МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Тверской области Торопецкий муниципальный округ МБОУ Торопецкая СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО На методическом объединении На педагогическом совете УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Торопецкая Протокол № 2 от 30.08.2024 СОШ № 1 Калинина Н.Г. Протокол № 1 от 28.08.2024 Приказ № 118 от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 711558) учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5 - 6 классов Торопец 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по ОДНКНР на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания ОДНКНР в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287), федеральной рабочей программы воспитания, учебного плана , с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОДНКНР , место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. Цель: сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России, стремление возродить традиции семейного воспитания. Задачи: - воспитывать уважение к нравственным нормам религиозной морали, народов России; - учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; - пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка; - создать условия для восприятия целостной картины мира; - формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Планируемые результаты изучения учебного предмета В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; -стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: - владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в раз-ном виде и разнообразной форме; -овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культу-рой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Универсальные учебные действия. Познавательные: - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: оценивать различные «безнравственно»; ситуации с позиций «нравственно», - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Содержание учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 5 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нрав- ственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. народ Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации меж- ду людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, ценности. Мораль и сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, программы. составляющих содержательную основу образовательной Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции лично- сти как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности . 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного современному уровню развития мировоззрения, соответствующего науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному раз- витию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: ■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рас- суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); ■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); ■ смысловое чтение; ■ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: ■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); ■ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью (коммуникация); ■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: ■ умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); ■ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); ■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам- ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); ■ умение оценивать правильность выполнения собственные возможности её решения (оценка); учебной задачи, ■ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? ■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; ■ иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; ■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, нравственным развитием личности и социальным поведением. духовно- Тема 2. Наш дом — Россия ■ Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; ■ знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; ■ понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость. Тема 3. Язык и история ■ Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; ■ иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; ■ понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; ■ обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей ■ Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; ■ знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; ■ понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; ■ иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры ■ Иметь сформированное представление о понятие «культура»; ■ осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; ■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура ■ Иметь представление об артефактах культуры; ■ иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; ■ понимать взаимосвязь между явлениями духовной культуры; хозяйственным укладом и про- ■ понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этно- сами. Тема 7. Духовная культура ■ Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; ■ знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; ■ понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; ■ осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; ■ знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия ■ Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; ■ осознавать связь религии и морали; ■ понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; ■ уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование ■ Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; ■ иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; ■ понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; ■ приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; ■ понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) ■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; ■ выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; ■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной культурноисторической специфики; ■ обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей ■ Знать и понимать смысл термина «семья»; ■ иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; ■ осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; ■ уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования; ■ понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; ■ осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; ■ понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи ■ Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; ■ осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; ■ понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; ■ обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России ■ Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; ■ знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; ■ уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; ■ осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России ■ Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; ■ уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; ■ знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художествен- ной культуры; ■ понимать и обосновывать важность семейных использованием различного иллюстративного материала. ценностей с Тема 15. Труд в истории семьи ■ Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; ■ понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; ■ осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; ■ характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) ■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных мате- риалах и примерах из жизни собственной семьи; ■ выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; ■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; ■ обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура ■ Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры; ■ уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; ■ понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; ■ знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры ■ Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; ■ осознавать и доказывать ограничений в творчестве; важность ■ обосновывать важность творчества нравственных ценностей человека; моральнокак нравственных реализацию духовно- ■ доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; ■ знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности ■ Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; ■ обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; ■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность ■ Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; ■ иметь представление о значении и функциях изучения истории; ■ осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры ■ Знать и понимать отличия художественного творчества; литературы от других видов ■ рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; ■ обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; ■ находить и обозначать средства выражения нравственного смысла в литературных произведениях. морального и Тема 22. Взаимовлияние культур ■ Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества; ■ понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; ■ знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа ■ Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: ■ осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие ■ Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; ■ называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; ■ уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; ■ понимать ценность Российской Федерации; многообразия культурных укладов народов ■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; ■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 25. Праздники в культуре народов России ■ Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; ■ устанавливать уклада; ■ взаимосвязь праздников и культурного различать основные типы праздников; ■ уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; ■ анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; ■ понимать основной смысл семейных праздников: ■ определять нравственный смысл праздников народов России; ■ осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России ■ Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; ■ понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; ■ осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ; ■ осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; ■ устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; ■ иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России ■ Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; ■ обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; ■ находить и обозначать средства выражения нравственного смысла музыкальных произведений; морального и ■ знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России ■ Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; ■ уметь объяснить, что фольклорные орнаменты; такое скульптура, живопись, графика, ■ обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; ■ находить и обозначать средства выражения нравственного смысла изобразительного искусства; ■ морального знать основные темы изобразительного искусства народов России. и Тема 29. Фольклор и литература народов России ■ Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; ■ понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; ■ воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; ■ знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; ■ оценивать литературы. морально-нравственный потенциал национальной Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом ■ Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; ■ уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; ■ уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); ■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) ■ Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; ■ понимать, что такое культурная карта народов России; ■ описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России ■ Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; ■ понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения от- дельных этносов. 