Рабочая программа элективного курса по Черчению для обучающихся 9 класса

Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Торопецкая
средняя общеобразовательная школа №1

Рабочая программа
элективного курса
по черчению
9 класс
Приложение к образовательной программе основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Торопецкого муниципального округа средней
общеобразовательной школа № 1,
принятой Педагогическим советом школы, протокол от 28.08.2025 № 1,
утвержденный приказом директора школы от 28.08.2025 № 70
С изменениями, принятыми педагогическим советом, протокол от
28.08.2025 № 1, утверждёнными приказом директора школы от
28.08.2025 года № 124

г. Торопец
2025

Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу
«Графическая культура» составлена на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также примерной программы воспитания (авторы:А.Д.
Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М.
Просвещение 2011)
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по элективному курсу «Графическая культура» достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности .
В центре примерной программы
в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
социализация личности .
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; ценностные установки и социально значимые
качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и
отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению,
готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности .
патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории
и современного развития отечественной графической культуры, выраженной
в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве
гражданское воспитание

Программа по элективному курсу направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям графической отечественной культуры. При этом
реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника .
Формируется чувство личной причастности к жизни общества.
духовно-нравственное воспитание

В графической культуре воплощена духовная жизнь человечества,
концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета .
Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
графической культуре способствует освоению базовых ценностей —
формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду.
эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует
формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к
окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к
мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому
себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к
позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции.
Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду,
искусству, культурному наследию.
ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений
активно, т . е . в соответствии со специальными установками, видеть
окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к
жизни . Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе
учебных проектов на уроках графической культуры и при выполнении
заданий графической направленности .
экологическое воспитание

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе
художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно- графической работе
трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с
освоением художественных материалов и специфики каждого из них . Эта
трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки

практической работы своими руками, формирование умений преобразования
реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от
создания реального практического продукта . Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности .
воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение организация пространственной среды школы . При этом школьники
должны быть активными участниками её создания и оформления
пространства в соответствии с задачами образовательной организации,
среды, календарными событиями школьной жизни . Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы,
оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование
позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками .
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении элективного курса «Графическая
культура»
Овладение
универсальными
познавательными
действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного
образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и
предметов между собой;
абстрагировать
образ
реальности
пространственной композиции .

в

построении

плоской

или

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения элективного курса
«Графическая культура», сгруппированы по темам и должны отражать

сформированность умений учащихся в практической деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знать:
- основы
прямоугольного
проецирования,
правила выполнения
чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и
обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения
резьбы.
- учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка
и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений
строительных чертежей.
уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных
предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного
положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием.
2. Содержание элективного курса «Графическая культура»
№

Раздел

1 Техника выполнения чертежей и правила их
оформления.
2 Чертежи в системе прямоугольных проекций
3 Аксонометрические проекции. Технический
рисунок.
4 Чтение и выполнение чертежей.
5 Сечения и разрезы
6 Сборочные чертежи
7 Чтение строительных чертежей.
Итого часов

3. Тематическое планирование

Количество
часов
4
3
4

34

8
6
8
2

№

1
2
3
4

5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока

Ключевые
воспитательные задачи

Техника выполнения чертежей и
правила их оформления(4ч.)

Формирование знаний о

Графический язык. Чертёж. Инструменты,
материалы, принадлежности
Понятие о стандартах. Форматы, основная
надпись чертежа
Чертежные шрифты
Нанесение размеров.Чертеж плоской
детали
Чертежи в системе прямоугольных
проекций (3ч.)
Центральное и параллельное
проецирование. Прямоугольное
проецирование
Проецирование на 1-3 плоскости проекций
Расположение видов на чертеже. Местные
виды
Аксонометрические проекции.
Технический рисунок. (4ч.)
Аксонометрические проекции. Плоские
фигуры
Аксонометрические проекции
плоскогранных предметов
Аксонометрические проекции предметов,
имеющих круглые поверхности
Технический рисунок
Чтение и выполнение чертежей (8ч.)
Анализ геометрической формы предмета
Проекции вершин, граней и ребер
предмета
Построение проекций точек на
поверхности предмета.
Порядок построения видов на чертежах.
Построение третьего вида
Нанесение размеров с учётом формы
предмета
Геометрические построения
Чтение чертежей.

