Рабочая программа по Психологии общения для обучающихся 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4
код 48268 тел./факс 2-10-61

«Согласовано» на
педагогическом совете
Протокол № 1 от
«28» августа 2025г.

«Утверждено»
Директор МБОУ Торопецкая СОШ №1
Калинина Н.Г.______________
Приказ № 124 от
«28» августа 2025г

Рабочая программа
по психологии общения
5 класс
Рабочую программу составила:
Волхова Олеся Васильевна

г. Торопец
2025 г.

Пояснительная записка
Программа «Психология общения» ориентирована на обучающихся 5
классов. Программа рассчитана на 34 часа.
Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в
классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с
друзьями становятся в этот период более значимыми.
Коммуникативное и эмоциональное развитие играет в жизни детей
важнейшую
роль.
В
процессе
реализации
любой
программы
дополнительного образования педагог должен способствовать развитию и
коррекции коммуникативных способностей детей. Данная программа
предназначена для проведения развивающих занятий с учащимися среднего
школьного возраста, основана на понимании уникальности этого периода
возрастного развития и построена с учетом основных возможностей и
потребностей данной возрастной стадии развития. Она может быть
использована в качестве материала для организации воспитательной
деятельности в объединениях любой направленности. Занятия по форме
напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр
участники овладевают навыками эффективного общения, получают
возможность осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать
адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Занятия
желательно проводить в помещении, где есть возможность свободно
двигаться.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет
его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок
проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет
непосредственно
происходить
в
межличностных
отношениях
с
одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом
зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной
самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то,
как ребенок будет относиться к окружающему миру.
Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою
актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на
отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня
уважают в классе».
В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные
системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения
характеризуются,
прежде
всего,
избирательностью.
Ученики
дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они
испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим –
безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но
как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие,
общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать
желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет
параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в

какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение
друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет
во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с
помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Научить ребенка общаться, значит научить понимать и познавать другого
человека, а через него и самого себя.
Цель программы: познакомить учащихся с правилами и приемами
эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.
Задачи программы:
- развивать навыки общения;
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать способность осознавать и выражать свои чувства;
- повышать уровень самооценки учащихся;
- повышать положительный эмоциональный уровень класса;
- развивать способность к самоанализу и рефлексии;
- развивать творческую активность учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
В результате освоения программы будут сформированы следующие УУД:
Личностные:

эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;

установка на здоровый образ жизни;

представление о позитивных психологических факторах, влияющих на
здоровье;

целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей;

уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение;

доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается.
Регулятивные:
регулятивные УУД на этапе освоения программы отражают:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения различных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Коммуникативные:
коммуникативные УУД на этапе освоения программы отражают:


умение формулировать собственное мнение и позицию;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;

умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;

умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические
высказывания;

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.
Содержание программы ориентирует на применение активизирующих
методов и приемов обучения:
- игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)
- мозговой штурм
- дискуссия
- диалог
- упражнения (настройки, разогревающие)
- самоотчет (диагностика)
- тесты,
- анкеты,
Виды деятельности учащихся:
-поисковая деятельность по сбору информации.
- игровая и коммуникативная деятельность.
- диагностическая и рефлексивная деятельность
- практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.
Формы работы:
- индивидуальная работа («И один в поле воин»).
- работа в парах («Двойки»)
- работа в малых группах («Тройки и четверки»)
- работа всей группы («Круг»)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дата

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы занятий
Знакомство. Разрешите представиться.
Понятие «общение». Виды общения.
Роль общения в жизни и развитии человека.
Этикет беседы. Умение слушать и слышать.
Зачем человеку нужны правила?
«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других».
Что в имени тебе моем? Тайна имени.
Моя самооценка.
Мои проблемы.
Роль эмоций в общении.
Управление эмоциями.
Что такое страх? Страх оценки.
А что они обо мне подумают?
Влияние позы и выражения лица в процессе общения.
Злость и агрессия.
Как справиться со злостью?
Почему люди ссорятся? Общение и уважение.
Темперамент человека.
Проявление темперамента в общении.
Обида. Как простить обиду?
«Ищу друга». Портрет моего друга.
Быть уверенным в себе, но не самоуверенным.
Поведение и культура.
Комплименты или лесть? Комплимент – дело серьезное…
Что такое эмпатия?
Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению.
Учимся пониманию.
Конфликт – неизбежность или…
Способы выражения чувств.
Этическая защита. Умение сказать «нет».
Что такое свобода?
Комната наших интересов.
Резерв
Резерв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».