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура ■ Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; ■ понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; ■ уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества; ■ понимать зависимость исторических процессов; социальных процессов от культурно- ■ уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума. Тема 2. Культура России: многообразие регионов ■ Характеризовать административно-территориальное деление России; ■ знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; ■ понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; ■ объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; ■ понимать ценность Российской Федерации; многообразия культурных укладов народов ■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; ■ характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3. История быта как история культуры ■ Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; ■ понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; ■ находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях. Тема 4. Прогресс: технический и социальный ■ Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; ■ осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; ■ демонстрировать понимание роли обслуживающего социальной и духовно-нравственной важности; труда, его ■ понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; ■ осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. Тема 5. Образование в культуре народов России ■ Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; ■ понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; ■ понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; ■ обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; ■ характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека. Тема 6. Права и обязанности человека ■ Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: ■ характеризовать связанных с правами; историю формирования комплекса понятий, ■ понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; ■ понимать необходимость соблюдения прав человека; ■ понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; ■ приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие ■ Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; ■ характеризовать основные культурообразующие конфессии; ■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; ■ понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие) ■ Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; ■ понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; ■ называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека ■ Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; ■ осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; ■ понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; ■ обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; ■ характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; ■ понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; ■ приводить примеры идеалов пространстве современной России. человека в историко-культурном Тема 10. Взросление человека в культуре народов России ■ Понимать различие антропосоциогенеза; между процессами антропогенеза и ■ характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного раз- вития и существования на каждом из этапов; ■ обосновывать важность взаимодействия человека характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; и общества, ■ знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. Тема 11. Религия как источник нравственности ■ Характеризовать нравственный потенциал религии; ■ знать и уметь излагать образующих конфессий России; нравственные принципы государство- ■ знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; ■ уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. Тема 12. Наука как источник знания о человеке ■ Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; ■ определять нравственный смысл гуманитарного системообразующую роль в современной культуре; знания, его ■ характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; ■ осознавать и доказывать гуманитарного знания. взаимосвязь различных областей Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры ■ Характеризовать многосторонность понятия «этика»; ■ понимать особенности этики как науки; ■ объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; ■ обосновывать важность и необходимость социального благополучия общества и личности. нравственности для Тема 14. Самопознание (практическое занятие) ■ Характеризовать понятия «автопортрет», «рефлексия»; «самопознание», «автобиография», ■ уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; ■ доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком ■ Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; ■ соотносить благополучие»; понятия «добросовестный труд» и «экономическое ■ объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; ■ оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; ■ осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; ■ объяснять важность труда и его экономической стоимости; ■ знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда». Тема 16. Подвиг: как узнать героя? ■ Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; ■ понимать отличия подвига на войне и в мирное время; ■ уметь доказывать важность героических общества; примеров для жизни ■ знать и называть героев современного общества и исторических личностей; ■ обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние ■ Характеризовать понятие «социальные отношения»; ■ понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; ■ осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; ■ обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; ■ обосновывать важность и находить нравственные социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; основания ■ понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания ■ Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе об- условленное несовершенством духовно-нравственных идеа- лов и ценностей; ■ приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; ■ обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений ■ Характеризовать понятия «благотворительность», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «меценатство», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; ■ анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; ■ уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России ■ Характеризовать понятие «гуманизм» нравственных ценностей российского народа; как ■ находить и обосновывать проявления культурном наследии народов России; гуманизма ■ знать и понимать важность высоконравственной личности, взаимоотношений в обществе; источник в духовноисторико- гуманизма для формирования государственной политики, ■ находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества ■ Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; ■ иметь представление о духовно-нравственных обходимых представителям социальных профессий; качествах, не- ■ осознавать и обосновывать ответственность личности при вы- боре социальных профессий; ■ приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг ■ Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; ■ доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; ■ характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; ■ приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; ■ понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества ■ Характеризовать понятие «наука»; ■ уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; ■ называть имена выдающихся учёных России; ■ обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; ■ характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; ■ обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие) ■ Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; ■ обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин ■ Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; ■ понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; ■ понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм ■ Характеризовать понятие «патриотизм»; ■ приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; ■ различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим на- родам, их истории и культуре; ■ уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? ■ Характеризовать понятия «война» и «мир»; ■ доказывать важность сохранения мира и согласия; ■ обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; ■ понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; ■ характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 28. Государство. Россия — наша родина ■ Характеризовать понятие «государство»; ■ уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; ■ характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; ■ характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие) ■ Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; ■ обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие) ■ Характеризовать понятие «добрые дела» собственных действий, их нравственного характера; в контексте оценки ■ находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие) ■ Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; ■ приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; ■ формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи. Тема 32. Человек и культура (проект) ■ Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; ■ уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; ■ показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; ■ характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Система оценки результатов обучения Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие. 1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат не- посредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. 2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся . 3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов. № ур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной куль- туры народов России»? Наш дом — Россия Язык и история Русский язык — язык общения и язык возможностей Истоки родной культуры Материальная культура Духовная культура Культура и религия Культура и образование Многообразие культур России (практическое занятие) Семья — хранитель духовных ценностей 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Родина начинается с семьи Традиции семейного воспитания в России Образ семьи в культуре на- родов России Труд в истории семьи Семья в современном мире (практическое занятие) Личность — общество — культура Духовный мир человека. Человек — творец культуры Личность и духовно-нравственные ценности Историческая память как духовно-нравственная ценность Литература как язык культуры Взаимовлияние культур Духовно-нравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие Праздники в культуре народов России Памятники в культуре народов России Музыкальная культура народов России Изобразительное искусство народов России Фольклор и литература на- родов России Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) Культурная карта России (практическое занятие) Единство страны — залог будущего России Резерв 6 класс 3 ур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Мир культуры: его структура Культура России: многообразие регионов История быта как история культуры Прогресс: технический и социальный Образование в культуре народов России Права и обязанности человека Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие Современный мир: самое важное (практическое занятие) Каким должен быть чело- век? Духовнонравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Религия как источник нравственности Наука как источник знания о человеке и человеческом Этика и нравственность как категории духовной культуры Самопознание (практическое занятие) Труд делает человека человеком Подвиг: как узнать героя? Люди в обществе: духовно- нравственное взаимовлияние Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Моя профессия (практическое занятие) Гражданин Патриотизм Защита Родины: подвиг или долг? Государство. Россия — наша родина Гражданская идентичность (практическое занятие) Моя школа и мой класс (практическое занятие) Человек: какой он? (практическое занятие) Человек и культура (проект) Резерв