РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы педагогики для профильного психолого-педагогичческого 10-11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Торопецкая СОШ №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На методическом
объединении
Протокол
28.08.2025

№

1

от

На педагогическом
совете
Протокол
28.08.2025

№

1

от

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ
Торопецкая СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ
№
28.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
для 10-11 профильного педагогического класса

Торопец, 2025 г.

124

от

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела программы

Страницы

Аннотация программы учебного курса «Основы педагогики»
1. Пояснительная записка к программе учебного курса «Основы
педагогики»
2. Планируемые результаты освоения программы учебного курса
«Основы педагогики»

3
3

3. Содержание программы учебного курса «Основы педагогики»
4. Тематическое планирование учебного курса «Основы педагогики»
5. Примерный перечень внеучебных мероприятий, поддерживающих
учебный курс «Основы педагогики»
6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного курса «Основы педагогики»
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
учебного курса «Основы педагогики»
8. Материально-техническое обеспечение программы учебного курса

10
12
19

7

19
22
24

«Основы педагогики»

2

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
Программа учебного курса «Основы педагогики» разработана для 10-11
профильного педагогического класса. Преподавание курса педагогики в
средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и
важной задачей образования. Особенно важным этот курс является для
учащихся
профильных
педагогических
классов,
поскольку
он
непосредственно связан с профилем обучения и является первой ступенькой
в освоении педагогической профессией.
Программа учебного курса «Основы педагогики» реализуется в рамках
части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, рассчитана на 2 года обучения с общим объемом 68
академических часов (1 час в неделю). Программа имеет модульную
структуру и включает 7 модулей: «Мир профессий и место педагогической
профессии в нем», «Педагогика как наука и искусство», «Педагогика в
современном обществе», «Теория и методика обучения», «Современное
образование: универсальные компетенции для жизни и учебы», «Теория и
методика воспитания», «Нравственные основы семейного воспитания».
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОГОКУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
Учебный курс «Основы педагогики» разработан для 10-11 классов
гуманитарного профиля образовательных организаций, реализующих программы
среднего общего образования.
Гуманитарный профиль вводится в 10-11 классах во исполнение требований
ФГОС СОО, согласно которым организация образовательной деятельности
должна быть основана на дифференциации содержания образования с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся (п.17 ФГОС СОО).
Профиль является способом введения обучающихся в определенную
общественно производственную практику, ориентирующим обучающихся на
будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого
продолжения образования (р.III.1 ПООП СОО).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП
СОО предусматривает учебные предметы, курсы по выбору, поддерживающие
профиль
обучения,
предлагаемые
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность, с учетом ее специфики и возможностей (пп.10, 15
ФГОС СОО). Гуманитарный профиль может ориентировать обучающихся на
3

такие сферы деятельности, как педагогика и психология, то есть иметь психологопедагогическую направленность.
Учебный курс «Основы педагогики» является курсом, поддерживающим
гуманитарный профиль обучения, в рамках которого осуществляется
профессиональная ориентация обучающихся в сфере психолого-педагогической
деятельности. Программа учебного курса «Основы педагогики» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №№ 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996 -р);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и
дополнениями);
При разработке программы учебного курса «Основы педагогики» учтены
следующие методические документы:
 Письмо Министерства просвещения России от 30,03.2021 года № ВБ-511/08
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию
классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных
профилей при реализации образовательных программ среднего общего
образования»);
 Примерная основанная образовательная программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з);
 Примерная рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и
психологии» для 10-11 классов общеобразовательных организаций
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
 Для реализации программы учебного курса «Педагогика» используется
учебное пособие «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов
общеобразовательных организаций авторов В.С. Басюк, Е.И.Казакова, Е.Ю.
Брель и цифровое приложение к данному учебному пособию.
Общая характеристика программы.
4

