Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1
172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61
Утверждаю
Директор МБОУ Торопецкая
СОШ № 1
_____________Калинина Н.Г.
Приказ № 118 от 30.08.2024 г.
Учебный план
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)
Извлечение из адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1
принятой Педагогическим советом школы, протокол от 31.08.2023 № 1,
утвержденной приказом директора школы от 31.08.2023 № 119
Торопец
2024
Учебный план, реализующий АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который
устанавливает
сроки
освоения
АООП
обучающимися
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и
недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор
вариантов
сроков
обучения
Организация
осуществляет
самостоятельно с учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые,
финансовые и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко
выраженную
коррекционно-развивающую
направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
2
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое
обеспечивает
достижение
важнейших
целей
современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть
базисного
образовательных
учебного
отношений,
плана,
формируемая
обеспечивает
участниками
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
3
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психо коррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
является
неотъемлемой
общеобразовательной
частью
образовательного
организации.
Образовательные
процесса
в
организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
4
рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным
планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
5
Примерный недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): I-IV классы
Предметные
области
Классы
Количество часов в
неделю
I
II
III
IV
Всего
Учебные
предметы
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1.Русский язык
3
5
5
5
18
речевая
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
практика
1.3.Речевая
2
2
2
2
8
практика
2. Математика
2.1.Математика
3
4
4
4
15
3.
3.1.Мир природы и 2
2
2
2
8
Естествознание человека
4. Искусство
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4.2. Изобразительн 1
1
1
1
4
ое искусство
5. Физическая 5.1.
Адаптивная 3
3
3
3
12
культура
физическая
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
2
1
1
1
5
Итого
21
23
23
23
90
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая годовая 21
23
23
23
90
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия
ритмика):
Занятия с психологом
1
1
1
1
4
Занятия с логопедом
1
1
1
1
4
Занятия с дефектологом
1
1
1
1
4
6
и
Примерный недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
V-IX классы
Предметные Классы
Количество часов в неделю
области
V
VI VII VIII IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1.
Язык
и
речевая
практика
2. Математика
1.1.Русский язык
5
5
5
4
4
1.2.Чтение
4
4
4
4
4
(Литературное чтение)
2.1.Математика
5
5
4
4
4
2.2. Информатика
1
1
1
3.
3.1.Природоведение
2
2
Естествознание 3.2.Биология
2
2
2
3.3. География
2
2
2
2
4. Человек и 4.1. Мир истории
2
общество
4.2.
Основы 2
2
2
2
2
социальной жизни
2
4.3. История отечества 2
2
5. Искусство
5.1. Изобразительное 2
искусство
5.2. Музыка
1
6. Физическая 6.1.
Адаптивная 2
2
2
2
2
культура
физическая культура
7. Технологии 7.1. Профильный труд 6
6
6
7
7
Итого
29
30 30
30
30
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная 29
30 30
30
30
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Занятия с психологом
1
1
1
1
1
23
20
Занятия с логопедом
1
1
1
1
1
5
Занятия с дефектологом
1
1
1
1
1
5
7
22
3
4
6
8
2
10
6
2
1
10
32
149
-
149
5