Рабочая программа учбного курса ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ для 10-11 профильного педагогического класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4
код 48268 тел./факс 2-10-61

«Согласовано» на
педагогическом совете
Протокол № 1 от
«28» августа 2025г.

«Утверждено»
Директор МБОУ Торопецкая СОШ №1
Калинина Н.Г.______________
Приказ № 124 от
«28» августа 2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
для 10-11 профильного педагогического класса

Составитель:
Волхова О.В.,
педагог-психолог.

г. Торопец
2025 г.

Аннотация программы учебного курса «Основы психологии»
Программа учебного курса «Основы психологии» разработана для 10-11 профильного
педагогического класса. Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных
учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования. Особенно
важным этот курс является для учащихся профильных психолого-педагогических классов,
поскольку он непосредственно связан с профилем обучения и является первой ступенькой
в освоении педагогической профессией.
Программа учебного курса «Основы психологии» реализуется в рамках части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, рассчитана на 2 года
обучения с общим объемом 68 академических часов (1 час в неделю).
Пояснительная записка.
Программа «Основы психологии» составлена на основе учебных пособий Р.С.
Немова «Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов», рекомендованной Главным
управлением развития общего и среднего образования Министерства образования РФ,
Я.Л. Коломинский «Основы психологии».
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшая задача школы – формирование полноценного гражданина своей страны.
Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие
школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. В нашей школе
открывается педагогический класс. Его открытие было не случайным выбором, так как в
настоящее время востребованность педагогической профессии очевидна. Актуальной
проблемой становится обучение будущего педагога в соответствии с новой парадигмой
образования, которая требует нового учителя, творческая индивидуальность которого
должна проявиться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде всего
способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к сотрудничеству.
Для этого старшеклассники, которые собираются стать педагогами, уже в школе должны
представить себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к
современному педагогу обществом.
Данная программа представляет собой профильный курс педагогического
образования, который должен сформировать у старшеклассников первоначальные общие
представления о педагогической деятельности, основах психологии, необходимые для их
осознанного выбора профессии учителя по окончании школы.
Программа психолого-педагогического класса предназначена для учащихся 10-11
класса общеобразовательной школы. Обучение осуществляется 2 года.
В ходе обучения старшеклассники познакомятся с основами психологии, где наряду
с теоретическим материалом обязательно будет проводится работа, направленная на
самопознание, повышение уровня
психологической компетентности; они получат
прикладные знания современной психологии. Использование тестов, опросных методик,
тренинговых занятий позволит старшеклассникам соотнести самонаблюдение с данными
исследований и наметить пути развития необходимых качеств для будущей профессии.
Цели изучения предмета: освоение обучающимися основных фундаментальных понятий
психологии, изучение теоретических аспектов и подходов науки к проблемам развития и
воспитания детей,
овладение практическими навыками психолого-педагогической
деятельности.
Задачи:
1. Дать учащимся представление о значении, характере и специфических
особенностях педагогической профессии.
2. Познакомить с основными теоретическими и прикладными знаниями психологии.
3. Развить необходимые психологические качества для будущей профессии.

4. Научить эффективному деловому общению, умению конструктивно выстраивать
межличностные отношения.
Тематический план
«Основы психологии» в 10 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема
Введение в психологию
Предмет и задачи психологии. История развития науки.
Отрасли и методы психологии.
Методы психологии.
Познавательные процессы
Ощущение. Виды ощущений. Закономерности ощущений.
Восприятие. Типы восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия.
Представления.
Внимание, как психический процесс. Виды внимания.
Свойства внимания. Изучение особенностей внимания и методы его развития.
Практическая работа: изучить особенности внимания одного из школьников и
проанализировать результаты.
Память, как психический процесс. Процессы памяти.
Виды памяти. Личностные проявления памяти. Мнемотехнические приёмы
запоминания
Практическая работа: изучить особенности памяти одного из школьников и
проанализировать результаты.
Мышление, как психический процесс. Виды мышления. Этапы мыслительной задачи.
Характеристика мыслительных операций.
Качества умственной деятельности. Единство мышления и речи. Индивидуальные
особенности мышления.
Методы диагностики интеллектуальных особенностей человека.
Практическая работа: изучить особенности мышления одного из школьников и
проанализировать результаты.
Воображение, как психический процесс. Природа и своеобразие воображения, как
познавательного психического процесса. Виды воображения.
Способы создания образов воображения. Место воображения в творческой
деятельности человека. Методы изучения воображения и творческих особенностей
человека.
Практическая работа: изучить творческие особенности одного из школьников и
проанализировать результаты.
Тестирование по разделу «Познавательные процессы».
Индивидуально-психологические особенности личности
Организм, нервная система и темперамент. Основные свойства темперамента.
Отличительные признаки темперамента.
Психологическая характеристика типов темперамента. Методы диагностики
темперамента.
Практика. Подготовка рефератов и презентаций по темам: «Можно ли изменить
темперамент?», «Темперамент и стиль деятельности», «Темперамент и особенности
умственной деятельности», «Влияние темперамента на выбор профессии».
Практическая работа: изучить особенности темперамента одного из школьников и