Целью программы
учебного курса
«Основы
педагогики»
является создание условий
для профессионального самоопределения
обучающихся 10-11 классов, формирования у них педагогической
направленности мышления и позитивной установки на выбор педагогической
профессии.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей возникновения и развития
педагогической профессии, социальной значимостью труда педагога,
особенностями педагогической деятельности, основными характеристиками
профессиональных и личностных качеств современного педагога, возможностями
педагогической
деятельности
для
профессиональной
и
личностной
самореализации человека, педагогическими учебными заведениями в Тверской
области;
- сформировать представления об основных педагогических понятиях,
значимых фактах истории образования и педагогической мысли, гуманистических
идеях великих педагогов отечественной и зарубежной педагогики;
- сформировать представления об особенностях и значении семейного
воспитания, роли матери и отца в вопросах воспитания детей в семье, значимость
осознанного и компетентного родительства в вопросах эффективного воспитания
детей в семье;
- рассмотреть отражение вопросов воспитания в литературе, киноискусстве,
изобразительном искусстве;
- сформировать представления об основах описания, объяснения и решения
реальных педагогических ситуаций, с которыми обучающиеся могут столкнуться
в ходе профессиональных проб.
Развивающие:
- развивать
первоначальные навыки профессиональной рефлексии
(самооценки), интерес к педагогической деятельности;
- развивать
навыки проектной, исследовательской, познавательной
деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, навыки индивидуальной и групповой
работы, навыки ведения дискуссии.
Ввоспитательные:
- формировать
гуманистическое
педагогическое
мышление
и
гуманистическую нравственную позицию на основе побуждения обучающихся к
осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке позитивного отношения к
ним;
5

формировать стремление
личностному самоопределению.
-

к

осознанному

профессиональному

и

Содержание программы
Содержание программы учебного курса «Педагогика» строится с учетом
ценностных ориентиров современного национального воспитательного идеала,
региональных особенностей, условий и возможностей образовательной
организации, реализуется на основе системнодеятельностного и аксеологического
подходов, принципов педагогики сотрудничества и позволяет расширить
общеобразовательную
и
общекультурную
компоненты
гуманитарного
содержания образования при получении среднего общего образования.
Содержание программы направлено на развитие гуманистических духовнонравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностносмысловой сфер, навыков самообразования и самопроектирования,
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной,
проектной, исследовательской деятельности.
Изучение материала учебного курса «Основы педагогики» способствует
профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации
обучающихся на подготовку к поступлению в средние профессиональные и
высшие учебные заведения педагогического профиля.
Основные формы и методы работы
Преподавание учебного курса «Основы педагогики» предполагает
использование различных педагогических форм, методов и приемов: лекционносеминарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов, экскурсий,
организационно-деятельностных и ролевых игр, тренингов, профессиональных
проб в открытой социальной среде и др.
В ходе изучения учебного курса предусматривается выполнение
индивидуальных и групповых творческих заданий, написание рефератов, очерков,
эссе, этюдов, разработка и реализация социально-воспитательных проектов,
выполнение профессиональных проб.
Место учебного курса «Основы педагогики» в учебном плане
Программа учебного курса «Основы педагогики» реализуется в 10-11-х
классах гуманитарного профиля в рамках части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, общий объем 68 академических часов,
рассчитан на 2 года обучения (1 час в неделю).
Программа имеет модульное строение и представлена следующими
модулями:
Модуль 1. «Мир профессий и место педагогической профессии в нем».
Модуль 2. «Педагогика как наука и искусство».
6

Модуль 3. «Педагогика в современном обществе».
Модуль 4. «Теория и методика обучения».
Модуль 5. «Современное образование: универсальные компетенции для
жизни и учебы».
Модуль 6. «Теория и методика воспитания».
Модуль 7. «Нравственные основы семейного воспитания».
Каждый модуль представляет относительно самостоятельную дидактическую
единицу. Модули могут сочетаться между собой в разных комбинациях и
реализовываться в разном хронологическом порядке.
В поддержку учебного курса «Основы педагогики» для специализированный
психолого-педагогических классов предусмотрена реализация учебных курсов
«Основы вожатского мастерства»; воспитательных мероприятий в рамках
внеучебной деятельности: профессиональные пробы, социально-воспитательные
проекты, школьная научно-практическая конференция.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
Изучение программы учебного курса «Основы педагогики» должно
обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- характеризовать историю возникновения и развития педагогической
профессии;
- раскрывать социальную значимость труда педагога;
- характеризовать особенности педагогической деятельности;
- характеризовать актуальные профессиональные и личностные качества
современного педагога и соотносить их со своими способностями и
возможностями;
- выражать и аргументировать собственное отношение к педагогической
деятельности и к возможностям этой деятельности для профессиональной и
личностной самореализации человека;
- объяснять смысл основных педагогических понятий и логично
использовать их в своих высказываниях;
- приводить примеры значимых фактов истории образования и
педагогической мысли;
- приводить примеры и объяснять гуманистические идеи великих педагогов
отечественной и зарубежной педагогики;

