МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ Торопецкая СОШ №1
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
На методическом
объединении
На педагогическом совете
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Протокол № 1 от 28.08.2025 Торопецкая СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Протокол № 1 от 28.08.2025
Приказ № 124 от 28.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
для 8-9 профильного педагогического класса
г. Торопец, 2025 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа «Основы педагогики» разработана в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования 2004 года, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и
составлена на основе учебника: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.
для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений/ С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.;
Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000 – 512 с.
Преподавание
курса
педагогики
в
средних
общеобразовательных
учреждениях
представляется актуальной и важной задачей образования. Особенно важным этот курс является
для учащихся профильных педагогических классов, поскольку он непосредственно связан с
профилем обучения и является первой ступенькой в освоении педагогической профессией.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе
которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
- коммуникабельность;
- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- обладать словарным запасом и умело пользоваться им;
- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно
использовать полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной
системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего
направления своей профессиональной деятельности.
Цель курса:
Основная цель курса состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить общие вопросы
педагогической науки, теории обучения и воспитания, познакомить с системой образования в
стране
и
раскрыть
перспективы
и
пути
овладения
профессионально-педагогической
деятельностью, создать условия для формирования исторического сознания и самосознания
учащихся как основы личностной рефлексии
Задачи курса:
1)
Раскрыть сущность и закономерности образования;
2)
Дать представление о роли образовательного процесса в формировании личности;
3)
Формирование устойчивой мотивации в освоении педагогической профессией;
Продолжительность курса: 17 часов (1 час неделю в течение полугода).
Целевая ориентация: данная программа «Основы педагогики» рассчитана на 2 года обучения
и предназначена для учащихся 8-9 классов с педагогическим профилем обучения. Она
нацелена на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области
педагогики, развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой
личности,
способностей
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию,
эффективному
функционированию в обществе.
Методы:
- информирование;
- диагностика;
- ролевое проигрывание;
- беседа;
- психотехнические приемы;
- дискуссии;
- анализ ситуаций.
Методы
ведения
занятий
выбирались
исходя
из
их
выраженной
практической
направленности. На протяжении занятий педагог занимает позицию активного участника. В
зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как
равноправный участник или наблюдатель.
Материально-техническое обеспечение.
1. Дополнительная литература:
- Ефремов О. Педагогика. Краткий курс. – СПб: Издательство " Питер",2009.
- Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство "
Питер",2000. 304 с. - (Серия "Учебник нового века")
2. Интернет- ресурсы:
http://izhoroik.ortox.ru/
http://fictionbook.ru
http://elite-home.narod.ru
http://www.biografguru.ru/by/pedagog.
3.
Наглядные пособия:
- презентации: «Связь педагогики с другими науками», «Педагогические специальности»,
«Возникновение
и
становление
педагогической
профессии»,
«Методы
обучения»,
«Государственный образовательный стандарт», «Формы организации обучения».
- плакаты: «Профессиограмма учителя», «Структура педагогической деятельности», «Формы
организации обучения», «Системы развивающего обучения».
- портреты знаменитых педагогов и философов.
4. Технические средства обучения:
- компьютер
- интерактивная доска
- проектор
Ожидаемые результаты. В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
знать:
содержание основных педагогических понятий;
структуру системы образования;
сущность процессов воспитания и обучения;
историю образования и становление педагогической науки на разных этапах
исторического развития;
сущность и структуру педагогической технологии.
владеть навыками:
применять основные методы, средства и формы организации обучения и воспитания
обучающихся;
планировать педагогическую деятельность по организации образовательного процесса;
использовать различные технологии в образовательном процессе;
организовывать учебно-воспитательную работу в соответствии с основными положениями
теории и методики обучения и воспитания.
Контроль изучения курса предполагает выполнение учащимися зачетной работы в форме
тестирования. Правильные ответы сообщаются учащимся, и на основании этого они имеют
возможность оценить себя сами. Кроме того, учащиеся выполнят ряд творческих работ, результаты
которых обсуждаются в группах. Таким образом, контроль ориентирован на само- и
взаимоконтроль.
Календарно – тематический план
8 класс
№
п/п
Дата
Тема занятия
Педагогика в системе наук о человеке.
Понятие о педагогике, ее
1
предмет и проблемы.
Цели занятия
Дать понятие о педагогике,
рассмотреть ее предмет,
объект, функции и
проблемы.
2
Категории педагогики.
Рассмотреть категории
обучения.
Связь педагогики с
Дать представление о связи
3
другими науками, ее
педагогики с другими
структура.
науками. Влияние
педагогики на развитие
других наук. Изучить
структуру педагогики.
Методология и методы педагогических исследований.
4
Понятие о методологии.
Понятие методологии
педагогической науки.
Методы и
средства
Кол-во
часов
Информировани
е, лекция
1
Беседа
1
Презентация,
дискуссия
1
Лекция
1
5
Методы психологопедагогических
исследований.
Методология и
мировоззрение.
Функции
методологического
знания.
Методы научноБеседа,
педагогических
диагностика
исследований как способы
познания
педагогических
фактов и явлений.