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

проанализировать результаты.
Темперамент и характер. Структура характера. Классификация черт характера. Методы
изучения характера.
Практическая работа: изучить особенности характера одного из школьников и
проанализировать результаты.
Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура
способностей.
Условия формирования способностей. Талант и одарённость. Методы изучения
способностей.
Подготовка рефератов и презентаций на тему «Уникальные способности человека» на
примере конкретных людей.
Психологические основы профессиональной ориентации. Общее понятие о
профессиональной пригодности. Психологическая структура профессиональной
деятельности. Формула профессии.
Методы диагностирования профессиональной пригодности. Тестирование по разделу
«Индивидуально-психологические особенности личности»
Эмоционально-волевая сфера личности
Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных процессов и состояний. Эмоции
и чувства как продукт работы организма. Стресс и фрустрация, аффект, агрессивность.
Методы изучения чувств. Практическое занятие: «Управление эмоциями. Овладение
навыками саморегуляции. Кинезиологические упражнения. Релаксация».
Природа и сущность волевой регуляции. Волевые свойства личности. Структура
волевого действия. Воспитание и развитие воли.
«Основы психологии» в 11 классе
№
п/п
1
2

Тема
Личность в деятельности и общении
Возрастная психология
Всего

Количество часов
Теория
Практика
14
10
7
3
21
13

Основное содержание учебного предмета
«Основы психологии» в 11 классе
Личность в деятельности и общении
Тема 1. Соотношение понятий - «человек», «личность», «индивидуальность».
(1 час, теория) Личность, как базовое понятие в психологии. Индивид, человек, как
представитель биологического вида. Критерии сформировавшейся личности.
Тема 2. Психологическая структура личности.
(1 час, теория) Отечественный подход к изучению структуры личности. Зарубежные
теории.
Тема 3. Направленность личности.
(1 час, теория) Структура личностной направленности. Виды направленности и их
характеристика.
(1 час, практика) Практическая работа: изучить особенности одного из видов
направленности школьников и проанализировать результаты.
Тема 4. Потребности личности.
(1 час, теория) Виды потребностей. Социальные потребности личности. Потребности и
мотивы личности. Потребности и интересы личности. Духовные потребности личности.

(1 час, практика) Практическая работа: изучить потребности школьников старших и
младших классов и проанализировать результаты.
Тема 5. Личность и деятельность.
(1 час, теория) Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с
окружающей средой.
Физиологический, психологический, социальный аспект
деятельности личности. Структура деятельности.
(1 час, практика) Рефераты и презентации по теме «Личность и деятельность»,
«Классификация видов деятельности», «Психологическая характеристика игры»,
«Психологическая характеристика учения», «Психологическая характеристика трудовой
деятельности».
Тема 6. Общение и межличностные отношения.
(2 часа, теория) Понятие об общении. Функции общения. Общение и личность. Общение,
как взаимодействие. Перцептивная сторона общения. Деловое общение. Педагогическое
общение: общение учителя и обучающихся, общение в учительском коллективе.
(1 час, практика) Тренинг общения.
Тема 7. Группы и коллективы.
(1 час, теория) Социально-психологическая характеристика группы и коллектива: понятие
группы в социальной психологии, классификация групп, развитие группы, как коллектива.
Основные характеристики коллектива. Межличностные и межгрупповые отношения.
Методы их изучения. Социально-психологический климат в коллективе.
(2 часа, практика) Практическая работа: изучить межличностные отношения в одном из
школьных классов и проанализировать результаты; изучить уровень сотрудничества в
одном из классов школы и проанализировать результаты.
Тема 8. Уровни развития коллектива.
(1 час, теория) А. Макаренко и А. Петровский, А. Лутошкин об уровнях развития
коллектива. Основные элементы работы в группе.
(1 час, практика) Тренинг по сплочению коллектива.
Тема 9. Взаимодействия и взаимоотношения между людьми.
(1 час, теория) Вербальное и невербальное общение. Межличностное взаимодействие.
Межгрупповое взаимодействие. Виды взаимоотношений (деловые, личные). Система
взаимоотношений.
(1 час, практика) Презентация об особенностях вербального и невербального общения.
Практическая работа: изучить особенности взаимодействия ребёнка и родителя и
проанализировать результаты.
Тема 10. Конфликты и способы их разрешения.
(2 часа, теория) Конфликт в общении. Причины конфликтов. Типы конфликтов. Динамика
развития конфликтов. Стратегии поведения человека в условиях конфликта. Социальнопсихологические способы управления конфликтами. Правила поведения в конфликтных
ситуациях. Методы улучшения взаимоотношений. Внутриличностный конфликт.
( 1 час, практика) Тренинг по конфликтологии.
Тема 11. Медиация, как способ взаимовыгодного разрешения конфликтных ситуаций
(2 часа, теория) Нормативно-правовое регулирование института медиации. Принципы
медиации. Функции медиации. Стадии медиации. Техники коммуникации.
(1 час, практика) Медиативное разрешение конфликтных ситуаций (спроектированные
ситуации из жизни школы). Тестирование по разделу «Личность в деятельности и
общении».
Возрастная психология
Тема 12. Младенчество
(1 час, теория) Характеристика возраста. Ведущая деятельность. Линии развития. Формы
общения. Ранняя социализация.
Тема13. Ранее детство