7

- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль матери
и отца в воспитании детей;
- аргументировать важность осознанного и компетентного родительства в
вопросах эффективного воспитания детей в семье;
- иллюстрировать конкретными примерами рассмотрение вопросов
воспитания в литературе, киноискусстве, изобразительном искусстве;
формулировать собственные суждения по отношению к педагогическим
ситуациям и путям их решения; применять педагогические знания в разных видах
образовательной
деятельности,
в
том
числе
при
осуществлении
профессиональных проб;
- анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный
процесс и его результаты;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования педагогической направленности;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в источниках
различного типа (учебниках по педагогике, педагогических журналах, сети
Интернет).
Метапредметные результаты:
1.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- применять в повседневной жизни методы профессионального и
личностного самоопределения;
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что задачи решены и цель
достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели,
организовывать эффективный поиск ресурсов, оптимизировать материальные и
нематериальные затраты;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью по заданным заранее параметрам и критериям, делать выводы о
достижении цели.
2.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
8

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу
в
условиях
реального,
виртуального
и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
- ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, собственной позиции по отношению к различным
ситуациям и явлениям;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;
- уважение к отечественной истории и достижениям российского народа на
примере истории и достижений отечественной педагогической мысли;
9

- уважение к традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации на примере традиций и обычаев семейного воспитания;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
- нравственная позиция, в том числе способность к сознательному выбору
добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
педагогической науки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
1-й год обучения (10 класс)
Модуль 1. «Мир профессий и место педагогической профессии в нем».
Теория: Введение в программу «Общие основы педагогики». Понятие о
профессии, специальности, квалификации. Классификация профессий по
предмету труда, по характеру труда. Современный рынок труда и его требования
к профессионалу. Атлас новых профессий. Понятие о профессиограмме. Главные
принципы выбора профессии. Формула выбора профессии. Типичные ошибки при
выборе профессии.
Педагогическая профессия среди других профессий. История возникновения
и развития педагогической профессии. Педагогическая профессия вчера, сегодня
и завтра. Где можно получить педагогические профессии.
Особенности педагогической деятельности. Требования к педагогу со
стороны общества. Социальная значимость труда педагога. Личность учителя и
его профессиональная деятельность. Возможности педагогической деятельности
3.

10

для профессиональной и личностной самореализации человека. Основные
характеристики профессионально значимых качеств современного личности
педагога. Профессиограмма труда педагога. Этические нормы педагогических
профессий.
Практика:
Диагностика
профессиональных
предпочтений
(дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е.А.Климов).
Рефлексивное профориентационное эссе «Мой профессиональный выбор».
Составление профориентационной карты «Педагогические учебные заведения на
карте Приморского края». Групповая творческая работа «Отражение образа
педагога в литературе, кино». Диагностика профессиональных и личностных
качеств будущего педагога.
Модуль 2. «Педагогика как наука и искусство».
Теория: Педагогика как искусство и как наука. Краткий обзор отечественной
и зарубежной истории образования. Знакомство с гуманистическими
педагогическими идеями выдающихся педагогов истории и современности.
Практика: Дискуссия «Педагогика - это наука или искусство?». Групповая
творческая работа «Великие имена в педагогике».
Модуль 3. «Педагогика в современном обществе».
Теория: Понятийный аппарат современной педагогики. Связь педагогики с
другими науками. Отрасли педагогической науки. Где и как работают педагоги?
Детский сад, школа, дополнительное образование. Специальное образование,
инклюзия, одаренность. Андрагогика, образование для взрослых. Цифровая
педагогика. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Практика: Педагогический квест «Что ты знаешь о педагогике ?».
Модуль 4. «Теория и методика обучения».
Теория: Дидактика как отрасль научного знания. Классно-урочная система
обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание, формы и
методы обучения в школе. Урок как форма организации обучения в школе. Роль
учебно-воспитательного коллектива в обучении. Правила и алгоритм разработки
сценария урока.
Практика: Групповая творческая работа «Разработка, оформление и защита
сценария урока в подшефном классе начальной школы».
Заключительные уроки по программе учебного курса 1-го года обучения.
Обобщение и систематизация знаний по модулям 1-4. Подготовка к зачету по
модулям 1-4. Зачет по модулям 1-4.

