Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 «МОЯ СЕМЬЯ», «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» Внеурочная деятельность Торопец 2023 год Пояснительная записка Проблемы сохранения и укрепления современной семьи сегодня находятся в центре нашего внимания. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования обозначено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. Семья обеспечивает личностное и духовнонравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а следовательно, и на дальнейшее развитие общества. В последнее время мы наблюдаем динамическое изменение нашего общества, в котором расширение экономической функции семьи привело к ослаблению ее воспитательного потенциала, утрате духовно-нравственных ценностей и традиций семейного воспитания, увеличению количества неполных семей. Сегодняшние реалии подтверждают, что назрела необходимость подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни. Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является формирование семейных ценностей и установки на то, что ребенок в семье - это дар и родители ответственны за его развитие, становление и счастье. Юношеский возраст – период, непосредственно предшествующий супружеству. Соответственно, задача педагогов и родителей – подготовка старшеклассников к осознанному выбору брачного партнера и ответственному отношению к родительству. К сожалению, сегодня не каждая семья готовит своих детей к супружеской жизни и родительству, и у молодых людей размывается понимание традиционных семейных ценностей и образа традиционной русской семьи. В связи с этим возникает необходимость систематизированной и целенаправленной работы по формированию у юношей и девушек традиционных для нашего общества семейных ценностей. При этом основными направлениями работы становятся: - формирование традиционных семейных и нравственных ценностей; - формирование ценностного отношения как к своей личности, так и личности другого человека; - формирование ценностного отношения к семье, браку, родительству; - коррекция сложившихся в сознании подрастающего поколения искаженных представлений о жизни в семье, о роли родителей в воспитании детей. - психологическая подготовка к будущей семейной жизни. При выстраивании планомерной работы с юношами и девушками педагогам следует учитывать закономерности данного возрастного этапа. Юность - это период перехода от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни, связанный с сохранением противоречий между стремлением к самостоятельной жизни и неготовностью принять ответственность за себя и свою будущую семью, будущего ребенка. Юность – это период освоения новых социальных ролей и период самоопределения (социального, духовно-нравственного), период, требующий личностного, самостоятельного, ответственного выбора жизненной позиции. В этом возрастном диапазоне происходит новое открытие «я», переживаемое в форме чувства собственной целостности и неповторимости; развивается рефлексия и критичное отношение к себе. Одной из задач возраста становится поиск личного смысла жизни, овладение своим личностным миром. Рефлексия, которая начала формироваться в подростковом возрасте, приобретает качественные изменения: познание не только себя, но и соотнесение себя с окружающей действительностью, требованиями социума, результатом чего становится формулирование для себя правил, критериев жизни, а следовательно, системы нравственных убеждений (мировоззрения). На фоне становления самосознания происходит выраженная полоролевая дифференциация, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения. Изменения претерпевают и межличностные отношения, которые характеризуются наличием противоположно направленных тенденций: с одной стороны, расширение межличностных контактов (способ освоения как можно более широкого круга социальных ролей), с другой - обособление (дружба и стремление к самораскрытию в другом - очень близком - человеке). Таким образом, центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения, самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию. Все это способствует принятию ответственных решений, ответственного выбора не только в плане личностного и профессионального развития,но и развития себя как будущего семьянина. Цель программ «Моя семья», «Семейные ценности» – создание условий для формирования у старшеклассников традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей (положительного образа семьи). Задачи программы: - Развитие представлений о себе (я–концепция, взаимоотношения, ценностные ориентации). - Формирование ценностного отношения к родительской семье. - Формирование ценностного отношению к межличностным отношениям и браку. - Формирование психологической готовности юношей и девушек к вступлению в брак, к осознанному отцовству и материнству. - Формирование понимания роли отца и матери в жизни ребенка. - Формирование культуры поведения и общения в семейных и детскородительских отношениях. - Формирование ответственности за поведение в родительской и собственной будущей семье. Содержание программы представлено следующими блоками: «Я и мой внутренний мир» - познание себя и выстраивание образа своего «я»; «Я и другие» - взаимоотношения с другими, ценности общения с другими, гендерные представления, чувства между мужчиной и женщиной; «Я и моя родительская семья» - значение семьи в жизни, осознание принадлежности к роду, его ресурсу, формирование положительного образа семьи». «Супружество» - формирование положительного образа своей будущей семьи, брак зарегистрированный и гражданский, семейные ценности, стадии жизни семьи, функции семьи, роли в семье, отношения и конфликты в семье, составляющие счастливой семейной жизни, ответственность родителей за воспитание детей. Принципы: - системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - единства диагностики и коррекции; - деятельностного подхода; - учета психолого-возрастных и индивидуальных особенностей; - комплексности методов психологического воздействия; - доверия и сотрудничества; - активности и самостоятельности обучающегося. Технологии работы: - технология видеокейсов; - технология активного выбора; - технология дискуссии моделированием сюжета; на основе метафор с параллельным - технология поляризации мнений; - игровые технологии. Методы работы: - беседы, лекции, диспуты; - моделирование и анализ заданных ситуаций; - релаксация; - игры (ролевые, психогимнастические, коммуникативные и др.); - проективные методы; - методы эмоционально-образной психотерапии. Участники программы (целевая аудитория): Юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет. Сроки и этапы реализации программы: Для старшеклассников : 17 занятий программы «Моя семья» и 17 занятий программы «Семейные ценности» чередуются: одна неделя – «Моя семья», следующая неделя – «Семейные ценности». На каждую тему выделяется два часа, в которые включены как теоретическое занятие, так и практическое. Результаты освоения программы: обучающиеся подготовлены к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи Тематическое планирование № п/п Темы Количество часов 1 Знакомство (введение) 2 2 Плоды добрых деревьев 2 3 Кто я? 2 4 Цели и ценности 4 6 Находка 2 7 Он и она 2 5 8 Любовь 2 9 Семья 2 10 Моя семья - мой род - мой ресурс 2 11 Моя семейная жизнь 2 12 Отношения двоих 2 13 Брак 2 14 Супружество 2 15 Основы отношений в семье 2 16 Конфликты в семье 2 17 Ребенок - дар семье 1 18 Итоговое занятие 1 Итого: 34