Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61
РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023
Рабочая программа
профессионального обучения по профессии 27530 «Чертежник»
Торопец 2023г
1
Пояснительная записка
Образовательная программа профессионального обучения по профессии
27530 «Чертежник» реализуется в рамках проекта «Профессиональное
обучение». Данная программа предполагает освоение основных разделов
профессионального обучения по программам профессиональной подготовки
по профессиям рабочих, должностям служащих
в образовательных
организациях, среди школьников 10 – 11 классов.
Направленность:
техническая Уровень
программы – базовый
Возраст обучающихся –14-18 лет
Срок реализации программы – 2 года
Программа разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации"
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей
служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 N 29322)
Общероссийским классификатор ОК 016-94 профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным профессиональным программам"
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 апреля 2013 г. № 292 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения"
2
Педагогическая
целесообразность
заключается
в
раскрытии
индивидуальных способностей, обучающихся не только в профессиональной
деятельности, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в
повышении его самооценки.
К обучению допускаются: лица различного возраста с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не
имеющие основного общего (не прошедших основной государственный
экзамен) и лица до 18-ти лет, не имеющие основного общего образования.
Курс черчения – составная часть трудового технического образования
школьников. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой,
технической и профессиональной подготовке школьников, формированию
основ графической грамотности, умений составлять и читать чертежи, а также
увереннымнавыкам пользования полученными знаниями в процессе трудовой
деятельности.
Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, а также их
анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к
изучению техники.
Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом,
широкое использование межпредметных связей, включение в процесс
обучения более широкого круга познавательных и занимательных задач
повышают мотивацию подростков к познанию и творчеству в интересах
личности и государства.
В общеобразовательной программе широко используются межпредметные
связи с геометрией, начертательной геометрией, дизайном, изобразительным
искусством, черчением, конструированием и т.д.
В данной программе предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к
выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления. С целью накопления опыта
творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Направленность программы научно-техническая она направлена на
приобщение обучающихся к основам черчения, и выявление одаренных детей
с целью развития их творческого потенциала.
Главными задачами программы являются:
научить
воспитанников
самостоятельно
читать
чертежи,
моделировать различные геометрические тела, разрабатывать графическую
документацию для изготовления деталей и изделий;
научить выполнять комплексные чертежи геометрических тел,
3
развить логическое и абстрактное мышление, творческие
способности учащихся;
изучить требования государственных стандартов Единой системы
конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы
технологической документации (далее - ЕСТД);
оказать помощь в профессиональной ориентации школьников.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что
программа дает возможность не только изучить различные техническое
черчение, но и применить его, используя комплексно, при проектировании
предметов, и всего, что так или иначе окружает нашу жизнь.
Актуальность данной образовательной программы
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами
художественного образования, которые выдвигаются в концепции
модернизации российского образования (Министерство образования РФ от
29.11.01). Изучение данного курса жизненно необходимо в жизни любого
грамотного человека, прививает подросткам культуры графического труда,
создает основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность образовательной программы будет
состоять в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении
своей индивидуальной функции в коллективном процессе с одной стороны, и
формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей
в работе при выполнении индивидуальных заданий.
Основным отличием данной программы от стандартной является
продолжительный срок реализации, разбитый на этапы, нацеленность на
подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние специальные
учебные заведения с изучением данного курса, связь данной программы с
архитектурно- художественным направлением.
Обучение по программе построено по принципу ― от простого – к
сложному‖. От вырезания простых и симметричных форм – к составлению
сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке
объемныхформ.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
деятельностный,
эвристический,
исследовательский.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных
занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое
упражнение), консультация, дискуссия, практическое упражнение под
4
руководством педагога по закреплению определенных навыков,
самостоятельное.
Основным видом деятельности являются практические
занятия.Концептуальную основу программы составляют
положения:
1. Личностный подход к каждому воспитаннику.
2. Постепенное освоение теоретических и практических знаний,
умений инавыков.
3. Преемственность обучения.
4.
Формирование у подростка умения выразить свою
концепцию
втрехмерном пространстве, поверив в свои силы и
возможности.
Программа является не только обучающей, но и воспитывающей.
У подростков воспитываются и развиваются творческое воображение,
трудолюбие, усидчивость, способность принимать креативные решения,
желание получить новые знания, формируется ценностное отношение к себе
и другим людям. Главное – разбудить активность у подростков, вооружить их
способами совершенствования деятельности и помочь «творить из себя»
свободных,
развитых,
грамотных,
творческих
профессиональноориентированных людей.
Планируемые результаты из профстандартов профессии «Чертежник»
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
развитие познавательных интересов и активности при изучении курса
черчения;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и
познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и
мировоззрению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
5
общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности
вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в
процессе подготовки школьников в области черчения:
определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых
задач в учебе;
планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
способность соотносить свои действия с планируемыми
результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
задачей;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета.
6
Предметные результаты
Основные предметные
образовательные
результаты,
достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
приобщение к графической культуре как совокупности достижений
человечества в области освоения графических способов передачи
информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических,
динамических и пространственных представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного
назначения;
развитие творческого мышления и формирование элементарных
умений преобразования формы предметов, изменения их положения и
ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами
конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
применение графических знаний в новой ситуации при решении
задач с творческим содержанием (в том числе с элементами
конструирования);
формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Результаты освоения основной программы профессионального обучения
В результате освоения программы слушатель должен освоить выполнение
предусмотренных профессиональным стандартом «Чертежник» трудовых
функций, соответствующих 3 разряду квалификации.
Данная программа помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира; приобщает школьников к элементам инженерно-технических
знаний в области техники и технологии современного производства; содействует
развитию технического мышления, познавательных способностей.