11

2-й год обучения (11 класс)
Модуль 5. «Современное образование: универсальные компетенции для
жизни и учебы».
Теория: Искусство навыков ХХI века. Креативное и критическое
мышление. Эмоциональный и социальный интеллект. Коммуникативные навыки.
Функциональная грамотность. Лидерство. Учимся учиться на протяжении всей
жизни.
Практика: Групповая творческая работа «Как развить универсальные
компетенции».
Модуль 6. «Теория и методика воспитания».
Теория: Педагогический процесс как целостная система. Теория
воспитания. Сущность процесса воспитания. Типы воспитания. Самовоспитание и
перевоспитание личности. Учебно-воспитательный коллектив. Законы, этапы и
условия развития учебно-воспитательного коллектива. Методика определения
уровня развития учебно-воспитательного коллектива. Детское движение:
современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей
и молодежи. Направления воспитательной работы. Воспитательная деятельность:
стратегия, тактика, техника. Роль игры в воспитании личности. Правила и
алгоритм разработки сценария воспитательного мероприятия.
Практикум: Разработка, оформление и защита сценария воспитательного
мероприятия в подшефном классе начальной школы. Педагогическая диагностика
и анализ уровня сформированности и развития классного коллектива.
Модуль 7. «Нравственные основы семейного воспитания».
Теория: Семья: понятие, функции, этапы развития. Роль семьи в жизни
человека. Специфика семейного воспитания. Традиции семьи, рода, народа в
семейном воспитании. Реализация нравственного воспитательного потенциала
семьи. Роль отца и матери в семейном воспитании. Различные подходы и стили в
семейном воспитании, их влияние на формирование и развитие личности ребенка.
Значимость осознанного и компетентного родительства в вопросах эффективного
воспитания детей в семье. Правила семейного воспитания. Типичные ошибки
семейного воспитания. Взаимодействие семьи, школы и социума в воспитании
детей. Педагогическая поддержка семьи.
Практикум: Практикум по составлению правил семейного воспитания.
Практикум по решению педагогических ситуаций по вопросам семейного
воспитания.
Заключительные уроки по учебному курсу. Обобщение и
систематизация знаний. Подготовка к итоговой аттестации по учебному курсу.
Итоговая аттестация по учебному курсу.
4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
12

1-й год обучения (10 класс)
№
п/п

Тематическое планирование

Общее
количест
во часов

Теория

Модуль 1. «Мир профессий
и место педагогической
профессии в нем»
Введение в программу
1.1
учебного курса «Педагогика»
и модуля 1 «Мир профессий и
место педагогической
профессии в нем». Понятие о
профессии, специальности,
квалификации.
Классификация профессий по
предмету труда, по характеру
труда

9

5

1

1

1.2 Современный рынок труда и
его требования к
профессионалу. Атлас новых
профессий
1.3 Главные принципы выбора
профессии. Формула выбора
профессии. Типичные ошибки
при выборе профессии.
Диагностика
профессиональных
предпочтений
(дифференциально
диагностический опросник «Я
предпочту» (Е.А.Климов)
1.4 Педагогическая профессия
.
среди других профессий.
История возникновения и
развития педагогической
профессии

0,5

0,5

2

1

0,5

0,5

1.

