Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программа организации внеурочной деятельности интеллектуальной и социокультурной направленности «Основы функциональной грамотности» Класс: 1 Срок реализации: 1 год . Учебный год 2023-2024 г. Торопец 2023 1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» для обучающихся 1 класса школы: Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» для обучающихся 1 класса школы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 Назначение курса «Основы функциональной грамотности» Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы. Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учётом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок. Актуальность программы. Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Новизной настоящей программы является: Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому развитие функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность Перспективность курса. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Возрастной состав: учащиеся 6-7-8 лет Место курса «Основы функциональной грамотности» в учебном плане Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 66 часов. Цель программы: Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений Задачи программы: – формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с текстом; – совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Открытое занятие Беседа Встреча с интересными людьми Игра Концерт Презентация Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Возможные результаты («выходы») функциональной деятельности: альбом, наглядные пособия, газета, плакат, журнал, план, книжка-раскладушка, серия иллюстраций, коллаж, сказка, макет, стенгазета, музыкальная подборка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом 3. Структура курса № 1. Название раздела Читательская грамотность Кол-во Теори часов я 8 4 Практи ка 4 УУД - понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. 2. Математическа я грамотность 8 4 4 - формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; проводить математические рассуждения; использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 3. Финансовая грамотность 8 4 4 - понимать и правильно использовать финансовых терминов; - представлять о семейных расходах и доходах; - проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представлять о различных видах семейных доходов; - представлять о различных видах семейных расходов; - представлять о способах экономии семейного бюджета. 4. Естественно – научная грамотность 9 4,5 4,5 осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Итого 33 16,5 16,5 4. Календарно- тематическое планирование № Тема занятия п/ п Дата проведе ния Описание содержания Раздел 1. Читательская грамотность (8 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Анализ текстов авторских и русских сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного Раздел 2. Математическая грамотность Про курочку Рябу, золотые и Счёт предметов в пределах 10, простые яйца. составление числовых выражений и нахождение их Про козу, козлят и капусту. значений, состав чисел первого и Про петушка и жерновцы. второго десятка, задание на Как петушок и курочки делили нахождение суммы, задачи на бобовые зернышки. нахождение части числа, задачи Про наливные яблочки. на увеличение и уменьшение Про Машу и трех медведей. числа на несколько единиц, Про старика, старуху, волка и чтение и заполнение таблиц, лисичку. круговых диаграмм, ложные и Про медведя, лису и мишкин мед. истинные высказывания Раздел 3. Финансовая грамотность За покупками. Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги Находчивый колобок. платные и бесплатные, доход, День рождения мухи-цокотухи. прибыль, банк, реклама, цена, Буратино и карманные деньги. количество, стоимость Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Как мужик золото менял. Раздел 4. Естественно – научная грамотность (9 часов) Как Иванушка хотел попить Наблюдения и простейшие водицы. эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и Пятачок, Винни-пух и воздушный апельсином, воздух и его шарик. свойства, вода и её свойства, три Про репку и другие корнеплоды. состояния воды, плавучесть Плывет, плывет кораблик. предметов, отражение Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. 5. Информационно- методическое обеспечение 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М: Планета, 2022 год (Учение с увлечением)/ 2. Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажёр для школьников / М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М: Планета, 2022 год (Учение с увлечением)/ 3. Ноутбук, экран 4.Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей 5.Российская электронная школа resh.edu.ru› 6. Предполагаемая результативность курса Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; - овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета; - умение характеризовать виды и функции денег Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.