Торопецкий муниципальный округ Тверской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Торопецкая средняя
общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО
На методическом
объединении
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Протокол № 1 от 28.08.2025 Торопецкая СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Протокол № 1 от 28.08.2025
Приказ № 124 от 28.08.2025
«Народное искусство Тверской земли"
(краеведческая направленность)
5 -6 кл
Учитель
изобразительного искусства
Шишлова Н.В.
Торопец 2025
Пояснительная записка
Любовь к родному краю. Знание его истории - основа, на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью
художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают
художественные
традиции
нации,
миропонимание,
мировосприятие
и
художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность
произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том,
что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что
они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость
предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские
игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь
праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие
блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы
утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим
идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре.
Введение в культуру как осуществление социального наследования - важнейшая
функция, смысл образования. Культура представляется не как линейный процесс
необратимой временной последовательности, а как система, в которой существует
прошлое, настоящее и будущее.
Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть
забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается
новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся
исторические условия.
Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных
памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная
история. При огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее
своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это
необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь
более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты.
Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества:
резьба и роспись по дереву;
кованый металл;
плетение;
керамика;
набойка;
одежда;
ткачество;
кружево;
вышивка.
Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Торопца,Твери,
Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова,
Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его видение мира,
восприятие добра и зла, его культура.
Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и
декоративно-прикладного искусства Тверской земли на уроках изо искусства
содержит в себе исключительную возможность
художественно-эстетического
аспекта деятельности учащихся. Отточенные поколениями народные традиции
становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не
перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны
традиции в системе культурных отношений.
На уроках изобразительного искусства осуществляться творческое развитие
учащихся.
Данный курс предполагает знакомство и изучение народных промыслов
Тверской области. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают о творчестве и
эстетике Тверского края. Мы так много говорим о природе нашей местности,
художниках, писателях, ученых и совсем мало уделяем внимания простым людям,
которые своими руками создают шедевры. Именно народ трудится на заводах и
фабриках, расписывая посуду, вышивая тонкими нитками великолепные узоры.
Народные ремесла во все времена считались ценными, красивыми и модными. Наш
края богат умельцами и мастерами. Изучая этот курс, мы совершим путешествие по
города Тверской области, где издавна существуют и процветают народные промыслы.
Целью изучения является освоение народного и декоративно-прикладного
искусства Тверской области
Расширить знания учащихся о Тверском крае, изучая основные виды народных
промыслов.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать представление о народных промыслах и промышленных зонах Тверского
края; труде и творчестве людей, которые создают предметы быта и украшения
интерьера;
Знать историю возникновения и технологию изготовления изделий народных
промыслов;
Воспитывать любовь, гордость и уважение к родному краю, Родине, быть
патриотом своей страны;
Развивать воображение, творчество, активизировать мыслительные процессы.
Самостоятельное воплощение своих идей.
Задачами являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, формирование пространственного мышления и аналитических
визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах
переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса: в 5 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю)
Содержание курса обучения
Программа состоит из 9 модулей разного содержания.
I. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные
промыслы Тверского края. Виды декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву.
Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.
II. "Гончарное производство" познакомит учащихся с технологией производства
глиняной посуды; дает возможность учащимся попробовать разработать и изготовить
свою игрушку, указать ее назначение, изучить особенности игрушек Тверского края.
Предполагает творческую работу по разработке эскизов и изготовлению изделий;
росписи посуды и игрушек.
III. "Резьба и роспись по дереву" познакомит учащихся с разновидностью резьбы и ее
особенностями, историей возникновения, ее ценностью и уникальностью.
IV. "Кузнечное ремесло" познакомит учащихся с технологией художественной
обработки металлов. Предполагает творческую работу по разработке эскизов изделий;
а также исследовательскую деятельность в виде докладов о мастерах кузнечного дела.
V. "Кубовая набойка" познакомит учащихся с разновидностью Тверской набойки и ее
особенностями, историей возникновения набойки, ее ценностью и уникальностью.
VI. "Народная одежда" дает возможность учащимся попробовать разработать
народный костюм , указать его назначение, изучить особенности костюма Тверского
края.
VII. Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края.
Познакомит учащихся с народной вышивкой, её традициями и особенностями,
историей возникновения.
VIII. Кружевоплетение Тверского края. Познакомит учащихся с кружевоплетением,
традициями и особенностями, историей возникновения, ее ценностью и
уникальностью. Видами кружев.
IX. Изделия из стекла. Познакомит учащихся с историей возникновения и продукцией
завода "Красный май", старинного изготовителя стекольных изделий.