1
Целостный педагогический процесс
Понятие о
6
педагогическом
процессе.
Информировани
е
1
7
Дать понятие о
педагогическом процессе
как системе.
Образование, как
педагогический процесс,
его сущность, структура,
объективнотехнологическая и
субъективно-личностная
стороны.
Закономерности
Познакомить учащихся с
педагогического процесса. закономерностями
педагогического процесса.
Принципы
Дать представление о
педагогического процесса. принципах педагогического
процессе.
Раскрыть специфику
Общность и специфика
обучения и воспитания.
обучения и воспитания.
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
1
Закон РФ «Об
образовании»
Презентация,
беседа
1
Презентация,
беседа
1
Интернет ресурс
1
Лекция,
дискуссия
1
Дискуссия,
ролевое
проигрывание
1
Лекция,
дискуссия
1
8
9
Познакомить учащихся с
законом РФ «Об
образовании»
Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
11
Учитель, как
Дать понятие учителя. Из
центральная фигура в
истории возникновения
школе.
педагогической профессии.
Профессиональная
12
Профессиограмма учителя.
характеристика педагога.
10
13
Задачи педагогической
деятельности.
14
Проблема в
профессиональной
пригодности учителя.
15
Структура
педагогической
деятельности учителя.
Раскрыть задачи
педагогической
деятельности.
Рассмотреть вопрос о
профессиональной
пригодности учителя.
Дать понятие
«педагогическое
выгорание»
Познакомить учащихся со
структурой педагогической
деятельности учителя.
16
Педагогические
специальности и
направления.
17
Итоговое занятие.
Изучите педагогические
Презентация,
интернет- ресурс
специальности и
направления
педагогической
деятельности.
Контроль знаний учащихся. Тестирование
1
ИТОГО
17
1
9 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия
Педагогика как наука
1
Возникновение
педагогики как
науки.
2
3
6
7
8
Методы и
средства
Кол-во
часов
Презентация,
беседа
1
Интернет –
ресурс,
дискуссия
Презентация,
беседа
1
Рассказать о
классификации методов
обучения.
Презентация,
информиров
ание
1
Методы
стимулирования
учебнопознавательной
деятельности.
Методы развития
познавательного
интереса.
Методы формирования
ответственности и
обязанности.
Раскрыть основные методы
стимулирования учебнопознавательной деятельности
(создание ситуаций успеха,
поощрение и порицание и т.д.)
Познакомить с методами
развития познавательного
интереса
Познакомить с методами
формирования ответственности и
обязанности.
Лекция,
беседа
1
Лекция,
беседа
1
Лекция,
беседа
1
Методы развития
психических
функций,
творческих
способностей и
личностных качеств
учащихся.
Лекция,
Познакомить с методами
развития психических функций, беседа
творческих способностей и
личностных качеств учащихся
(творческие задания, постановка
проблемы, дискуссия и др.).
1
Становление
педагогической
профессии.
Государственный
образовательный
стандарт.
Методы обучения
Классификация
4
методов обучения.
5
Цели занятия
Дать понятие педагогического
процесс; рассказать о
становлении педагогики, как
науки.
Рассказать о становлении
педагогической профессии.
Дать понятие Государственного
образовательного стандарта.
Познакомить учащихся с законом
РФ «Об образовании»
1
9
Методы контроля и
диагностики
эффективности учебнопознавательной
деятельности.
Формы организации обучения
Формы
10
организации
обучения.
Виды учебной
11
деятельности
учащихся.
12
13
Формы
организации
текущей
учебной
работы.
Внеурочные формы
организации текущей
учебной работы.
Лекция,
Познакомить с методами
беседа
контроля и диагностики
эффективности учебнопознавательной деятельности
(наблюдение, письменный опрос,
контрольная работа,
тестирование).
1
Дать представление о формах
организации и способах
обучения.
Раскрыть виды и формы учебной
деятельности учащихся (парная,
групповая, коллективная,
индивидуальная).
Урок – основная форма
организации текущей учебной
работы.
Презентация,
дискуссия
1
Информиро
вание,
анализ
ситуаций
Информиро
вание, анализ
ситуаций
1
Рассказать о внеурочных формах
работы (экскурсия, домашняя
работа, факультативные занятия
и др.).
Дать понятие о средствах
обучения.
Дать понятие технологии,
структуры технологии обучения.
Информиро
вание, анализ
ситуаций
1
Лекция
1
1
14
Средства обучения.
15
Технологии в
обучении.
Информиро
вание, беседа
1
16
Презентация,
Системы развивающего Познакомить учащихся с
обучения,
беседа
системами развивающего
используемые в школе. обучения, используемыми в
школе (Л.В. Занкова, ЭльконинаДавыдова).
Итоговое занятие.
Контроль знаний учащихся.
Тестирован
ие
ИТОГО
1
17
1
17
Используемая литература
1.
Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы,
схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М.
Коджаспирова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224 с.
2.
Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для пед. вузов / В.В. Краевский. –
М.: Академия, 2003. – 256 с.
3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и
сред. пед. учебных заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред.
С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия », 2000 – 512 с.