. Исследовательские проекты «Спасибо деду за победу!» Экскурсии. Экскурсия в краеведческий музей. Природа нашего края. (9ч.) Поверхность нашего края. Водоемы: реки, родники, озера, пруды. Леса и луга. Их охрана. Природные ресурсы края. Что дает наш край стране. Конкурс сочинений «Будущее моего края». Экологические проблемы края. Экскурсия на промышленные предприятия . Культура края. (6ч.) Экскурсия по городу. Писатели и поэты нашего края. Просмотр видеофильма о Тверской земле. Знакомство с достопримечательностями области. 4 класс Ты член семьи и общества. (7 ч.) Твоя родословная. Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. Конкурс сочинений о семье. Защитники Отечества в моей семье. Создание презентации «Моя семья» Сызрань православная от начала до сегодняшнего дня.(12ч.) Православные храмы город. Труженики тыла. Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны. Исследовательские проекты «Спасибо деду за победу!» Экскурсии. Экскурсия в краеведческий музей. Природа нашего края. (9ч.) Поверхность нашего края. Водоемы: реки, родники, озера, пруды. Леса и луга. Их охрана. Природные ресурсы края. Что дает наш край стране. Конкурс сочинений «Будущее моего края». Экологические проблемы края. Экскурсия на промышленные предприятия . Культура края. (6ч.) Экскурсия по городу. Писатели и поэты нашего края. Просмотр видеофильма о Тверской земле. Знакомство с достопримечательностями области. Тематическое планирование 1 класс № п/п 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24 25 26 27 28 2930 - 31 32 33 Тема занятия Раздел 1. «Моя семья» Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Мое имя Фамилия – флаг семьи Моя семья. Семейные традиции. Семейные гербы Летопись семьи Конкурс проектов «История моей семьи – история моего народа» Раздел 2 «Моя школа» Моя школа - мой дом.(экскурсия по школе) Учителя нашей школы Школьный музей Школа и моя семья. Проект. Раздел 3 « Мой родной город» История Торопца. Памятные места Волоколамска Краеведческий музей Почетные граждане г. Торопца. Защита проекта «Мой город» Раздел 5 «Регион, в котором я живу » Наш регион- Тверская область . Растительность нашего региона Народные промыслы Торопец в годы ВОВ. Животный мир нашей местности. Фотовыставка “Живи, родной край!” Всего: 33ч Тематическое планирование 2 класс № п/п 1 Тема занятия Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. 2 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14 15 16-17 18 19 20-21 22-23 24 25- 26 27-29 30 - 33 34 Моя семья. Семейные традиции. Моя семья. Семейные традиции. Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. Мой край на карте страны. Мой город. Из истории образования города Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. Памятные места города. Заочное путешествие. Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Торопецкая биостанция «Чистый лес» Путешествие с использованием технологии виртуальная реальность. Пажетнов Валентин Сергеевич «Сказки дедушки Вали» «С песней по свету»: танцевальные коллективы Торопца. Экскурсия в Дом быта, музей Фотографии Из истории народного костюма. Торопчанка На кукольном представлении. Театр «Берендей» Торопец- город адмиралов Торопец в годы ВОВ. Проект « Мой прадед герой» Проект «День рожденья города -950 лет» Фотовыставка “Живи, родной край!” Всего: 33ч Тематическое планирование 3 класс №п/п Темы занятий. Кол-во часов. Твоя родословная. Проекты. 2 3 Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. 1 4 Конкурс сочинений о семье. 1 Защитники Отечества в моей семье. Проекты. 2 7 Создание презентации «Моя семья» 1 8 Современные православные храмы города. 1 9 Современные православные храмы города. 1 10 Современные православные храмы города. 1 11 Современные православные храмы города. 1 12- Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной 2 13 войны. 1-2 5-6 14 Труженики тыла 1 15- Исследовательские проекты «Спасибо деду за Победу!» 2 17 Экскурсия …. 1 18 Экскурсия в краеведческий музей. 1 19 экскурсия по городу. 1 20 Поверхность нашего края . Подземные богатства края, их охрана. 1 21 Водоёмы нашего края. 1 22 Леса и луга нашего края. 1 23 Охрана природы. 1 24 Что даёт наш край стране. 1 25 Экскурсия на промышленные предприятия города 1 26 Символы города 1 27 Символы города 1 28 Каким бы ты хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и 1 16 сочинений. 29 Люди, прославившие наш город. 1 30 Экологические проблемы Тверской области. Пути их решения. 1 31 Экскурсия на промышленные предприятия города 1 32 Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой 1 родины нашей!» 33 Посещение дома культуры 1 34 Просмотр видеофильма о Тверской земле. Достопримечательности 1 Тверской области Итого 34 часа Тематическое планирование 4 класс №п/п Темы занятий. Кол-во часов. 1-2 Твоя родословная. Проекты. 2 3 Христианская семья. Библейские истории о взаимоотношениях в семье. 1 4 Конкурс сочинений о семье. 1 5-6 Защитники Отечества в моей семье. Проекты. 2 7 Создание презентации «Моя семья» 1 8 Современные православные храмы города. 1 9 Современные православные храмы города. 1 10 Современные православные храмы города. 1 11 Современные православные храмы города. 1 12- Наши земляки-защитники Отечества в годы Великой Отечественной 2 13 войны. 14 Труженики тыла 1 15- Исследовательские проекты «Спасибо деду за Победу!» 2 17 Экскурсия …. 1 18 Экскурсия в краеведческий музей. 1 19 экскурсия по городу. 1 20 Поверхность нашего края . Подземные богатства края, их охрана. 1 21 Водоёмы нашего края. 1 22 Леса и луга нашего края. 1 23 Охрана природы. 1 24 Что даёт наш край стране. 1 25 Экскурсия на промышленные предприятия города 1 26 Символы города 1 27 Символы города 1 28 Каким бы ты хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и 1 16 сочинений. 29 Люди, прославившие наш город. 1 30 Экологические проблемы Тверской области. Пути их решения. 1 31 Экскурсия на промышленные предприятия города 1 32 Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой 1 родины нашей!» 33 Посещение дома культуры 1 34 Просмотр видеофильма о Тверской земле. Достопримечательности 1 Тверской области