Технике выполнения
чертежа и правилах их
выполнения.
Формировать
уважительное
отношение к
графической культуре

Формирование у
учащихся технического
мышления,
пространственных
представлений.
Формирование у
учащихся способностей
к познанию техники с
помощью графических
изображений.
Формирование у
учащихся проектного
мышления.

№

Тема урока

19

Выполнение чертежа предмета в трех
видах с преображением его формы
Сечения и разрезы (6ч.)
Эскизы деталей
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Сечения
Разрезы
Соединение вида и разреза
Местные разрезы. Тонкие стенки и спицы
на разрезе.
Сборочные чертежи (7ч.)
Определение необходимого количества
изображений.
Сборочные чертежи. Виды соединений
деталей.
Изображение и обозначение резьбы.
Чертежи болтовых и шпилечных
соединений.
Чертежи шпоночных и штифтовых
соединений.
Сборочные чертежи. Чтение сборных
чертежей
Деталирование
Чтение строительных чертежей (2ч.)
Чтение строительных чертежей
Итоговый урок по курсу «Графическая
культура» черчение.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Ключевые
воспитательные задачи

Воспитывать у учащихся
дисциплинированность,
аккуратность,
настойчивость,
трудолюбие при
выполнении
графических работ.

Развитие творческой
активности учащихся,
активности и
самостоятельности.
Приложение

Критерии оцениванияустного ответа:
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные
знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,

сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.
Оценка “4” ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт
полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные
ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не
более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании
или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный
материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает
на дополнительные вопросы учителя.
Оценка “3” ставится, если ученик:
1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в
усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
2) Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и
умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1) Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений,не знает и не понимает значительную или
основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
2) Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет
применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
3) При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии оценки графических и практических работ:
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические
и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает
свободно;
2. при необходимости умело пользуется справочным материалом;
3. ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные
неточности и описки.
Оценка “4” ставится, если ученик:
1. самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и
читает чертежи и сравнительно аккуратно ведет тетрадь;
2. справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с
трудом;

3. при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки,
которые исправляет после замечаний учителя и устраняет
самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка “3” ставится, если ученик:
1. чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила
оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные
программой, выполняет несвоевременно, тетрадь ведет небрежно;
2. в процессе графической деятельности допускает существенные
ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. не выполняет обязательные графические и практические работы, не
ведет тетрадь;
2. читает чертежи и выполняет работы только с помощью учителя,
систематически допускает существенные ошибки.

Список литературы

Основные источники:

1. «Инженерная графика», М., Пуйческу Ф.И., Чванова

Н.А., Муравьев С.Н.,ИЦ «Академия» 2014.

2.Учебник «Инженерная графика», Бродский А.М., Фазлулин
Э.М., ХалдиновВ.А., М., ИЦ «Академия» 2012.

3.«Инженерная графика»: учебник СПО, А.А.Чекмарев.-12-е
изд.. испр.и доп. –М: Издательство Юрайт, 2015;
4.«Техническое

программного

черчение

с

элементами

обучения»Вышнепольский И.С. 1988

Интернет — ресурсы:
1.http//metalhandling.ru - «Техническое черчение».
2.http://secpro.narod.ru – Госты, СПДС
3.http://kodges.ru – Электронный вариант разделов инженерной
графики;
4.http://nacherchy.ru – Техническое черчение. Чтение строительных
чертежей.
5.http://www.ngeom.ru – Инженерная графика. Начертательная
геометрия;
6.http://www/.chercy.ru – Техническое черчение;
7.http://autocad-specialist.ru/ - курсы по AutoCAD.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».