Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
172840, г.Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
для 9 класса
Срок реализации рабочей программы: 2023-2024 учебный год
г. Торопец, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
• Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
• Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности»;
• Письмом Роспотребнадзора от 19.01.2016 № 01/476-16-24 «О внедрении
санитарных норм и правил», определяющее особенности организация
внеурочной деятельности;
• Программой воспитания МБОУ ТР СОШ №1 г. Торопца на 2023-2024
учебный год.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение
уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к
предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля
дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и
методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий
класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая
грамотность» разработана для обучающихся 9 классов. На изучение курса
«Математическая грамотность» в 9 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34
часа.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» имеет
общеинтеллектуальное направление.
Актуальность курса
Математика является одним из самых важных достижений культуры и
цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы
немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для
человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование
конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные
качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых
2
разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до
моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой
связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи
информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами,
приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического
образования в развитии способности оперировать любой системой
представления информации становиться ключевой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена
необходимость и важность привести современное школьное образование в
соответствие с потребностями времени, современного общества, которое
отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей,
широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным
становится функциональная грамотность, так как это "способность человека
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и
деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является
математическая грамотность.
Цель курса:
формирование математической грамотности, обеспечивающей способность
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах.
Задачи курса:
-распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в
окружающей действительности с помощью математического аппарата
школьного курса математики; -выбирать и обосновывать оптимальные методы
решения реальных ситуаций с помощью применения математики;
-формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию
в контексте поставленной проблемы;
-развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий
социальный контекст для постановки и решения различных проблем
личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен
на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
3
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из
обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Метапредметными
результатами
является
формирование
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий. Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение;
выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу
действия;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия;
определять цели, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
предполагать развитие будущих событий и
развития процесса.
Коммуникативные УУД:
4
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь
убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания
к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять
её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные
вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и
поискового характера;
5
синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов;
использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования,
аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач;
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой
информации;
владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение
информации в соответствии с целью чтения;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
условий;
анализировать объект с выделением существенных и несущественных
признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов;
комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не
предполагающих стандартное применение одного из них;
исследование практических ситуаций, выдвижение предложений,
понимание необходимости их проверки на практике;
самостоятельное
выполнение
творческих
работ,
осуществляя
исследовательские
и
проектные
действия,
создание
продукта
исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать
практические
навыки
выполнения
устных,
письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную
культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению
математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться
использовать функционально-графические представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения,
освоить основные фактыи
методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
6
получить представления о статистических закономерностях в реальном
мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и
прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать
суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и
контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный,
символический,
графический)
для
иллюстрации,
интерпретации,
аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов
и явлений.
Виды внеурочной деятельности и режим занятий
Виды внеурочной деятельности, применяемые при изучении курса
«Математическая грамотность»:
-игровая деятельность
-познавательная деятельность
-проблемно-ценностное
общение
-художественное
творчество. Формы проведения
занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
Содержание программы Математика в повседневной жизни (10
часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в
устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок,
выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков,
рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в
нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия
задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на
чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество (6 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных
обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в
повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в
бережном отношении к природе и др.
7
Задачи на чертежах (6 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в
другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков,
рисунков, карт.
Математика и профессии (6 часов)
Математика и профессии. Применение математики для формирования
позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов
деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности
личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения
профессионально ориентированных задач.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов, тем
Всего, час
1 Математика в повседневной жизни
2 Геометрические задачи в заданиях ОГЭ
3 Математика и общество
4 Задачи на чертежах
5 Математика и профессии
Итого
10
6
6
6
6
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Темы занятий
Планируемые результаты
ЦОР
Математика в повседневной жизни (10 ч.)
Чтение чертежей
Извлекать и интерпретировать
https://urok.
информацию. Работать
Участок
с социально 1sept.ru/arti значимой
Практическая работа по
теме «Участок»
информацией:
обсуждать,
Задача про «Шины»
cles/684372 высказывать мнение;
Практическая работа по
уважительно относиться к чужим идеям.
теме «Шины»
https://xn-Уметь решать задачи из реальной
Покупки
j1ahfl.xn-практики,
применять
Решение задач на покупки вычислительные
p1ai/library/ навыки
Карманные расходы
при
решении
практических
Практическая работа по
konspekt_ur задач. oka_raschy
теме
Выполнять сбор информации в
«Покупки.