(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Развитие познавательной сферы ребёнка.
Личностные образования. Кризис 3-х лет. Ведущий вид деятельности.
Тема 14. Дошкольное детство
(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие
познавательной сферы. Развитие мотивационной сферы и самосознания.
Тема 15. Младший школьный возраст
(1 час, теория)
Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие
познавательной сферы. Развитие мотивационной сферы и самосознания.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование когнитивной сферы младших
школьников и их личностных качеств. Проанализировать результаты.
Тема 16. Подростковый возраст
(2 часа, теория) Общая характеристика подросткового возраста. Анатомофизиологические особенности. Развитие познавательной сферы. Эмоциональная сфера.
Личность подростка. Причины неустойчивости поведения. Общение со сверстниками.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование когнитивной сферы и личностных
особенностей подростков. Проанализировать результаты.
Тема 17. Юность.
(1 час, теория) Юность, как стадия жизненного пути. Психическое развитие и
формирование личности. Взаимоотношения со взрослыми. Общество сверстников и
юношеская субкультура. Дружба. Социальное самоопределение.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование своих личностных особенностей.
Проанализировать результаты. Тестирование по разделу «Возрастная психология».
В результате изучения дисциплин учащиеся должны
Иметь представления о:
1. Значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии.
2. Социальной значимости труда учителя.
3. Роли и сущности педагогической профессии.
4. Закономерностях
становления
и
развития
личности,
индивидуальнопсихологических особенностях человека.
Знать:
1. Требования, предъявляемые к личности педагога;
2. Основные теоретические и прикладные положения психологии.
1.
2.
3.
4.
5.

Уметь:
Анализировать свою деятельность.
Организовывать жизнь и деятельность детей.
Осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к
учителю.
Иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения,
самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой.
Применять полученные теоретические знания и практические навыки.

Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: лекций,
практических занятий, тестов, экспериментальных опытов,
тренинговых занятий,
решения проблемных задач, защиту рефератов.

Критерии оценивания знаний по предмету
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка знаний учащихся в данной учебной программе является достаточно сложным
вопросом. Свободный обмен мнениями, активное участие в дискуссиях, заявление
собственной позиции предполагает отсутствие возможности получить «плохую оценку».
Руководствуясь стремлением сделать возможным массовое психологическое просвещение
среди подростков и молодежи, возможно считаться со сложившейся системой школьного
обучения и введением традиционного оценивания знаний.
Однако, учитывая основные цели и задачи программы, формализованную оценку
знаний можно применять при повторении пройденного теоретического материала или
выполнении дополнительных заданий, подготовке рефератов, докладов. При ответах
учащихся на проблемные вопросы, высказываниях во время дискуссий, выполнении
тестов и упражнений применение системы оценок нецелесообразно.
Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается
особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам
проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.
Дифференцированные карточки-задания,
самостоятельные работы; фронтальный и
индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие
задания (защита рефератов и проектов).
В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять
диагностические
методики.
Все
применяемые
в
курсе
«Психология»
психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы:
диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и
диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро
проиллюстрировать теоретический материал. Для диагностики внутри предмета наиболее
подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и
обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые
рисуночные методики.
Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у
них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов
психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов
человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие
людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического
исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих
выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы
вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения
знаний», сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания (Попова

М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.).
Критерием
оценки
успешного
продвижения
служит
сформированность
соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках:
хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию,
может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об
эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития.
Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние
обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического
развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных методик. В виде
итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений,
выступления с докладами, сообщениями.

Литература для учителя:
Введение в педагогическую деятельность (под ред. Е.И.Соколова, М.,Академия, 2000)
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. –
М., 2006.
Гамезо М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости к старости:
Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество
России, 2001
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
Кукушин В.,С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2002.
Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 202.
Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.
Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова. –М., 1990
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения. - М., 2002.
Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008.
Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум.
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002
Шмелев И.А. Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007.
Литература для учащихся:
Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: «Академия», 2004.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с
подростками». – М: Генезис, 1997.
Лидерс А.Г., 2001. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр
«Академия».
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.
Немов Р.С. «Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов», «Практикум по общей
психологии».-М., 1995.
Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный
изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.
Профессия – учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). –
М.:ВАКО, 2005.
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд. –
М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.
Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития
профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. – М, серия «Школьный
психолог», 2008.
Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» // Школьный психолог, №2, 2007.
Якушева С.Д. «Основы педагогического мастерства». –М., 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».