X. "Итоговое занятие", который включает обзорный материал, состоящий из докладов
учащихся на тему "Народные промыслы Тверского края". Целью данного занятия
является знакомство учащихся с другими видами промыслов и расширение их
кругозора.
В курс также включены экскурсии: в местный краеведческий музей.
Программное содержание
1.Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы
Тверского края. (1 час)
Теоретическое обучение. Виды декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву.
Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.
2."Гончарное производство" (7 часов)
Теоретическое обучение. История возникновения гончарного производства. Развитие
фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи. (конаковский
фаянс, торжокская игрушка, лихославльская керамика).
Отличительные особенности промыслов.
Практическое обучение. Разработать эскизы по темам: конаковского фаянса,
торжокской игрушки, лихославльской керамики.
3."Резьба и роспись по дереву"(4часа)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву.
Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы
резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской
земли. Тверская матрешка.
Практическое обучение. На основе теоретических знаний разработать серию эскизов
Тверских прялок.
4."Кузнечное ремесло" (3 часа)
Теоретическое обучение. История возникновения художественной обработки
металлов. Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы,
светцы, хомуты).
Практическое обучение. Разработка эскизов по темам.
5."Кубовая набойка" (3 часа)
Теоретическое обучение. Необходимость и история возникновения и развития кубовой
набойки. Уникальность, ценность и назначение изделий, изготовленных набойкой.
Технология кубовой набойки, подбор материала.
Практическое обучение. Выполнение эскизов и элементов кубовой набойки (платки,
скатерти).
6."Народная одежда" (3 часа)
Теоретическое обучение. История народного костюма, развитие, технология
выполнения костюма. Предметы женского и мужкого нарядов. Головные уборы,
способы их изготовления.
Практическое обучение. учащиеся попробуют разработать народный костюм (эскиз),
указать его назначение, изучив особенности костюма Тверского края.
7.Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края. (5ч)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика,
стиль, характер в Тверской вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки.
Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. . Необходимость и история
возникновения и развития золотошвейной фабрики. Уникальность, ценность и
назначение изделий, украшенных золотым шитьем. Знаменитые изделия, технология
вышивки золотыми нитками, подбор материала.
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных эскизов.
8. Кружевоплетение Тверского края (3 часа)
Теоретические сведения. История создания кружева. Возможности кружевоплетения.
Демонстрация образцов, готовых изделий. Способы и виды кружевоплетения
(кружево на картоне, на пяльцах, узелковое или смирнское, вязание крючком в
технике макраме). Калязинское кружево.
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных эскизов.
9. Изделия из стекла (2 часа)
Теоретические сведения. Особенности простых плетеных изделий. Принадлежности
хозяйственного инвентаря: рыболовные верши, кузова, рогожи, корзинки, короба.
Вышневолоцкое стекло. Стекольный завод" Красный май".
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных эскизов.
10."Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края" (1час)
Программа состоит из 9 модулей разного содержания.
I. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные
промыслы Тверского края. Виды декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву.
Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.
II. "Гончарное производство" познакомит учащихся с технологией производства
глиняной посуды; дает возможность учащимся попробовать разработать и изготовить
свою игрушку, указать ее назначение, изучить особенности игрушек Тверского края.
Предполагает творческую работу по разработке эскизов и изготовлению изделий;
росписи посуды и игрушек.
III. "Резьба и роспись по дереву" познакомит учащихся с разновидностью резьбы и ее
особенностями, историей возникновения, ее ценностью и уникальностью.
IV. "Кузнечное ремесло" познакомит учащихся с технологией художественной
обработки металлов. Предполагает творческую работу по разработке эскизов изделий;
а также исследовательскую деятельность в виде докладов о мастерах кузнечного дела.
V. "Кубовая набойка" познакомит учащихся с разновидностью Тверской набойки и ее
особенностями, историей возникновения набойки, ее ценностью и уникальностью.
VI. "Народная одежда" дает возможность учащимся попробовать разработать
народный костюм , указать его назначение, изучить особенности костюма Тверского
края.
VII. Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края.
Познакомит учащихся с народной вышивкой, её традициями и особенностями,
историей возникновения.
VIII. Кружевоплетение Тверского края. Познакомит учащихся с кружевоплетением,
традициями и особенностями, историей возникновения, ее ценностью и
уникальностью. Видами кружев.
IX. Плетеные изделия, изделия из стекла. Познакомит учащихся с особенностями
плетеных изделий, видами. Историей возникновения и продукцией завода "Красный
май", старинного изготовителя стекольных изделий.
X. "Итоговое занятие", который включает обзорный материал, состоящий из докладов
учащихся на тему "Народные промыслы Тверского края". Целью данного занятия
является знакомство учащихся с другими видами промыслов и расширение их
кругозора.
