Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБОУ Торопецкая СОШ № 1 Протокол от 30.08.2024 № 2 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Торопецкая СОШ № 1 ____________________Калинина Н.Г. от 30.08.2024 № 118 ПРОГРАММА профориентационной работы на 2024-2025 учебный год Торопец 2024 1. Общие положения С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 г. внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации – профессиональный минимум (далее - профминимум). Цель: создание системы действенной профориентационной работы с учащимися, в том числе с ОВЗ, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда. • • • • Задачи: 1. развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности; 2. подготовка педагогов, осуществляющих профориентационную деятельность, с включением актуальных вопросов реализации профориентационного минимума; 3. создание модели реализации профминимума в МБОУ Торопецкая СОШ № 1 с включением всех образовательных форматов школы; 4. разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи; 5. формирование единого информационного пространства по профориентации; Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека. Основные подходы: мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании интересующих школьника вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения; информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством, что создает основу карьерной грамотности; практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих установить обучающемуся связь между получаемыми теоретическими знаниями и теми текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; участие в профессиональных пробах и др.; диагностико-консультативный подход: направлен на помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения, - являются важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень сформированности ГПС, но и отследить ее изменения. Принципы реализации профориентационного минимума: • системность: использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в активизирующем профессиональное самоопределение формате, некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся; • систематичность: профориентационный минимум реализуется в течение нескольких лет, все участники смогут наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся будет получать обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые будут отвечать его особенностям, запросам и уровню ГПС; доступность: любой обучающийся по программе общего образования (или его родитель/законный представитель) сможет воспользоваться профориентационной помощью. Для лиц с ОВЗ предусмотрены адаптированные методики. Каждый обратившийся получит обратную связь с рекомендациями; • • межведомственность: создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств (Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Министерство экономического развития, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и т.д.) и общих скоординированных усилий, исключает возможность управленческого и содержательного дублирования. Направление 2. Направления работы Вид деятельности Сроки Ответственные выполнения Организационнометодическая деятельность Разработка нормативной, документации, программ, тематических планов работы Работа с педагогами • Методическая помощь в подборке Сентябрьметодических материалов и ноябрь диагностического инструментария • Обучение на курсах методической Август календарно- Заместитель директора Заместитель директора повышения квалификации Работа с обучающимися • Участие в семинарах, вебинарах и других мероприятиях по направлению профориентационной работы • Комплекс профориентационных услуг в Сентябрь-май виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры Классные руководители, педагогпсихолог, • Консультации по выбору профиля обучения • Анкетирование • Организация и проведение экскурсий (в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, на предприятия); • социальный педагог Встречи с представителями предприятий, успешными выпускниками и т.п. Работа с родителями • Профессиональные пробы; • Конкурсы профессиональной направленности • Проведение родительских собраний, Сентябрь-май (общешкольные, классные), тематических занятий для родителей • Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников • Анкетирование родителей • Профориентационное тестирование семейным тестам Классные руководители, педагогпсихолог, социальный педагог по 3. Модель реализации профминимума в МБОУ Торопецкая СОШ № 1 Цель: 1. Оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. 2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. 3. Формирование готовности к выбору профессии Формы работы Базовый уровень (40 часов в год) 6-7 классы Урочная деятельность Внеурочная деятельность Взаимодействие с родителями Практикоориентированный модуль 4 часа Курс занятий Основной уровень (60 часов в год) 8-9 классы, 10М, 11М 9 часов Продвинутый уровень (80 часов в год) 10П, 11П 11 часов Курс занятий Курс занятий «Россия – мои горизонты» 34 часа 2 часа «Россия – мои горизонты» 34 часа 2 часа «Россия – мои горизонты» 34 часа 4 часа - 12 часов 18 часов Дополнительное образование - 3 часа 3 часа Профессиональное обучение Профильные предпрофессиональ ные классы - - 10 часов БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Реализация профминимума в урочной деятельности (4 часа) Профориентационные модули в предмете «Труд (Технология)»: Реализация профминимума в рамках взаимодействия с родителями (2 часа) Родительское собрание «Будущее начинается уже сегодня. Профориентация в семье и школе» (1 полугодие - ноябрь) Родительское собрание «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения» (2 полугодие - апрель) ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ Реализация профминимума в урочной деятельности (9 часов) Профориентационные модули в курсе «Основы психологии» профессиональной карьеры». и «Технология Реализация профминимума «Практико-ориентированный модуль» (12 