13

Прак
тика

4

1

Формы
контроля

Проверочна
я работа

1.5 Педагогическая профессия
.
вчера, сегодня и завтра. Где
можно получить
педагогические профессии.
1.6 Особенности педагогической
деятельности. Требования к
педагогу со стороны
общества. Социальная
значимость труда педагога
1.7 Личность учителя и его
профессиональная
деятельность
1.8 Основные характеристики
профессионально значимых
качеств современного
личности педагога.
Профессиограмма труда
педагога. Этические нормы
педагогических профессий
1.9 Возможности педагогической
деятельности для
профессиональной и
личностной самореализации
человека. Диагностика
профессиональных и
личностных качеств будущего
педагога
1.10 Отражение образа педагога в
литературе, кино
2. Модуль 2. «Педагогика как
наука и искусство»
2.1 Педагогика как искусство и
как наука. Дискуссия
2.2 Краткий
обзор
отечественной
и
зарубежной
истории
образования. Знакомство с
гуманистическими
педагогическими
идеями
выдающихся
педагогов

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

5

2,5

2,5

1

0,5

0,5

2

Групповое
творческое
задание

2

14

истории и современности
2.3 Презентация
и
защита
групповых творческих заданий
по теме «Великие имена в
педагогике»
3. Модуль 3. «Педагогика в
современном обществе»
3.1 Понятийный аппарат
современной педагогики
3.2 Связь педагогики с другими
науками
3.3 Отрасли педагогической
науки
3.4 Где и как работают педагоги?
Детский
сад,
школа,
дополнительное образование.
Специальное
образование,
инклюзия,
одаренность.
Андрагогика, образование для
взрослых.
Цифровая
педагогика
3.5 Правовое
регулирование
отношений
в
сфере
образования
3.6 Педагогический квест «Что
ты знаешь о педагогике ?»

2

2

6

3,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

2

1

1

0,5

0,5

1

1

Модуль 4. «Теория и
методика обучения»
4.1 Дидактика
как
отрасль
научного знания. Классноурочная система обучения
4.2 Обучение как сотворчество
учителя и ученика. Роль
учебно-воспитательного
коллектива в обучении
4.3 Содержание, формы и методы
обучения в школе

4.

15

2,5

Проверочная
работа

1

14

6

1

1

1

1

2

2

8

Групповая
творческая
работа

4.4 Урок как форма организации
обучения в школе. Правила и
алгоритм разработки сценария
урока
4.5 Групповая творческая работа
«Разработка, оформление и
защита сценария урока в
подшефном классе начальной
школы»
4.6 Обобщение и систематизация
знаний по модулям 1-4.
Подготовка к зачету по
модулям 1-4.
4.7 Зачет по модулям 1-4
ИТОГО в 10-м классе

2

2

4

4

2

2
34

2

17

Зачет

2
17

2-й год обучения (11 класс)
№
п/п

Тематическое планирование

5.

Модуль 5. «Современное
образование:
универсальные
компетенции для жизни и
учебы»
Искусство навыков XXI
века. Учимся учиться на
протяжении всей жизни
Функциональная
грамотность
Креативное мышление
Критическое мышление
Эмоциональный интеллект
Социальный интеллект.
Коммуникативные навыки
Лидерство

5.1.

5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.

Общее
количеств
о часов
4

1

Теория Практика Формы
контроля
1

3

Групповая
творческая
работа

1

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5
16

Модуль 6. «Теория и
методика воспитания»
6.1. Педагогический процесс как
целостная система. Теория
воспитания. Сущность
процесса воспитания. Типы
воспитания.
Самовоспитание и
перевоспитание личности
6.2 Учебно-воспитательный коллектив.
Законы, этапы и условия
развития учебновоспитательного
коллектива.
6.3 Методика определения
уровня развития учебновоспитательного коллектива.
Педагогическая диагностика
и анализ уровня
сформированности и
развития классного
коллектива
6.4 Детское движение:
современные детскоюношеские организации.
Неформальные объединения
детей и молодежи
Направления воспитательной
работы. Воспитательная
деятельность: стратегия,
тактика, техника. Роль игры в
воспитании личности
6.6 Правила и алгоритм
разработки сценария
воспитательного
мероприятия
6.7 Групповая творческая работа
«Разработка, оформление и

6.

17

10

5

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1

1

4

5
Групповая
творческая
работа

0.5

0,5

4

7.