В курс также включены экскурсии: в местный краеведческий музей.
Программное содержание
1.Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы
Тверского края. (1 час)
Теоретическое обучение. Виды декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву.
Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.
2."Гончарное производство" (7 часов)
Теоретическое обучение. История возникновения гончарного производства. Развитие
фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи. (конаковский
фаянс, торжокская игрушка, лихославльская керамика).
Отличительные особенности промыслов.
Практическое обучение. Изготовление проекта(презентация, буклет)по темам:
конаковского фаянса, торжокской игрушки, лихославльской керамики.
3."Резьба и роспись по дереву"(4часа)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву.
Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы
резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской
земли. Тверская матрешка.
Практическое обучение. На основе теоретических знаний разработать серию эскизов
Тверских прялок.
4."Кузнечное ремесло" (3 часа)
Теоретическое обучение. История возникновения художественной обработки
металлов. Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы,
светцы, хомуты).
Практическое обучение. Разработка проекта по темам.
5."Кубовая набойка" (3 часа)
Теоретическое обучение. Необходимость и история возникновения и развития кубовой
набойки. Уникальность, ценность и назначение изделий, изготовленных набойкой.
Технология кубовой набойки, подбор материала.
Практическое обучение. Выполнение эскизов и элементов кубовой набойки (платки,
скатерти).
6."Народная одежда" (3 часа)
Теоретическое обучение. История народного костюма, развитие, технология
выполнения костюма. Предметы женского и мужкого нарядов. Головные уборы,
способы их изготовления.
Практическое обучение. учащиеся попробуют разработать народный костюм, указать
его назначение, изучив особенности костюма Тверского края.
7.Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края. (5ч)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика,
стиль, характер в Тверской вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки.
Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. . Необходимость и история
возникновения и развития золотошвейной фабрики. Уникальность, ценность и
назначение изделий, украшенных золотым шитьем. Знаменитые изделия, технология
вышивки золотыми нитками, подбор материала.
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.
8. Кружевоплетение Тверского края (3 часа)
Теоретические сведения. История создания кружева. Возможности кружевоплетения.
Демонстрация образцов, готовых изделий. Способы и виды кружевоплетения
(кружево на картоне, на пяльцах, узелковое или смирнское, вязание крючком в
технике макраме). Калязинское кружево.
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.
9. Плетеные изделия, изделия из стекла (2 часа)
Теоретические сведения. Особенности простых плетеных изделий. Принадлежности
хозяйственного инвентаря: рыболовные верши, кузова, рогожи, корзинки, короба.
Вышневолоцкое стекло. Стекольный завод" Красный май".
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.
10."Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края" (1час)
Программа состоит из 9 модулей разного содержания.
I. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные
промыслы Тверского края. Виды декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву.
Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.
II. "Гончарное производство" познакомит учащихся с технологией производства
глиняной посуды; дает возможность учащимся попробовать разработать и изготовить
свою игрушку, указать ее назначение, изучить особенности игрушек Тверского края.
Предполагает творческую работу по разработке эскизов и изготовлению изделий;
росписи посуды и игрушек.
III. "Резьба и роспись по дереву" познакомит учащихся с разновидностью резьбы и ее
особенностями, историей возникновения, ее ценностью и уникальностью.
IV. "Кузнечное ремесло" познакомит учащихся с технологией художественной
обработки металлов. Предполагает творческую работу по разработке эскизов изделий;
а также исследовательскую деятельность в виде докладов о мастерах кузнечного дела.
V. "Кубовая набойка" познакомит учащихся с разновидностью Тверской набойки и ее
особенностями, историей возникновения набойки, ее ценностью и уникальностью.
VI. "Народная одежда" дает возможность учащимся попробовать разработать
народный костюм , указать его назначение, изучить особенности костюма Тверского
края.
VII. Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края.
Познакомит учащихся с народной вышивкой, её традициями и особенностями,
историей возникновения.
VIII. Кружевоплетение Тверского края. Познакомит учащихся с кружевоплетением,
традициями и особенностями, историей возникновения, ее ценностью и
уникальностью. Видами кружев.
IX. Плетеные изделия, изделия из стекла. Познакомит учащихся с особенностями
плетеных изделий, видами. Историей возникновения и продукцией завода "Красный
май", старинного изготовителя стекольных изделий.
X. "Итоговое занятие", который включает обзорный материал, состоящий из докладов
учащихся на тему "Народные промыслы Тверского края". Целью данного занятия
является знакомство учащихся с другими видами промыслов и расширение их
кругозора.
