Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История Тверского края» для учащихся 6-7 классов Торопец, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ТВЕРСКОГО КРАЯ» Программа курса «История Тверского края» имеет духовно - нравственную направленность. Ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся об исторических событиях истории родного края. Реализация программы дает возможность самостоятельной аналитической работы учащихся с художественным текстом и исторической литературой. Способствует определению собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности. Помогает использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации. А так же соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения. Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ТВЕРСКОГО КРАЯ» Главной целью курса является воспитание гражданина. России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой кpaй, город, село, его традиции, памятники истории и культуры. Данная цель предполагает формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта Тверского края, своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике; формирование у обучающихся целостной картины региональной, российской и мировой истории, понимание места и роли Тверской области в современной России, важности вклада тверитян в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей малой Родины. Задачи изучения Истории Тверского края определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»). В основной школе ключевыми задачами являются: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли Тверского края в истории России, во всемирно-историческом процессе; приобщение учащихся к историко-культурному наследию родного края; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — к своим корням, к своей малой Родине, многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; влияние на процесс социализации личности учащихся, формируя ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее другим поколениям. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ТВЕРСКОГО КРАЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ ТВЕРСКОГО КРАЯ 6 КЛАСС Введение Введение и историография Тверского края. Тверское летописание. Повести, жития, др. письменные источники. От первобытности к государственности. Археологическое изучение Тверского края. Основные черты культуры племен Верхневолжья в эпоху палеолита, мезолита, неолита, бронзы и раннего железного века. Славянское расселение по Верхней Волге. Своеобразие племенных и языческих норм новгородских словеней и кривичей. Великое княжество Тверские краеведы: Борзаковский В.С., Карманов Д.И., Колосов В.И., Веселовский В.В. Тверские земли в период Киевского государства (IХ-ХШ вв.). Первые упоминания о Твери. Роль р. Волги в системе торговых отношений в ХШ в. Борьба за Тверь между Новгородом и Владимиром. Монгольское нашествие и возникновение удельного Тверского княжества. Правление Ярослава Ярославовича (1247-1271 гг.). Тверь и Золотая Орда. Возникновение тверского епископства. Тверское княжество при Святославе Ярославовиче и первые годы правления Михаила Ярославовича. Антиордынское восстание в Твери в 1327 г. Политика тверских князей во внутрикняжеской борьбе во второй половине ХШ в. Развитие феодальных отношений в Тверском княжестве. Последний век самостоятельности. Историческая география Тверских земель в удельный период. Тверские краеведы: Борзаковский В.С., Карманов Д.И., Колосов В.И., Веселовский В.В. Тверской край в XV в. Новый расцвет Тверского княжества при Борисе Александровиче (1425-1461). Ликвидация независимости Тверского княжества (1485 г.). Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Культура Тверского княжества в XIII – начале XVI века. Место Тверского княжества в русской средневековой культуре. Тверское летописание. Зодчество. Тверская школа иконописи. Влияние культуры Киева, Владимира, Византии и православного Востока. Архитектура городов Тверского княжества в XV – начале XVI в. Литература. Монастыри и святые Тверского края в княжеский период. 7 КЛАСС Введение Введение и историография Тверских земель в удельный период. Повести, жития, др. письменные источники. Тверские краеведы: Борзаковский В.С., Карманов Д.И., Колосов В.И., Веселовский В.В. В составе Московского государства Социально-экономическое развитие Верхневолжья на рубеже ХV-ХVI вв. Тверские земли в период опричнины и Ливонской войны. Андрей Иванович Старицкий и политический процесс над ним. Ликвидация Старицкого удела, разорение Твери Иваном VI Грозным. Симеон Бекбулатович в Тверском крае. Разорение края. Убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа. Старица и Бежецкая пятина в составе опричнины. Кризис хозяйства и социальной жизни в Тверском крае. «Посадское строение» на территории края. Мероприятия по укреплению дворянского землевладения /хозяйства/. Голод. Социально-экономический кризис второй половины ХVI в. Народные волнения в Тверском крае. Разорение тверских земель поляками и войсками Лжедмитрия II. Тверской край во время гражданской войны нач. ХVII в. Иван Болотников. “Лихолетье” в тверских землях: борьба против польской интервенции, поход М.