часов) Посещение экскурсий и мастер-классов в организации ВО и СПО, участие в профессиональных пробах, конкурсах профориентационной направленности («Большие вызовы», «Профессионалы»), защита проектов (Проектная деятельность). Реализация профминимума в ДО (3 часа) Программы дополнительного образования через ГИС "Навигатор дополнительного образования Новосибирской области". Выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся. Реализация профминимума в рамках взаимодействия с родителями (2 часа) Родительское собрание «Будущее начинается уже сегодня. Профориентация в семье и школе» (1 полугодие - ноябрь) Родительское собрание «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения» (2 полугодие - апрель) ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ Реализация профминимума в урочной деятельности (11 часов) Профориентационные модули в предмете «Основы психологии», «Основы педагогики» и в курсе «Технология профессиональной карьеры». Реализация профминимума «Практико-ориентированный модуль» (18 часов) Посещение экскурсий и мастер-классов в организации ВО и СПО, участие в профессиональных пробах, образовательных выставках, ярмарках профессий, днях открытых дверей, посещения открытых уроков на базе колледжей, участие в онлайн-проекте «Открытый педагогический класс НГПУ», защита проектов (Проектная деятельность). Участие в конкурсах профориентационной направленности («Большие вызовы», «Профессионалы», Всероссийский юношеский педагогический форум). Реализация профминимума в ДО (3 часа) Программы дополнительного образования через ГИС "Навигатор дополнительного образования Тверской области". Выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся. Реализация профминимума в рамках взаимодействия с родителями (4 часа) Родительское собрание «Будущее начинается уже сегодня. Профориентация в семье и школе» (1 полугодие - ноябрь) Родительское собрание «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения» (2 полугодие - апрель) Реализация профминимума «Профессиональное обучение» «Профильные предпрофессиональные классы» Ожидаемые результаты реализации программы профориентационной работы: создание системы работы педагогического коллектива по данному направлению; повышение интереса обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация подростков к труду; ознакомление обучающиеся с миром профессий; обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; оказание адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии. Личностные результаты обучающихся Обучающиеся научатся: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты обучающихся развитие самостоятельности; развитие умения оценить собственные возможности, способствует овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. 4. № п\п 1. 2. План мероприятий по реализации профориентационного минимума в МБОУ Торопецкая СОШ № 1 Мероприятия Сроки Исполнители реализации Организация самодиагностики Август 2024 готовности школы к реализации профориентационного минимума Подготовка локальных актов, Август 2024 закрепляющих ответственных за профориентационную работу из числа администрации и Ответственный за профориентационную работу Директор включение соответствующих полномочий в их функционал 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Реализация федерального профориенационного проекта «Билет в будущее» Реализация программы профильного педагогического класса на уровне СОО Организация проектноисследовательской деятельности Посещение обучающимися организаций профессионального образования с целью участия в мероприятиях, экскурсиях Организация летней трудовой занятости учащихся (тематические смены в пришкольных лагерях) Создание временных рабочих мест для занятости молодёжи 14-18 лет с целью профориентации и профессионального самоопределенияв лагере труда и отдыха Проведение профориентационного консультирования обучающихся, родителей Реализация программ профессионального обучения, в том числе востребованных на рынке труда региона, на уровне СОО Разработка и проведение уроков общеобразовательного цикла, включающих элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности Разработка и проведение уроков профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Труд» Проведение родительских собраний по профриентационной тематике 01.09.202431.05.2025 Педагог – навигатор, классные руководители 2023-2025 01.09.202431.05.2025 01.09.202431.05.2025 Администрация и педагогический коллектив школы Педагог – навигатор, классные руководители Педагог – навигатор, классные руководители Май-июнь 2025 Социальный педагог В период летних Педагог – навигатор, каникул классные руководители 01.09.202431.05.2025 2024-2025 Педагог – навигатор, классные руководители Администрация и педагогический коллектив школы Август 2024 Учителя-предметники, классные руководители Август 2024 Учителя-предметники Август 2024 Классные руководители 14. 15. Прохождение программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность, с включением актуальных вопросов реализации профориентационного минимума Освещение мероприятий по реализации профориентационного минимума в социальной сети «В контакте» на сайте школы 01.09.202431.05.2025 01.09.202431.05.2025 Директор Заместитель директора по ВР 6. Мониторинг реализации профминимума Количественные показатели Качественные показатели Количество педагогов, прошедших программу повышения квалификации по профориентационной работе, с указание6м длительности обучения Список партнеров, привлечённых к работе; количество обучающихся 6-11 классов, принявших участие в каждом мероприятии, от общего числа обучающихся 6-11 классов Количество обучающихся 6-11 классов, принявших участие в профпробах от общего количества 6-11 классов; Количество обучающихся 6-11 классов, принявших участие в проектной деятельности, от общего числа обучающихся 6-11 классов школы Оценка нагрузки на участников проекта; Перечень и количество мероприятий с партнёрами Проведение мониторинга поступления выпускников 9 и 