Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4
код 48268 тел./факс 2-10-61
«Согласовано» на
педагогическом совете
Протокол № 1 от
«28» августа 2025г.
«Утверждено»
Директор МБОУ Торопецкая СОШ №1
Калинина Н.Г.______________
Приказ № 124 от
«28» августа 2025г
Рабочая программа
по психологии общения
5 класс
Рабочую программу составила:
Волхова Олеся Васильевна
г. Торопец
2025 г.
Пояснительная записка
Программа «Психология общения» ориентирована на обучающихся 5
классов. Программа рассчитана на 34 часа.
Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в
классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с
друзьями становятся в этот период более значимыми.
Коммуникативное и эмоциональное развитие играет в жизни детей
важнейшую
роль.
В
процессе
реализации
любой
программы
дополнительного образования педагог должен способствовать развитию и
коррекции коммуникативных способностей детей. Данная программа
предназначена для проведения развивающих занятий с учащимися среднего
школьного возраста, основана на понимании уникальности этого периода
возрастного развития и построена с учетом основных возможностей и
потребностей данной возрастной стадии развития. Она может быть
использована в качестве материала для организации воспитательной
деятельности в объединениях любой направленности. Занятия по форме
напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр
участники овладевают навыками эффективного общения, получают
возможность осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать
адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Занятия
желательно проводить в помещении, где есть возможность свободно
двигаться.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет
его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок
проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет
непосредственно
происходить
в
межличностных
отношениях
с
одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом
зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной
самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то,
как ребенок будет относиться к окружающему миру.
Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою
актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на
отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня
уважают в классе».
В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные
системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения
характеризуются,
прежде
всего,
избирательностью.
Ученики
дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они
испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим –
безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но
как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие,
общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать
желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет
параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в
какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение
друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет
во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с
помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Научить ребенка общаться, значит научить понимать и познавать другого
человека, а через него и самого себя.
Цель программы: познакомить учащихся с правилами и приемами
эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.
Задачи программы:
- развивать навыки общения;
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать способность осознавать и выражать свои чувства;
- повышать уровень самооценки учащихся;
- повышать положительный эмоциональный уровень класса;
- развивать способность к самоанализу и рефлексии;
- развивать творческую активность учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
В результате освоения программы будут сформированы следующие УУД:
Личностные:
эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
установка на здоровый образ жизни;
представление о позитивных психологических факторах, влияющих на
здоровье;
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей;
уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение;
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается.
Регулятивные:
регулятивные УУД на этапе освоения программы отражают:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения различных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Коммуникативные:
коммуникативные УУД на этапе освоения программы отражают:
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические
высказывания;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.
Содержание программы ориентирует на применение активизирующих
методов и приемов обучения:
- игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)
- мозговой штурм
- дискуссия
- диалог
- упражнения (настройки, разогревающие)
- самоотчет (диагностика)
- тесты,
- анкеты,
Виды деятельности учащихся:
-поисковая деятельность по сбору информации.
- игровая и коммуникативная деятельность.
- диагностическая и рефлексивная деятельность
- практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.
Формы работы:
- индивидуальная работа («И один в поле воин»).
- работа в парах («Двойки»)
- работа в малых группах («Тройки и четверки»)
- работа всей группы («Круг»)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дата
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Темы занятий
Знакомство. Разрешите представиться.
Понятие «общение». Виды общения.
Роль общения в жизни и развитии человека.
Этикет беседы. Умение слушать и слышать.
Зачем человеку нужны правила?
«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других».
Что в имени тебе моем? Тайна имени.
Моя самооценка.
Мои проблемы.
Роль эмоций в общении.
Управление эмоциями.
Что такое страх? Страх оценки.
А что они обо мне подумают?
Влияние позы и выражения лица в процессе общения.
Злость и агрессия.
Как справиться со злостью?
Почему люди ссорятся? Общение и уважение.
Темперамент человека.
Проявление темперамента в общении.
Обида. Как простить обиду?
«Ищу друга». Портрет моего друга.
Быть уверенным в себе, но не самоуверенным.
Поведение и культура.
Комплименты или лесть? Комплимент – дело серьезное…
Что такое эмпатия?
Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению.
Учимся пониманию.
Конфликт – неизбежность или…
Способы выражения чувств.
Этическая защита. Умение сказать «нет».
Что такое свобода?
Комната наших интересов.
Резерв
Резерв