В. Скопин - Шуйского на Тверь (1609 г.), роль тверичей в ополчении К. Минина и Д. Пожарского. Последствия Смутного времени в Тверских землях. Расселение карел на Верхней Волге Тверская земля в составе Московского государства в XVII в. Территория и население. Экономическое развитие края в XVI – XVII вв. Развитие земледелия и землевладения. Размывание старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства. Повинности крестьян. Рост ремесла. Торговля. Города Тверского края в списке русских городов XVII в. Тверь, Старица, Зубцов, Ржев, Кашин, Бежецк, Торжок, Вышний Волочек, Белый, Торопец. Культура Тверского края в конце XVI - XVII вв. Развитие научных знаний. П. Роговский. Л. Магницкий. Практическая направленность научных знаний. Развитие языка. Устное народное творчество. Литература. Сатирические /«Калязинская челобитная»/ и исторические /«Повесть о Тверском Отрочь монастыре»/ повести. Документы времен «смуты» / письма Скопина- Шуйского, грамоты Ивана Болотников/ – отражение бурных событий начала XVII в. на территории края. Мемуарная литература /«Повесть об осаде Торопца»/. Архитектура. Тверская школа иконописи в XVI – XVII вв. Вклад культуры Тверского края в сокровищницу общерусской культуры. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение ИСТОРИИ ТВЕРСКОГО КРАЯ в 6 – 7 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношении к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Рабочая программа по ИСТОРИИ ТВЕРСКОГО КРАЯ сформирована с учетом рабочей программы воспитания на 2021 – 2026 гг. МОУ СОШ №50 г. Твери. https://school.tver.ru/ckeditor_assets/attachments/16071/1630677837.pdf МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты изучения ИСТОРИИ ТВЕРСКОГО КРАЯ в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях. Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов; - идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов; - выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат; - ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - обосновывать для 2. том выбранные подходы и средства, используемые достижения образовательных результатов. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования); - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач; - планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: - различать результаты и способы действий при достижении результатов; - определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата; - соотносить свои действия с целью обучения. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: - анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности /неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации; - принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения; - определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; - демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний. Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющего признаки и свойства; - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - различать/выделять явление из общего ряда других явлений; - выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; - выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ; - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; - строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или - формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт - разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать - взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;- резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный); - критически оценивать содержание и форму текста. 3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; - распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды. 4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные - поисковые запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, - справочниками; формировать множественную выборку из различных источников информации для - объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. - Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); - определять свои способствовали действия и действия партнера, которые или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; - критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства; - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств; - использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; - оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет: - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; оперировать данными при решении задачи; - адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; - использовать информацию с учетом этических и правовых норм; - создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Знание хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Тверского края; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Тверского края, вести счет лет до нашей эры и нашей эры; определять основные этапы формирования и исторического развития территории Тверской области; различать прошлое и настоящее родного края, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на «ленте времени». - Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Тверского края; группировать, систематизировать факты по заданному признаку. 