Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61
РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023
«МОЯ СЕМЬЯ»,
«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Внеурочная деятельность
Торопец
2023 год
Пояснительная записка
Проблемы сохранения и укрепления современной семьи сегодня
находятся в центре нашего внимания. В новом Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования обозначено, что одной из
базовых национальных ценностей является семья.
Семья является основой любого государства, главным и ведущим
условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций,
национальной безопасности. Семья обеспечивает личностное и духовнонравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система
воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на
формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций
подрастающего поколения, а следовательно, и на дальнейшее развитие
общества.
В последнее время мы наблюдаем динамическое изменение нашего
общества, в котором расширение экономической функции семьи привело к
ослаблению ее воспитательного потенциала, утрате духовно-нравственных
ценностей и традиций семейного воспитания, увеличению количества
неполных семей.
Сегодняшние
реалии
подтверждают,
что
назрела
необходимость
подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни.
Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран
стремятся решить данную проблему, является формирование семейных
ценностей и установки на то, что ребенок в семье - это дар и родители
ответственны за его развитие, становление и счастье.
Юношеский возраст – период, непосредственно предшествующий
супружеству. Соответственно, задача
педагогов и родителей – подготовка
старшеклассников к осознанному выбору брачного партнера и ответственному
отношению к родительству. К сожалению, сегодня не каждая семья готовит
своих детей к супружеской жизни и родительству, и у молодых людей
размывается
понимание
традиционных
семейных
ценностей
и
образа
традиционной русской семьи. В связи с этим возникает необходимость
систематизированной и целенаправленной работы по формированию у юношей
и девушек традиционных для нашего общества семейных ценностей.
При этом основными направлениями работы становятся:
- формирование традиционных семейных и нравственных ценностей;
- формирование ценностного отношения как к своей личности, так и
личности другого человека;
- формирование ценностного отношения к семье, браку, родительству;
- коррекция сложившихся в сознании подрастающего поколения
искаженных представлений о жизни в семье, о роли родителей в воспитании
детей.
- психологическая подготовка к будущей семейной жизни.
При выстраивании планомерной работы с юношами и девушками
педагогам следует учитывать закономерности данного возрастного этапа.
Юность - это период перехода от подросткового возраста к самостоятельной
взрослой жизни, связанный с сохранением противоречий между стремлением к
самостоятельной жизни и неготовностью принять ответственность за себя и
свою будущую семью, будущего ребенка. Юность – это период освоения новых
социальных ролей и период самоопределения (социального,
духовно-нравственного),
период,
требующий
личностного,
самостоятельного,
ответственного выбора жизненной позиции.
В этом возрастном диапазоне происходит новое открытие «я»,
переживаемое в форме чувства собственной целостности и неповторимости;
развивается рефлексия и критичное отношение к себе.
Одной из задач возраста становится поиск личного смысла жизни,
овладение
своим
личностным
миром.
Рефлексия,
которая
начала
формироваться в подростковом возрасте, приобретает качественные изменения:
познание
не
только
себя,
но
и
соотнесение
себя
с
окружающей
действительностью, требованиями социума, результатом чего становится
формулирование для себя правил, критериев жизни, а следовательно, системы
нравственных убеждений (мировоззрения).
На фоне становления самосознания происходит выраженная полоролевая
дифференциация, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и
девушками половых социальных стереотипов поведения.
Изменения
претерпевают
и
межличностные
отношения,
которые
характеризуются наличием противоположно направленных тенденций: с одной
стороны, расширение межличностных контактов (способ освоения как можно
более широкого круга социальных ролей), с другой - обособление (дружба и
стремление к самораскрытию в другом - очень близком - человеке).
Таким образом, центральными личностными новообразованиями в
юношеском
возрасте
являются:
формирование
мировоззрения,
самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику
человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.
Все это способствует принятию ответственных решений, ответственного
выбора не только в плане личностного и профессионального развития,но и
развития себя как будущего семьянина.
Цель программ «Моя семья», «Семейные ценности» – создание условий
для формирования у старшеклассников традиционных духовно-нравственных и
семейных ценностей (положительного образа семьи).
Задачи программы:
- Развитие представлений о себе (я–концепция, взаимоотношения,
ценностные ориентации).
- Формирование ценностного отношения к родительской семье.
- Формирование ценностного отношению к межличностным отношениям
и браку.
- Формирование психологической готовности юношей и девушек к
вступлению в брак, к осознанному отцовству и материнству.
- Формирование понимания роли отца и матери в жизни ребенка.
- Формирование культуры поведения и общения в семейных и детскородительских отношениях.
- Формирование ответственности за поведение в родительской и
собственной будущей семье.
Содержание программы представлено следующими блоками:
«Я и мой внутренний мир» - познание себя и выстраивание образа
своего «я»;
«Я и другие» - взаимоотношения с другими, ценности общения с
другими, гендерные представления, чувства между мужчиной и женщиной;
«Я и моя родительская семья» - значение семьи в жизни, осознание
принадлежности к роду, его ресурсу, формирование положительного образа
семьи».
«Супружество» - формирование положительного образа своей будущей
семьи, брак зарегистрированный и гражданский, семейные ценности, стадии
жизни семьи, функции семьи, роли в семье, отношения и конфликты в семье,
составляющие счастливой семейной жизни, ответственность родителей за
воспитание детей.
Принципы:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единства диагностики и коррекции;
- деятельностного подхода;
- учета психолого-возрастных и индивидуальных особенностей;
- комплексности методов психологического воздействия;
- доверия и сотрудничества;
- активности и самостоятельности обучающегося.
Технологии работы:
- технология видеокейсов;
- технология активного выбора;
-
технология
дискуссии
моделированием сюжета;
на
основе
метафор
с
параллельным
- технология поляризации мнений;
- игровые технологии.
Методы работы:
- беседы, лекции, диспуты;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- релаксация;
- игры (ролевые, психогимнастические, коммуникативные и др.);
- проективные методы;
- методы эмоционально-образной психотерапии.
Участники программы (целевая аудитория):
Юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет.
Сроки и этапы реализации программы:
Для старшеклассников : 17 занятий программы «Моя семья» и 17 занятий
программы «Семейные ценности» чередуются: одна неделя – «Моя семья»,
следующая неделя – «Семейные ценности». На каждую тему выделяется два
часа, в которые включены как теоретическое занятие, так и практическое.
Результаты освоения программы: обучающиеся подготовлены к
осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и
счастливой семьи
Тематическое планирование
№ п/п
Темы
Количество часов
1
Знакомство (введение)
2
2
Плоды добрых деревьев
2
3
Кто я?
2
4
Цели и ценности
4
6
Находка
2
7
Он и она
2
5
8
Любовь
2
9
Семья
2
10
Моя семья - мой род - мой ресурс
2
11
Моя семейная жизнь
2
12
Отношения двоих
2
13
Брак
2
14
Супружество
2
15
Основы отношений в семье
2
16
Конфликты в семье
2
17
Ребенок - дар семье
1
18
Итоговое занятие
1
Итого:
34