защита сценария
воспитательного
мероприятия в подшефном
классе начальной школы»
Модуль 7. Нравственные
основы семейного
воспитания

16

7,5

8,5

7.1 Семья: понятие, функции,
этапы развития. Роль семьи в
жизни человека

2

1

1

7.2 Специфика семейного
воспитания. Традиции семьи,
рода, народа в семейном
воспитании
7.3 Реализация нравственного
воспитательного потенциала
семьи. Роль отца и матери в
семейном воспитании
7.4 Различные подходы и стили
в семейном воспитании, их
влияние на формирование и
развитие личности ребенка
7.5 Типичные ошибки семейного
воспитания

4

2

2

2

1

1

2

1

1

1

1

Практикум по решению
педагогических ситуаций по
вопросам семейного
воспитания
Значимость осознанного и
компетентного родительства
в вопросах эффективного
воспитания детей в семье.
Правила семейного
воспитания
Практикум по составлению
правил
семейного
воспитания

2

7.6

7.7

7.8

1

1

Групповая
творческая
работа

2

1

1

18

7.9

Взаимодействие семьи,
школы и социума в
воспитании детей,
Педагогическая поддержка
семьи
Заключительные уроки по
курсу

1

4

4

Обобщение и
систематизация знаний по
курсу. Подготовка к
итоговой аттестации по
учебному курсу.
Итоговый зачет по курсу

2

2

2

2

ИТОГО в 11-м классе

34

13,5

20,5

ИТОГО за 2 года обучения

68

30,5

37,5

0,5

0,5

Итоговый
зачет

4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕУЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ УЧЕБНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ»
№
п/п
1.

2.

3.

4.

Наименование мероприятия
«Педагогические учебные заведения»
(знакомство с педагогическими учебными
заведениями)
«День самоуправления в школе»
(подготовка и организация проведения дня
самоуправления в школе к Дню учителя)
«Дари добро и радость» (подготовка и
проведение воспитательного мероприятия
для воспитанников)
«Педагогика: наука и искусство
воспитания» (подготовка выступлений и
организация проведения школьной
19

Форма проведения

Социально-воспитательный
проект
(профессиональные пробы)
Волонтерский проект
(социальнопрофессиональные пробы)
Школьная научнопрактическая конференция

педагогической конференции)
6.

«Классная идея!»

7.

«Мастерская вожатого»

Школьный конкурс
проектных и
исследовательских работ
школьников

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
учебного курса «Основы педагогики» представляет собой процедуры оценки
уровня достижения предметных и метапредметных результатов, а также оценки
той части личностных результатов, которые связаны с оценкой готовности и
способности делать осознанный выбор будущей профессии.
С целью осуществления педагогического контроля за достижением
планируемых результатов осуществляется следующие виды контроля: текущий
контроль, тематический (модульный) контроль, промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
По результатам текущего контроля выставляется текущая оценка, которая
представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения
обучающегося в освоении отдельных тем в рамках модулей учебного курса.
Объектом текущей оценки являются текущие планируемые результаты по
отдельным темам модуля.
По результатам тематического (модульного) контроля выставляется
тематическая (модульная) оценка, которая представляет собой процедуру
оценки уровня достижения планируемых результатов по итогам освоения каждого
отдельного модуля учебного курса. Объектом тематической (модульной) оценки
являются планируемые результаты по модулю в целом.
Текущая и тематическая (модульная) оценки выполняют, в первую очередь,
формирующие (поддерживающие и направляющие усилия обучающегося), и
диагностические (способствующие выявлению и осознанию учителем и
обучающимся существующих проблем в обучении) функции.
Результаты текущей и тематической (модульной) оценок являются основой
для индивидуализации и коррекции обучения по программе курса, отражаются в
дневниках учащихся и классном журнале в форме отметки по традиционной
пятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация, в ходе которой выставляется промежуточная
оценка, представляет собой процедуру аттестации обучающихся. Промежуточная
20