2. Работа с исторической картой: находить на карте России местоположение Тверской области, на карте области – областной центр, города и поселки, реки и озера; находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты Тверской области (расселение человеческих общностей, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями. 3. Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. узнавать государственную символику области, города или поселка, основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города, осознавая их значимость в становлении и развитии Тверской области. 4. Историческое описание (реконструкция): характеризовать условия жизни людей в изучаемый период; рассказывать о значительных событиях истории Тверской земли, их участниках; рассказывать об исторических личностях (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях); давать краткое описание памятников культуры. 5. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; осознавать место и роль родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни страны; объяснять причины и следствия важнейших событий истории Тверского края. 6. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки наиболее значительных событий и личностей истории Тверского региона, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры. 7. Применение исторических знаний: раскрывать значение памятников истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по ИСТОРИИ ТВЕРСКОГО КРАЯ, оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома. 6 класс Проект «Великий князь Михаил Тверской» Проект «Тверские земли в период монгольского нашествия» Проект «Выдающиеся люди Тверского края. Афанасий Никитин» Проект «Старицкий удел и его судьба» 7 класс Проект « «Смутное время» в Верхневолжье» Проект «Достопримечательности Тверского края» Проект «Традиции Тверской земли» Проект «Православные храмы и соборы Тверского края» Проект «Гербы городов Тверской области» ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Тема урока п/п 1. Дата Виды, формы изучения контроля Количество часов всего контрольные практические работы работы Введение. 1 0 0 02.09.2022 2. Первоначальное освоение 1 Великого водораздела в палеолите и мезолите 0 0 09.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 3. Охотники, рыболовы и 1 собиратели на Великом водоразделе в эпоху неолита 0 0 16.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 4. Археологические культуры эпохи неолита 1 0 0 23.09.2022 Письменный контроль; 5. Завершающий каменного века на этап 1 0 0 30.09.2022 Устный опрос; Как работать с учебным пособием Великом водоразделе 6. Фатьяновская археологическая культура 1 0 1 7.10.2022 7. Металлургия железа: технология и использование в 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; раннего 1 0 0 21.10.2022 1 0 0 28.10.2022 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа хозяйстве и культуре 8. Городища железного века 9. Дьяковская и днепродвинская археологические культуры Творческая работа 10. Первая славянская 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 11. Хозяйственная деятельность культура славян 1 0 0 18.11.2022 12. Итоговый урок-контроль 1 1 0 25.11.2022 Тестирование; 13. Ранняя история тверских земель 1 0 0 2.12.2022 Устный опрос; 14. Нашествие Батыя 1 0 0 9.12.2022 Диктант; 15. Образование Тверского княжества 1 0 1 16.12.2022 Практическа волна расселения на Великом водоразделе Устный опрос; Письменный контроль; «Общий взгляд на археологические культуры на территории Великого водораздела» 16. Ярослав Тверской я работа; Ярославич 1 0 0 23.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 17. Михаил Ярославич 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; Ярославич 1 0 0 20.01.2023 Устный Тверской 18. Михаил Тверской опрос; Письменный контроль; 19. Преемники Михаила Ярославича 1 0 1 27.01.2023 Практическая работа; 20. Княжение 1 0 0 3.02.2023 век 1 0 1 10.02.2023 Практическая работа; Тверского 1 0 0 17.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 3.03.2023 Письменный контроль; 1 0 1 10.03.2023 Практическа Михаила Александровича 21. Последний самостоятельности 22. Территория княжества. Тверь 23. Города и уделы Тверского княжества 24. Соседи я работа; Тверского княжества 25. «Хожение за три моря» Устный опрос; Письменный контроль; 1 0 0 17.03.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 1 0 0 31.03.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 27. Становление тверской 1 культуры и духовности 0 0 7.04.2023 Устный Афанасия Никитина 26. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина опрос; Письменный контроль; 28. Тверские летописи 1 0 0 14.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; и1 0 0 21.04.