Планируемые результаты обучения по программе профессиональной
подготовки в соответствии с профессиональным стандартом:
Обобщенная
трудовая
функция
Чертежник
Трудовая
функция
Должен знать
Должен уметь
Способность
чертежные
работы
(чертежи
деталей,
сборочные
чертежи,
чертежи
общего
вида,
габаритные
и
- методы и средства
выполнения
чертежных работ,
основы
технического
черчения;
правила и приемы
геометрического и
проекционного
- выполнять
чертежные работы
(чертежи деталей,
сборочные чертежи,
чертежи общего
вида, габаритные и
монтажные чертежи
и другую
конструкторскую
- Осуществлять выбор оптимального
алгоритма своей деятельности (формы
и методы соответствуют целям и
задачам);
- Выполнять самостоятельный и
эффективный поиск, анализ и
интерпретацию необходимой
информации из разных источников, в
т.ч. электронных и интернет-ресурсов,
7
монтажные
чертежи и
другую
конструкто
рскую
документац
ию) по
эскизным
документам
или с
натуры в
требуемых
масштабах
в туши или
карандаше с
соблюдение
м правил
черчения
черчения;
- виды рабочих
чертежей,
требования к ним;
- инструменты и
приспособления,
применяемые при
черчении;
- стандарты,
технические
условия и
инструкции по
оформлению
чертежей и другой
конструкторской
документации;
- правила
внутреннего
трудового
распорядка; основы
организации труда;
- правила и нормы
охраны труда,
техники
безопасности,
производственной
санитарии и
противопожарной
защиты;
документацию) по
эскизным
документам или с
натуры в требуемых
масштабах в туши
или карандаше с
соблюдением
правил черчения;
- составлять схемы,
спецификации,
различные
ведомости и
таблицы;
- оформлять
чертежи, делать
необходимые
надписи и
проставлять
условные
обозначения.
для решения поставленных задач;
- Обосновывать выбор методов и
способов решения задач
профессионального и личностного
развития;
- Активно использовать
информационные и
коммуникационные ресурсы в
учебной деятельности;
- Пользоваться нормативнотехнической документацией при
решении задач по составлению и
оформлению строительных и
специальных чертежей.
- Обучающийся, освоивший
программу, должен обладать
профессиональными компетенциями,
соответствующими видам
деятельности:
- Оформлять и читать чертежи
строительных конструкций и
материалов, спецификаций по
специальности, выполнять
геометрические построения и
графические изображения
пространственных образов в ручной и
машинной графике, разрабатывать
комплексные чертежи с
использованием системы
автоматизированного
проектирования;
- Пользоваться нормативнотехнической документацией при
выполнении и оформлении
строительных чертежей.
В результате освоения программы слушатель должен освоить выполнение
предусмотренных профессиональным стандартом «Чертежник» трудовых
функций.
Данная программа помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира; приобщает школьников к элементам инженерно-технических
знаний в области техники и технологии современного производства; содействует
развитию технического мышления, познавательных способностей.
Планируемые результаты обучения по программе профессиональной подготовки
соответствуют профессиональным стандартам:
8
Формы и режим занятия.
Формы проведения занятий делятся на:
- групповые – для всей группы, посвященные практическим занятиям и
обсуждению теоретических вопросов;
- индивидуальные консультации в рамках групповых занятий.
Режим во время занятий в лаборатории включает в себя следующие
моменты:
- организационный (сбор всех обучающихся проведение
техникибезопасности),
- раздача оборудования и инструмента,
- занятия по учебному плану,
- перемена,
- выявление допущенных ошибок, поиск их решения,
- конец занятий.
Программа может корректироваться с учетом имеющейся материальнотехнической базы и контингента обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы.
По окончании профессионального обучения обучающийся сдает зачет и
портфолио выполненных графических работ.
Содержание
№
п/п
Учебные разделы
Количеств
о часов
1.
Введение в курс черчения
16
2.
Геометрические построения
12
3.
Аксонометрические проекции
12
4.
Машиностроительное черчение
24
Итого
Форма
промежуточно
й аттестации
Графическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа
68
Тематическое планирование
№
1.
Тема
I. Введение в курс черчения
Вводное занятие
Количество
часов
1
теоретические практические
1
9
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Чертежные инструменты и
материалы
Линии чертежа
Чертежные шрифты
Формат, рамка и основная надпись
Масштабы
Основные сведения о размерах
Графическая работа № 1. Линии
чертежа и основная надпись
II.Геометрические построения
Построение параллельных и
перпендикулярных прямых
Деление отрезков прямых на равные
части
Построение и деление углов
Построение и деление окружности
Построение сопряжений
Графическая работа № 2.
Построение плоской детали с
сопряжением и размерами
III. Аксонометрические проекции
Виды аксонометрических проекций.
Понятие о проецировании
Построение косоугольной
диметрической проекции
Построение прямоугольной
изометрической проекции
Построение изометрической
проекции окружности
Графическая работа № 3. Диметрия
и изометрия одного изделия
Графическая работа № 4.
Технический рисунок
IV. Машиностроительное черчение
Изображения-виды, разрезы, сечения
Графическая работа № 5.
Построение главного вида и сечений
вала по наглядному изображению.
Виды конструкторских документов
Изображение и обозначение резьб
Виды соединений
Чертежи деталей и сборочных
единиц
Схемы
Общие сведения о строительных
чертежах
Зачет
Итого за курс:
1
1
2
2
2
1
3
4
1
1
16
6
1
1
2
1
1
2
4
10
1
1
1
1
2
2
2
4
2
2
2
4
12
12
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
1
11
4
4
1
3
4
2
2
4
2
1
1
1
1
1
1
3
1
2
4
1
2
1
2
24
4
8
16
68
16
49
10
11
12