аттестация по учебному курсу проводится в конце каждого полугодия и в конце
учебного года в 10-11 классах. При выставлении промежуточной оценки
учитываются результаты текущих и тематических (модульных) оценок и
результаты выполнения зачетных работ.
Формой зачетной работы в рамках промежуточной аттестации может
служить письменная проверочная работа с устной частью или с практической
работой (эксперимент, исследование, опыт и т.п.), устные формы (зачет в форме
собеседования), часть портфолио (подборка работ, свидетельствующая о
достижении всех требований к предметным результатам обучения), практические
работы и т.д.
Результаты промежуточной аттестации по полугодиям и учебному году в
10-11 классах отражаются в дневниках учащихся и классном журнале в форме
отметки по традиционной пятибалльной шкале.
С целью организации текущего контроля, тематического (модульного)
контроля, промежуточной аттестации разрабатывается список промежуточных
планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов и способов
оценки (например, текущая/тематическая; устный опрос/письменная контрольная
работа/практическая работа и т.п.).
В конце 11 класса проводится итоговая аттестация по оценке результатов
освоения программы учебного курса в целом. Итоговая оценка ставится на
основе результатов внутренней оценки.
Формой итоговой работы по результатам освоения учебного курса является
итоговый зачет (зачет в устной форме по билетам или защита социальновоспитательного проекта). Форму итогового зачета обучающиеся определяют
самостоятельно. Форма и сроки проведения итогового зачета закрепляется
приказом руководителя образовательной организации не позднее окончания 1-го
полугодия в 11 -м классе.
Итоговая оценка по результатам освоения учебного курса в целом
выставляется как средний балл на основе оценок, полученных в ходе результатов
промежуточной аттестации в 10-11 классах и итоговой оценки, полученной в
ходе итоговой аттестации.
Итоговая оценка по результатам освоения учебного курса в целом
выставляется в форме отметки по традиционной пятибалльной шкале и
фиксируется в аттестате о среднем общем образовании.
Для промежуточной и итоговой аттестации разрабатывается конкретное
описание работ, включающее цели и процедуры оценочной деятельности,
инструментарий оценивания, формы представления результатов, критерии
оценки, состав условия и границы применения системы оценки, включая нормы
21

оценки, требования к выставлению отметок, демонстрационные версии работ
(при необходимости), график проведения контрольных мероприятий.
Средством оценки планируемых результатов по программе курса
выступают педагогические учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, предполагающие вариативные пути решения, психолого-педагогические
комплексные и компетентностно-ориентированные задания, ориентированные на
проверку комплекса умений и базирующиеся на контексте ситуаций
«жизненного» характера.
При оценке разных видов заданий в учебном курсе используется как
традиционный бальный способ оценивания с применением пятибалльной шкалы,
так и альтернативный аутентичный способ оценивания: накопительная система
оценки, оценка портфолио (совокупность самостоятельно выполненных
учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты,
дипломы),
критериальное
оценивание,
рейтинговое
оценивание,
стандартизированные и нестандартизированные письменные и устные работы,
проекты, исследования, конкурсы, олимпиады, практические работы,
профессиональные и социально- профессиональные пробы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения за активностью обучающихся на
занятии/мероприятии, экспертные оценки; анализ творческих, проектных,
исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий
(тестов, опросников, анкет) и пр.
Если при оценке используются аутентичные шкалы оценивания, то они
переводятся в отметку по традиционной пятибалльной шкале.
Нормы перевода оценки в отметку по традиционной бальной шкале
Оценка/отметка
Зачтено

Требования

5 (отлично)

100-85 % от общего числа баллов

4 (хорошо)

84-70 % от общего числа баллов

3 (удовлетворительно)

69-50 % от общего числа баллов

Не
2(неудовлетворительно)
зачтено

49-35 % от общего числа баллов
34-0 % от общего числа баллов

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ»
Учебная литература для учащихся:
Основы педагогики и психологии: 10-11-е классы: учебное пособие: в 2-х
частях / B. С.Басюк, Е.И.Казакова, Е.В.Брель [и др.]. - М.: Просвещение, 2022.
Интернет ресурсы для учащихся:
Цифровое приложение к учебному пособию «Основы педагогики и
психологии: 10-11-е классы» https://lecta.ru/playlist-pedagogic/.
22

