08.01.2024
В Российской Федерации уделяется особое внимание разработке антикоррупционного законодательства.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В частности, данным Федеральным законом закреплены основные меры по профилактике коррупции, среди которых особое место занимает проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов.
Развитие положений об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов получило в Федеральном законе от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно статье 1 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является одной из мер профилактики коррупции, проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Исходя из анализа действующего законодательства по принципу субъекта проведения антикоррупционную экспертизу можно разделить на два вида:
- антикоррупционная экспертиза, проводимая уполномоченными органами: Минюстом России и его территориальными органами, органами прокуратуры, а также органами и организациями в отношении принятых ими нормативных правовых актов;
- независимая антикоррупционная экспертиза, проводимая юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Кто может проводить независимую антикоррупционную экспертизу
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы.
В частности, независимыми экспертами могут быть:
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Следует отметить, что наличие в обязательном порядке высшего юридического образования не требуется.
Вместе с тем, не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы:
- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
2. Юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, отвечающих условиям аккредитации в качестве независимого эксперта.
При этом не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы:
- международными и иностранными организациями;
- некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
Порядок получения аккредитации на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
Порядок аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов установлен Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2019 № 57 (далее – Административный регламент).
Данным Административным регламентом установлен перечень документов, подлежащих представлению, порядок направления указанных документов, сроки и порядок их рассмотрения.
Так, документы могут быть направлены почтовым отправлением, представлены непосредственно в Минюст России через ящик для корреспонденции либо направлены через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Физическое лицо представляет следующие документы:
а) заявление (по форме, утвержденной Административным регламентом);
б) копию паспорта гражданина Российской Федерации (страницы с фотографией и с регистрацией);
в) копию документа установленного образца о высшем образовании;
г) копию документа установленного образца о наличии ученой степени (при наличии);
д) копию трудовой книжки (с наличием записи «Работает по настоящее время», заверенной печатью организации и выполненной в течение одного месяца до дня подачи заявления);
е) справку с места работы (службы), подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную печатью организации.
Физическое лицо может представить по собственной инициативе документ, подтверждающий наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования.
Юридическое лицо представляет следующие документы:
а) заявление (по форме, утвержденной Административным регламентом) подписанное руководителем организации;
б) копию документа установленного образца о высшем образовании работника юридического лица;
в) копию документа установленного образца о наличии ученой степени работника юридического лица (при наличии);
г) копию трудовой книжки работника юридического лица (с наличием записи «Работает по настоящее время», заверенной печатью организации и выполненной в течение одного месяца до дня подачи заявления);
д) копию паспорта гражданина Российской Федерации (страницы с фотографией и с регистрацией) работника юридического лица;
е) заявление о согласии работника юридического лица на обработку его персональных данных (по форме, утвержденной Административным регламентом) и внесение этих данных в государственный реестр, размещенный на официальном сайте Минюста России.
Юридическое лицо для получения государственной услуги может представить по собственной инициативе:
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- документ, подтверждающий у работника юридического лица наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования.
Обращаем внимание на то, что государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины.
Срок предоставления государственной услуги - 25 рабочих дней со дня регистрации заявления об аккредитации в Минюсте России.
Основанием для принятия решения об отказе в аккредитации являются:
- несоответствие заявителя установленным условиям;
- представление не в полном объеме предусмотренных Административным регламентом документов, необходимых для аккредитации;
- представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке, нечитабельность сведений, содержащихся в представленных документах.
После устранения оснований для отказа в предоставлении государственной услуги заявитель вправе повторно обратиться для получения государственной услуги в порядке, установленном Административным регламентом.
По результатам рассмотрения представленных документов при отсутствии оснований для отказа в аккредитации, издается распоряжение об аккредитации и в адрес заявителя в течение 2 рабочих дней заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг направляется уведомление о принятии решения об аккредитации.
В уведомлении об аккредитации указываются реквизиты распоряжения об аккредитации и срок действия аккредитации независимого эксперта - 5 лет.
Сведения о лицах, получивших аккредитацию, вносятся в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещенный на сайте Минюста России:
https://minjust.gov.ru/ru/pages/gosudarstvennyj-reestr-nezavisimyh
При этом, необходимо обратить внимание на то, что в случае получения аккредитации и намерения проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Костромской области (их проектов), независимому эксперту рекомендуется обратиться в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области для организации взаимодействия и оказания методической помощи.
Порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (далее – НПА) и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения в соответствии с Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Правила, Методика соответственно).
Правила определяют порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов размещают проекты указанных актов на сайте: https://regulation.gov.ru
Проекты нормативных правовых актов Костромской области (законов Костромской области, постановлений Костромской областной Думы, постановлений администрации Костромской области) размещаются на официальном сайте администрации Костромской области в разделе Нормотворчество – Общественное обсуждение.
Актуальные тексты нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов размещены на Портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» http://pravo.minjust.ru
Методика, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, определяет:
- принципы антикоррупционной экспертизы: обоснованность, объективность и проверяемость результатов;
- виды коррупциогенных факторов, их характеристику.
Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:
1) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
К первой группе относятся следующие виды факторов:
- широта дискреционных полномочий;
- определение компетенции по формуле «вправе»;
- выборочное изменение объема прав;
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;
- отсутствие или неполнота административных процедур;
- отказ от конкурсных (аукционных) процедур;
- нормативные коллизии
Ко второй группе относятся следующие виды факторов:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права;
- злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами);
- юридико-лингвистическая неопределенность.
Таким образом, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы независимый эксперт устанавливает наличие в проверяемом нормативном правовом акте (проекте НПА) одного или нескольких вышеуказанных коррупциогенных факторов.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной приказом Минюста России от 21.10.2011 № 363.
При этом, в случае установления факта наличия в проверяемом нормативном правовом акте (проекте НПА) одного или нескольких коррупциогенных факторов, независимый эксперт отражает в заключении указанные факторы, а также предложения по их устранению.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляется в соответствующий орган, являющийся разработчиком данного НПА (проекта НПА), а копия заключения – в Минюст России или его территориальный орган (в зависимости от органа, разработавшего НПА).
Следовательно, по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта Костромской области, копия заключения должна быть направлена в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее – Управление).
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и вместе с тем подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня его получения.
По результатам рассмотрения заключения гражданину или организации направляется мотивированный ответ, в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
Следует отметить, что ФБУ «Научный Центр Правовой Информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» разработаны Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Данные методические рекомендации структурно разделены на две части:
- первая посвящена вопросам проведения правовой экспертизы;
- другая – антикоррупционной экспертизе.
Независимые эксперты могут руководствоваться частью 2 указанных методических рекомендаций при проведении независимой антикоррупционной экспертизы.