В курс также включены экскурсии: в местный краеведческий музей.
Программное содержание
1.Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы
Тверского края. (1 час)
Теоретическое обучение. Виды декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву.
Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.
2."Гончарное производство" (7 часов)
Теоретическое обучение. История возникновения гончарного производства. Развитие
фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи. (конаковский
фаянс, торжокская игрушка, лихославльская керамика).
Отличительные особенности промыслов.
Практическое обучение. Изготовление проекта(презентация, буклет)по темам:
конаковского фаянса, торжокской игрушки, лихославльской керамики.
3."Резьба и роспись по дереву"(4часа)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву.
Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы
резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской
земли. Тверская матрешка.
Практическое обучение. На основе теоретических знаний разработать серию эскизов
Тверских прялок.
4."Кузнечное ремесло" (3 часа)
Теоретическое обучение. История возникновения художественной обработки
металлов. Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы,
светцы, хомуты).
Практическое обучение. Разработка проекта по темам.
5."Кубовая набойка" (3 часа)
Теоретическое обучение. Необходимость и история возникновения и развития кубовой
набойки. Уникальность, ценность и назначение изделий, изготовленных набойкой.
Технология кубовой набойки, подбор материала.
Практическое обучение. Выполнение эскизов и элементов кубовой набойки (платки,
скатерти).
6."Народная одежда" (3 часа)
Теоретическое обучение. История народного костюма, развитие, технология
выполнения костюма. Предметы женского и мужкого нарядов. Головные уборы,
способы их изготовления.
Практическое обучение. учащиеся попробуют разработать народный костюм, указать
его назначение, изучив особенности костюма Тверского края.
7.Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края. (5ч)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика,
стиль, характер в Тверской вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки.
Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. . Необходимость и история
возникновения и развития золотошвейной фабрики. Уникальность, ценность и
назначение изделий, украшенных золотым шитьем. Знаменитые изделия, технология
вышивки золотыми нитками, подбор материала.
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.
8. Кружевоплетение Тверского края (3 часа)
Теоретические сведения. История создания кружева. Возможности кружевоплетения.
Демонстрация образцов, готовых изделий. Способы и виды кружевоплетения
(кружево на картоне, на пяльцах, узелковое или смирнское, вязание крючком в
технике макраме). Калязинское кружево.
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.
9. Плетеные изделия, изделия из стекла (2 часа)
Теоретические сведения. Особенности простых плетеных изделий. Принадлежности
хозяйственного инвентаря: рыболовные верши, кузова, рогожи, корзинки, короба.
Вышневолоцкое стекло. Стекольный завод" Красный май".
Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.
10. "Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края" (1час)
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса по изобразительному искусству
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества
личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к
культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному участию в социально значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в
процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни.
Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его
житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает
патриотизм в процессе собственной художественно-практической деятельности
обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной
культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства
обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни
разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах
создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют
пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть учебного предмета. Развитие творческого потенциала способствует
росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества.
Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях
способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру,
жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию
ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям,
стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни. Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в
соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир.
Навыки
изобразительной деятельности развиваются в процессе учебных
уроков
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической
направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается
в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А
также умения сотрудничества, коллективной трворческой работы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение организация пространственной среды общеобразовательной организации.
Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды
общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и
влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни
обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы
пространственные представления и
сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного
образа;
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах её представления: в рисунках и эскизах.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного ,
между поколениями, между народами;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении
общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты:
« Народное искусство Тверского края»:
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства, промыслов;
понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями
людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом
и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории
человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции
декоративно-прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации
межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении
предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу
(дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, другие материалы), уметь
характеризовать неразрывную связь декора и материала;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в
предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру
и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского
дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и
символическое единство его деталей, объяснять крестьянский дом как отражение
уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и
символическое значение его декора, знать о разнообразии форм и украшений
народного праздничного костюма различных регионов страны, уметь изобразить или
смоделировать традиционный народный костюм;
Тематическое планирование
№
п/п
1
Тема
Введение. Декоративно-прикладное искусство, его виды.
Народные художественные промыслы Тверского края.
Раздел №1. Гончарное производство Тверской области.(7 ч)
2
Развитие гончарного производства. Глиняные изделия.
3
Виды глиняной посуды.
4
Жанровые фигурки, игрушки.
5
Конаковский фаянс - гордость Тверской земли.
История возникновения фабрики Ауэрбаха. Развитие
фаянсовой промышленности и особенности производства,
росписи.
6
Лихославльска керамика. ЗАО "Художественные
промыслы".