Основная литература для учителя:
1.
Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /
В.В.Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д.Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574
с.
2.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.
вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы.
Процесс обучения.- 576 с.
3.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.
вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. 2: Процесс
воспитания.- 256 с.
Дополнительная литература для учителя:
1.
Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие. СПб: Питер, 2003. - 416 с.
2.
Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Н.М. Борытко, И.А.Соловцева, А.М.Байбаков; под ред.
Н.М.Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.
3.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для студентов образоват.
учреждений среднего проф. Образования. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003. - 352 с.
4.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 232 с.
5.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
6.
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую
деятельность: учебное пособие для студ. педагогических учеб. заведений. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. - 268 с. 7.
7.
Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина) Нравственные основы
семейной жизни. 10 класс: Экспериментальное учебное пособие с
мультимедийным
приложением.
Екатеринбург:
Издательство
Екатеринбургской епархии; Ульяновск: ИНФОФОНД, 2010. - 210 с.
8.
Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина) Нравственные основы
семейной жизни. 10 класс: Экспериментальное учебное пособие с
мультимедийным
приложением.
Екатеринбург:
Издательство
Екатеринбургской епархии; Ульяновск: ИНФОФОНД, 2010. - 292 с.
9.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.

23

Шиянов и др.; Под ред. C.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский
центр «Академия», 2000. - 512 с.
10.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
11.
Разумихина Г.П. Семейные тайны любви для подростков / Серия:
Психологический практикум. - - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.
12.
Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. - М.: Изд-во
Логос, 2002. - 304 с
Интернет-ресурсы для учителя:
Образовательные ресурсы
https://edu.gov.ru/ Официальный сайт Министерства просвещения РФ
http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов
http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к
информационным ресурсам»
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://cifra.school/ Моя школа в онлайн
https://sberclass.ru/ Школьная цифровая платформа «Сберкласс»
https://education.yandex.ru/home/
Онлайн-платформа «ЯндексУчебник»
https://edu.sirius.online/#/ Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус
https://elducation.ru/ Каталог образовательных ресурсов (электронных книг,
учебников, курсов, интерактивных и видеоматериалов)
https://openedu.ru/ Онлайн-платформа «Открытое образование»
https://www.ucheba.ru/ Онлайн-платформа
«Учеба.РУ»
https://www.lektorium.tv/ Онлайн-платформа «Лекториум»
Ресурсы для участия в олимпиадном движении по педагогике:
https://pedolimp.yspu.org/ Сайт «Российская психолого-педагогическая
олимпиада школьников им. К.Д. Ушинского»
https://olimpiada.ru/ Онлайн-проект «Олимпиада.РУ»
https://olymp.herzen.spb. ru/ Сайт «Олимпиады РГПУ им. А.И.Герцена»
(межвузовская олимпиада для школьников по педагогике «Первый успех»
https://www.herzen.spb.ru/abiturients/olymp for high school students/1 uspeh/)
Профориентационные ресурсы:
https://bilet.worldskills.ru/ Профориентационный портал «Билет в будущее
https://proektoria.online/ Профориентационный онлайн-проект
«ПроеКТОриЯ»
https://bolshayaperemena.online/ Онлайн-проект «Большая перемена»
https://myskills.ru/ Онлайн-платформа «Мои достижения».
https://worldskills.ru/ Сайт национальной сборной «WorldSkills»
24

http://atlas100.ru/ Онлайн- платформа «Атлас новых профессий100.РУ»
http://effecton.biz/index.html Онлайн-платформа «Профессия.
Профессиограмма. Профориентация»
Культурно-просветительные ресурсы:
https://myhistorypark.ru/about/ Онлайн-платформа «Россия моя история»
https://museum.ok.ru/#projects Онлайн-проект «Мы в музее»
https://www.culture.ru/ Онлайн-проект «Культура.РФ»
https://www.roskultproekt.ru/ Онлайн-проект «Роскультпроект»
https://education.yandex.ru/culture/ Онлайн-платформа «Культурный марафон»
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
№ Наименования объектов и средств материальноКоличество
технического обеспечения
1. Компьютер для учителя с доступом к Интернет1
ресурсам
2. Интерактивная доска/экран
1
3.

Мультимедийный проект

1

4.

Видео- и аудиоаппаратура

1

6.

Канцелярские товары: бумага формата А3, А4,
наборы цветной бумаги формата А4, краски, кисти,
цветные акварельные мелки, восковые мелки, клей,
ножницы

по
необходимости

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».