11 классов на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, в том числе в части соответствия профиля их обучения в школе. Зам. директора по УВР, классные руководители Приложение 1 Рекомендации по проведению профориентационного урока (на примере профориентационного урока в рамках проекта «Билет в будущее»: «Моя Россия – мои горизонты») Выбор профессионального пути – одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдется ли для меня место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным? Урок направлен на то, чтобы в интерактивной игровой форме познакомить учеников с тем, какие отрасли и профессии востребованы в нашей стране сегодня, какие открываются перспективы развития, какие навыки потребуются для эффективной реализации себя в профессиональной сфере, что важно сейчас и будет нужно, когда ребята окажутся на рынке труда. Цели и задачи: актуализация процессов профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развития страны; формирование представлений о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к специалистам из различных отраслей; повышение познавательного интереса и компетентности обучающихся в построении своей карьерной траектории развития. Целевая аудитория: обучающиеся 8-11 классов. В комплект материалов к уроку входят: сценарный план (пошаговая инструкция по проведению урока, включая приложение с дополнительными материалами); видеофайл, содержащий последовательный набор роликов, которые сменяют друг друга заставкой (в сценарном плане прописана последовательность включения видеофрагментов); презентация (является дополнительным материалом к уроку и используется на усмотрение учителя). Рекомендуется заранее скачать все материалы к уроку на рабочий компьютер (видеоматериал, презентацию, сценарный план). Проверьте, чтобы все материалы открывались корректно. Внимательно ознакомьтесь с комплектом материалов, распечатайте необходимую для вас информацию. Во время урока важно: создать в классе доверительную атмосферу сотрудничества и коммуникации учителя с обучающимися, обучающихся друг с другом; организовать пространство для комфортного восприятия видеоматериалов (всем видно/слышно); привлекать к участию в уроке по возможности всех обучающихся. Структура урока: введение (вступительное слово учителя); основное содержание: блок 1: общие факты; блок 2: отрасли; блок 3: качества; подведение итогов, голосование. Приложение 2 Организация проектной деятельности обучающихся Проектная деятельность обучающихся в образовательной организации подразумевает под собой решение какой-либо актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально значимых результатов (но не обязательно при этом является социальным проектированием). Проектную деятельность рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, а также на формирование как универсальных и гибких, так и конкретных, прикладных навыков. Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. – «брошенный вперед») – это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во времени и в плане ресурсов, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу. Признаки, отличающие проектную деятельность: - ограничение по срокам, ресурсам и результату; - неповторимость и уникальность (насколько это возможно); комплексность: наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта; организационное обеспечение: создание специфической организационной структуры на время реализации (разделение ролей в команде). Жизненный цикл проекта – это последовательность этапов от его начала до завершения, задаваемых в соответствии с условиями реализации проекта. Проект может включать в себя следующие этапы: - инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды; планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат (временных и, если нужно, финансовых), определение и оценка рисков; исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех элементов исполнения проекта; завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также формулировка основных выводов и анализ успешности проекта (извлеченные уроки); - получение обратной связи по результату, оценка результата. Основные требования к проекту: - - наличие социально значимой задачи (проблемы); - планирование действий по разрешению проблемы; - пооперационная разработка проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность; - структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов. Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Включенность, замотивированность самого субъекта выступает здесь в качестве важного условия успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы. Проектная деятельность классифицируется по ряду оснований. По цели проекта. исследовательский (новые знания); информационный (интеграция информации); социальный (решение социальной проблемы); творческий (творческий продукт); практико-ориентированный (материальный продукт); бизнес-проект (извлечение прибыли). Разумеется, могут быть и другие цели (например, развлекательные), профориентационном аспекте они менее распространены. однако, в По количеству участников: индивидуальные; - групповые. По содержанию образовательного содержания: предметными; межпредметными: надпредметными (в большей профориентационному содержанию). степени соответствуют По продолжительности: краткосрочные (до полугода); среднесрочные (от полугода до года); долгосрочные (более одного года). В профориентации, в отличие от других сфер, где приоритетен групповой подход, в равной степени ценен и индивидуальный подход, в полной мере предполагающий погружение в деятельность и ответственность. Содержание же профориентационного проекта, как правило, носит надпредметный, а иногда и «внепредметный» характер, т.