7
Отличительные особенности Тверской игрушки, ее
возникновение и развитие. Технология изготовления
игрушки.
8
Торжокская игрушка (декоративная свистулькафантастические птицы-павы, уточки, пеночки, зяблики)
9
Изготовление коллективного проекта "Ярмарка".
Раздел №2. Резьба и роспись по дереву (4 час)
10
Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву.
Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи.
11
Орнаментальные мотивы резьбы и росписи.
Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи
Дата
проведения
занятия
Количество часов
теория практика
Тверской земли.
12
Тверские прялки, рубели, пряничные доски
13
Разработка эскизов
Раздел №3. Кузнечное ремесло Тверской земли ( 3 часа)
14
История возникновения художественной обработки
металлов.
15
Развитие, технология выполнения кованых изделий
(кувшины, котлы, светцы)
16
Конские хомуты и сбруи
Разработка эскизов
Раздел № 4."Кубовая набойка".(3 часа)
17
Необходимость и история возникновения и развития
кубовой набойки. Уникальность, ценность и назначение
изделий, изготовленных набойкой. Основные центры
набойки
18
Технология кубовой набойки, подбор материала.
Построение орнаментов.
19
Разработка эскизов
Раздел № 5.Народная одежда" (5 часов)
20
История народного костюма, развитие, технология
выполнения костюма. Предметы женского и мужского
нарядов.
21
Головные уборы, способы их изготовления.
22
Женский костюм. (Рубаха, сарафан)
23
Мужской костюм.
24
Разработка эскизов
Раздел №6. Художественная вышивка, ее виды.
Народная вышивка Тверского края.(5 часов)
25
Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка
Тверского края.
Эстетическая и историческая ценность вышивки.
Семантика, стиль, характер в Тверской вышивке.
26
Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли.
Орнаментальные мотивы вышивки.
27
Свадебные полотенца.
28
Торжокское золотое шитье. Основные элементы
вышивки: ромбы, круги, квадраты, зигзаги, сетка.
29
Разработка эскизов
Раздел №7. Кружевоплетение Тверской земли.(3 часа)
30
Кружевоплетение Тверской земли. Виды и особенности.
Изготовление эскиза
31
Калязинские кружева.
32
Разработка эскизов
Раздел №8. Изделия из стекла.(2 часа)
33
Особенности простых плетеных изделий.
Принадлежности хозяйственного инвентаря: рыболовные
верши, кузова, рогожи, корзинки, короба.
34
Вышневолоцкое стекло. Стекольный завод" Красный
май".
35
Итоговое занятие: "Народные промыслы Тверского края"
Обзорные доклады на тему "Народные промыслы
Тверского края", цель которых дать знания о
разнообразии народного ремесла, места происхождения,
отличительных особенностях, в подборе материала,
технологии изготовления
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник; 15-е издание, переработанное
Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Методические МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. А.Н.Вершинский, Д.А.Золотарев. Население Тверского края. Тверь, 1929.
2. Доскиева Е.Н.Узоры Тверского края.Тверь, 2001
3. А.Н.Островский. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода. Т.13
- М.: Художественная литература, 1952.
4. Буклет "Секреты Тверской кухни". Калинин, "Детский полиграфкомбинат",
1988.
5. В.Даль. Толковый словарь великорусского языка. В 4-х томах. Т.3. М., 1994.
6. В.И. Лавренов. "Герб Твери". Тверское агенство "Созвездие", 1994г.
7. Земля Калининская. Калининский полиграфический комбинат. 1980.
8. "ЗИК" - Завод имени М.И.Калинина. Калининский полиграфический комбинат.
1980.
9. И.Г.Толок, Р.Т.Богомолова. История тверского села. М., 1996.
10.История Тверского края./Под ред. В.М.Воробьева. Тверь, 2005.
11.К.В.Хилевская. Золотой узор. М., 1959.
12.Калмыкова Л.Э. "Народная вышивка Тверской земли", Тверь,1980.
13.Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь. АНТЭК. 1995.
14.Комплект открыток "Русская кухня" (Учебное издание). М., "Русский язык",
1981.
15.Костюм русских крестьянок Тверской губернии 19-20 веков. Коллективная
монография./Под. ред. Н.П.Гончаровой. Тверь, 2007.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.
http://www.tiuu.ru/content/pages/56.htm
2. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00530435_0.html
3. http://av.disus.ru/programma/2023872-1-programma-narodnoe-iskusstvo-tverskoy-zemli-poyasnitelnayazapiska-lyubov-rodnomu-krayu-znanie-ego-istorii-osnova-kotoroy-tolko-mo.php
4. https://pandia.ru/text/80/439/77857.php
5. http://www.myshared.ru/slide/585507/