Карманные ot_byudzhet несложных случаях.
расходы»
Выполнять
a_semi_140
вычисления
с
8
10
Проектная работа по теме реальными данными. 853.html
«Математика
в
повседневной жизни»
http://www. 1september.
ru
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч)
Геометрические фигуры
Упражнения, направленные
на освоение терминологии
13 Верные
неверные
и
утверждения
14 Работа
с
текстово
информацией:
й анализ,
интерпретация, ическом и
представление в
граф символьном
виде
11
12
Развивать
поисковую
деятельность учащихся, научить
их пользоваться
техническими средствами для
получения информации. Уметь
делать выводы и доказывать
формулы,
анализировать
формулы, решать текстовые
количественные и качественные
задачи, выполнять задания по
разграничению понятий.
15 Работа
с
текстовой
информацией:
анализ,
интерпретация,
представление в
графическом и символьном
виде
16 Проверочная работа по теме
«Геометрические задачи в
заданиях ОГЭ»
Математика и общество (6 ч)
http://karma
nform.ucoz.
ru.
http://schoo
lcollection.e
du.ru
http://fcior.e
du.ru
https://uchi.
ru
http://www.
17 Права человека
Обсуждать на
уроке
1september.
18 Практическая работа по
различную информацию.
ru
теме «Права человека»
Уметь применять вычислительные
19 Охрана окружающей среды навыки
при
решении https://infou
20 Межкультурная
практических
задач.
Решать rok.ru/bibli
oteka
коммуникация
задачи из реальной практики,
http://www.
21 Проектная работа по теме выполнять сбор информации,
openclass.ru
способность,
«Математика и общество» развивать
/
22 Проверочная работа по теме планировать
«Математика и общество» свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.
Задачи на чертежах (6 ч)
23 Задачи на готовых чертежах Организовывать индивидуальную http://karma
9
24 Упражнения, направленные учебную деятельность.
на формирование умения Конструировать
различные
читать чертеж
алгоритмы
воспроизведения
25 Задания, направленные на рисунков,
построенных
с
перевод информации одного помощью
треугольников,
вида в другой
прямоугольников, строить по
26 Геометрия на клетчатой
алгоритму,
осуществлять
бумаге
самоконтроль,
проверяя
соответствие
полученного
27 Геометрия на клетчатой
изображения заданному рисунку.
бумаге
28 Проверочная работа по теме Конструировать орнаменты и
паркеты.
«Задачи на чертежах»
Математика и профессии (6 ч)
nform.ucoz.
ru.
http://schoo
lcollection.e
du.ru
http://fcior.e
du.ru
https://uchi.
ru
29 Математика
в
Решать задачи из реальной жизни,
выполнять сбор информации,
профессиональной
развивать способность,
деятельности
планировать свою деятельность и
30 Математика
в
решать поставленные перед собой
профессиональной
задачи.
деятельности моих
родителей
31 Математические задачи в
профессиях
32 Проектная работа по теме
«Математика и профессии»
33 Промежуточная аттестация в
форме творческой работы
34 Защита проектов
http://www.
1september.
ru
https://infou
rok.ru/bibli
oteka
http://www.
openclass.ru
/
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы
Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика
(приложение к газете «Первое сентября»). - №27. – 1995.
Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и
бизнесе. – М., 1997.
Водинчар, М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси,
сплавы и растворы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. №4.
Дорофеев, Г.В., Седова, Е.А. Процентные вычисления. 10-11 классы:
учеб.-метод.
пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
Егерман,Е. Задачи с модулем. 9-10 классы// Математика.-№23.—2004. –
С. 18-20.
10
6. Коршунова, Е. модуль и квадратичная функция // Математика. - №7. –
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
1998.
Рослова
Л.О., Краснянская
К.А., Рыдзе
О.А., Квитко
Е.С.
Математическаяграмотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Ч
1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.— М.;
СПб.: Просвещение, 2020 — (Функциональная грамотность. Учимся для
жизни).
Симонов, А.С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998. - №5
Скворцова, М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы //
Математика.- №20. –
2004. – С.17
Интернет-ресурсы:
сайт ФИПИ,
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.pdf,
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/,
https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyufunkcionalnoygramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html,
https://4ege.ru/trening-gia-matematika/59509-zadachi-proektamatematicheskayagramotnost.html
11