е. не имеющий отношения к общеобразовательной деятельности (см. социальные, практико-ориентированные проекты). Продолжительность проекта как правило, кратко- и среднесрочная. В случае реализации проектной деятельности в течение нескольких лет подряд, обучающиеся последовательно знакомятся с проектными технологиями в соответствии с программой 6-7, 8-9, 10-11 классов. Обучающиеся, с одной стороны, используют уже освоенный материал, а с другой – дополняют его новыми практиками, упражнениями, инструментами для организации следующего проекта. Продуктовый результат проекта может быть представлен в виде законченного исследования, статьи, стендового доклада, прототипа продукта, завершенного продукта или услуги (минимальный жизнеспособный продукт), творческих продуктов (спектакль, сборник рассказов и т. д.), решение социальной проблемы и многое другое. Как отмечено выше, проект всегда имеет конкретный результат, решающий какую-либо проблему, следствием чего его частым элементом выступает публичность результатов. Представление, а иногда и реализация (использование) продукта, имеет большое значение. Завершение проекта, как правило, предполагает защиту, участие в конкурсе, аукцион, экспертизу результата и т д.. Проектная деятельность как элемент профориентационной работы с обучающимися имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить: профессиональную пробу: исследование и практическую деятельность внутри выбираемого профессионального направления; междисциплинарность: проект, как правило, сочетает в себе несколько профилей обучения, что повышает вероятность более точного соответствия профессиональным интересам обучающегося. Любой профессиональный выбор предполагает комбинирование нескольких интересов, которые в чем-то могут казаться даже противоречивыми. Так, например, направление «Промышленный дизайн» объединяет интерес к творчеству и инженерным дисциплинам; развитие как универсальных навыков (например, командной работы, коммуникабельности), так и профессиональных (для решения проектной задачи требуются навыки, выходящие за рамки школьной программы и близкие к навыкам, необходимым специалистам в профессиональной области). Среди недостатков и ограничений в организации проектной деятельности можно выделить: дефицит наставников по широкому кругу профессиональных направлений, особенно в малых городах и селах (отчасти это может быть решено с помощью использования сети Интернет); отсутствие системы оценки проектной деятельности; эфемерность, невозможность использовать в жизни полученные выводы, когда работа выполняется формально, без реальной заинтересованности; сложность проектной деятельности для выполнения обучающимися. Приложение 3 Программа посещения организаций профессионального образования и работодателей региона с учетом профессиональных интересов обучающихся: экскурсия как метод профориентационной работы Экскурсия – форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с участниками с целью получения комплексной информации об объекте по месту его нахождения. Экскурсия организуется как движение экскурсантов по определённому образовательно (профориентационно) значимому маршруту в реальной или виртуальной среде, в ходе которого они знакомятся с объектами, получают информацию, выполняют заранее полученные задания - общие, групповые или индивидуальные. Экскурсия совмещает в себе практически все каналы передачи информации о реальном объекте (а не его образе или модели): зрительный, аудиальный и даже обонятельный и осязательный. Работают все органы чувств. Экскурсия формирует мировоззрение участников (в самом широком смысле), развивает наблюдательность, влияет на формирование взглядов, вкусов, а также нравственно-этической культуры. Экскурсия как форма общения характеризуется демократичностью, отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждая после каждой части экскурсии полученные впечатления и знания. Экскурсия как метод используется в образовании, туризме, музейной работе и многих других областях. Экскурсия используется в профессиональной деятельности, образовании и досуге. Экскурсия универсальна в отношении любых возрастов участников. Структура экскурсии: тема (название и содержание экскурсии); цель (предполагаемый результат экскурсии для ее участников); объект (то, о чем предполагается получить комплексную информацию в результате мероприятия); время (дата и время проведения); рефлексия (соотнесение полученных результатов с поставленными целями; оценка результатов; может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации). Организация экскурсии Экскурсия требует определенных компетенций от организатора (автора, разработчика). Часто это партнерская (совместная) деятельность, хотя возможна и ситуация, когда организатор, исполнитель, экскурсовод и само содержание экскурсии определяются одной организацией и даже одним человеком (музейная работа, знакомство с образовательной организацией, посещение производства). В случае партнерства предполагается согласование деятельности двух или более субъектов, что усложняет планируемую деятельность. Ресурсное обеспечение экскурсии: подготовленные специалисты (кадры), включающие организатора(ов)групповода(ов), экскурсоводов; принимающая организация (площадка); транспорт; средства фиксирования информации (фото, видео, записи и т.д.); Кроме того, требуется решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте), а в случае работы с детьми необходимо решение правовых вопросов. В рамках профориентации экскурсия позволяет получить максимально полную информацию о профессиональной деятельности (в частности, об условиях и средствах труда). Исключение составляет лишь возможность практического участия в данной профессиональной деятельности. Преимущества метода: происходит непосредственный контакт с объектом: получение практически полной информации без посредников (экскурсовод – помощник). данный метод не требует, как правило, специальной подготовки участников; он является привлекательным для участников, вызывает интерес. Недостатки метода: организация требует серьезной подготовки; он является ресурсоемким; необходимо решение вопросов безопасности; имеет место относительная пассивность участников, по сравнению с другими методами (проектной деятельностью, профессиональной пробой).