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 30. Тверская школа иконописи 1 0 0 28.04.2023 Тестирование; зодчество 1 31. Тверское княжеского периода 0 0 5.05.2023 29. Тверская книжность литература Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 32. Монастыри и Тверского святые 1 края 0 1 12.05.2023 Практическая работа; 0 0 19.05.2023 1 0 26.05.2023 Контрольная работа; 2 6 в княжеский период 33. Монастыри и Тверского края в святые 1 княжеский период 34. Итоговый урок-контроль 1 «Общий взгляд на Великое княжество» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34 ПО ПРОГРАММЕ Устный опрос; Письменный контроль; 7 класс № Тема урока Количество часов Дата Виды, формы изучения контроля п/п всего контрольные практические работы работы 1. Введение 1 2. Общая характеристика тверских земель 1 0 0 09.09.2022 3. Тверские города, их состояние и развитие 1 0 0 16.09.2022 Тестирование; его 1 0 1 23.09.2022 Практическая работа; Ивана 1 0 0 30.09.2022 Самооценка с 4. Старицкий удел и 02.09.2022 судьба 5. Противостояние Грозного и Владимира использованием Старицкого край в годы 1 6. Тверской и Ливонской войны опричнины Устный опрос; Письменный контроль; «Оценочного листа»; 0 0 7.10.2022 Устный опрос; 7. Тверской край в годы Ливонской 1 0 1 14.10.2022 Практическая работа; 1 0 0 21.10.2022 Письменный контроль; 1 0 0 28.10.2022 Устный войны и опричнины 8. Тверские земли. Начало Смуты 9. Борьба против войск Лжедмитрия II опрос; Письменный контроль; 10. Тверские земли завершающий Смутного времени 11. Расселение карел на Верхней Волге и 1 этап 1 0 11.11.2022 Контрольная работа; 1 0 0 18.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 12. Сельское землевладение и 1 хозяйство в XVII веке 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 13. Сельское и городское ремесло и торговля 1 0 1 2.12.2022 Практическая работа; 14. Новое административное 1 деление тверских земель 0 0 9.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 15. Тверь в XVII веке 1 0 0 16.12.2022 Устный опрос; Тверского 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 16. Города Верхневолжья 17. Города Тверского Верхневолжья 1 0 0 13.01.2023 Письменный контроль; 18. Города Тверского Верхневолжья 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 19. Города Тверского 1 0 0 27.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 20. Названия Тверских селений 1 0 0 3.02.2023 Практическая работа; 21. Топонимы от терминов природы 1 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 22. Поселенческая терминология 1 0 0 17.02.2023 Письменный контроль; 23. Присваивающее хозяйство. 1 0 0 3.03.2023 Письменный контроль; 24. Производящее сельское 1 хозяйство, ремесла, пути сообщения 0 0 10.03.2023 Практическая работа; 25. Личные именования людей 1 в тверской топонимии 0 0 17.03.2023 Самооценка с Верхневолжья использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 31.03.2023 Устный опрос; труды, 1 0 0 7.04.2023 1 1 0 14.04.2023 Тестирование; 29. Городские и пригородные 1 монастыри Твери 0 0 21.04.2023 Практическая работа; 30. Монастыри Тверского 1 0 0 28.04.2023 Творческая работа 31. Монастыри на севере и 1 западе тверских земель 0 0 5.05.2023 26. Народные культурные традиции и литература 27. Исторические городской Устный опрос; быт, известные земляки 28. Тверская иконопись XVI – XVII веков Верхневолжья Творческая работа 32. Духовные подвиги тверских святых в русских землях 1 0 0 12.05.2023 Творческая работа 33. Итоговый урок-контроль 1 1 0 19.05.2023 Контрольная работа; 34. Обобщение по курсу 1 0 0 26.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 3 «Общий взгляд на тему «В составе Московского государства» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебное пособие под редакцией Воробьева В.М. «История Тверского края с древнейших времен до конца 17 века: учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных организаций / В.М.Воробьев. - М.; ООО «Русское слово – учебник»,2020 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Воробьев В.М. Тверской топонимический словарь. Названия населенных мест. М., 2005 Колосов В.И. Прошлое и настоящее г. Твери. Тверь, 1994 Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. М., 1979 Православные святыни Тверской земли: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ авт.- сост. Т.В. Бабушкина, С.Е. Горшкова, А.Б. Гурин, П.С. Иванов. М., 2011 Тверская область: Энциклопедический справочник. Тверь, 1994 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В.М. Воробьев «Тверской топонимический словарь» https://otver.info/book/tverskoy-toponomicheskiyslovar-7 Электронная библиотека Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького http://elib.tverlib.ru/ Сайт Тверского государственного объединенного музея https://tvermuzeum.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Информационно-коммуникационные средства: - электронные учебники и пособия - электронные библиотеки по курсу - учебно-наглядные пособия - дидактические материалы для диагностики качества обучения и образовательного процесса (типовые задания, тесты, тематика проектов, эссе, рефератов, исторических сочинений и т. п.) Аудиовизуальные средства: - кино и видеофильмы - кинофрагменты - видеозаписи ТСО: - ПК - Интерактивная доска - Мульмедийный проектор - Сканер - Принтер Интернет-сайты ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Раздаточный материал Рабочий лист с контурными картами ТСО: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа-проектор