Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Мир школьных праздников» Торопец 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Мир школьных праздников» для 1-4 класса составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273ФЗ); Приказы: - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); -приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», - письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Актуальность. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Содействие всестороннему развитию личности, воспитание патриотизма через традиции и обычаи русского народа, жизненно важным навыкам и умениям необходимым в общении с окружающим миром. Задачи внеурочной деятельности: 1.Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся. 2.Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность. 3.Формировать навыки позитивного коммуникативного общения. 4.Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем. 5.Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы. 6.Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Особенности возрастной группы детей Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов. В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде. Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками. Отличительные особенности программы Программа “Мир школьных праздников” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности. Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей. Программа построена с соблюдением следующих принципов: добровольность; общественная направленность; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; предоставление самостоятельности и опора на инициативу; учет интересов ребенка; содружество и сотворчество детей и взрослых. Формы контроля Утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на конкурсах и концертах, праздниках, подготовка презентации, фотовыставка. Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами: учителя-предметники, работающие в классе, отвечают за организацию работы и содержание учебной деятельности, за проведение мероприятий в рамках программы. В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности «Мир школьных праздников», родители играют активную роль, показывая пример организованного общения: оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.) выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.); инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся; Классный руководитель реализует следующие функции: взаимодействие с семьями учащихся; создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников; создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений Предполагаемые результаты реализации программы Цель третьего года обучения – раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства, формирование духовно-нравственных ценностей, развитие интеллектуальных способностей и приобщение к культуре и традициям народов России. Задачи: - совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности; - сформировать навыки импровизированного общения; - формировать эстетический вкус; - создать условия для самореализации учащихся в проектной творческой деятельности; - формировать потребности и мотивы нравственного поведения; В результате освоения программы обучающиеся овладеют следующими универсальными действиями: Личностные универсальные учебные действия Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни. Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Выделение нравственного содержания своих поступков Коммуникативные универсальные учебные действия Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения Регулятивные универсальные учебные действия Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Умение адекватно оценивать свою деятельность Умение адекватно воспринимать оценку со стороны Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности Формирование основ оптимистического восприятия мира Формирование готовности к преодолению трудностей Содержание 1 класс № Название мероприятия 1 Что такое праздник? В ожидании праздника. Какие бывают праздники? 2 3 Игры и упражнения на развитие актерских способностей 4 Игры, тренинги, этюды 5 Калейдоскоп сказок Сценки, Сказки. Содержание мероприятия Вводное занятие Презентации «Мои любимые праздники» Пантомимические игры, игры на сплочение коллектива. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Инсценировка небольших произведений. 6 Разучивание песен к празднику Выбор песен из сборника 7 Репетиция праздника 8 Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Традиции новогодних праздников Репетиция праздника на сцене Проведение праздника 9 10 Разучивание новогодних песен 11 Создание новогодних костюмов 12 Изготовление красочных Презентация проектов «Традиции новогоднего праздника» Выбор песен из сборника Изготовление новогоднего костюма из бумаги Изготовление и Форма проведения Инструктаж. Беседа Коллективная дискуссия Сроки проведения Сентябрь Сентябрь Участие в играх Сентябрь Участие в играх Сентябрь Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия Октябрь Участие в хоровом исполнении Репетиция праздника на сцене Праздник Октябрь Обсуждение проектов Ноябрь Участие в хоровом исполнении Мастер - класс Ноябрь Мастер - класс Декабрь Октябрь Октябрь Ноябрь пригласительных билетов 13 Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку презентация пригласительных билетов Изготовление новогодней игрушки Репетиция на сцене Проведение праздника Мастер - класс Репетиция новогоднего Участие в праздника репетиции 15 Праздник Новогодний праздник «Чудеса у Новогодней ёлки» 16 Игры и упражнения на Игры на Участие в играх развитие актерских сплочение кол-ва способностей 17 Проект «Буквы Алфавита» Сбор информации Участие в «Буквы в поисковокартинках, исследовательской загадках» работе 18 Презентация проектов Защита проектов Участие в защите проектов 19 Разучивание песен к Выбор песен из Участие в празднику сборника хоровом исполнении 20 Репетиция праздника Репетиция на Участие в сцене репетиции 21 Праздник «Прощание с Проведение Участие в праздника празднике Азбукой» 22 «Весенний праздник 8 Проведение Участие в праздника репетиции марта» 23 Игры и упражнения на Игры на Сюжетноразвитие актерских сплочение кол-ва ролевые игры способностей 24 Сценки. Басни Разучивание Участие в сценках И.А.Крылова сценок. Роли. 25 Сказки на новый лад. Обсуждение Коллективная Репка. сказки дискуссия 26 Конкурс рисунков «Я Конкурс рисунков Выставка соблюдаю безопасность» по теме рисунков 27 Изготовление сувениров Изготовление Выставка сувениров на сувениров тему: «Весна» 28 Оригами «Весенние Техника оригами Выставка цветов цветы» 29 Изготовление эмблемы Виды эмблем. Презентация первоклассника Изготовление эмблем эмблем 30 Создание плакатов « Изготовление Выставка, Наши достижения» плакатов обсуждение плакатов 31 Разучивание песен для Выбор песен из Участие в первоклассников сборника хоровом исполнении 14 Декабрь Декабрь Декабрь Январь Январь Январь Февраль Февраль Февраль Март Март Март Апрель Апрель Апрель Апрель Май май май 32 Подготовка к празднику 33 Праздник «До свидания, 1 класс!» «Наши достижения» Репетиция на сцене Проведение праздника Участие в подготовке Участие в празднике май май 2 класс Тема занятия Кол-вочасов Содержание День рождения школы 3 История возникновения школы Мини-сочинение «Моя мама выпускница нашей школы» Праздничный букет День учителя 4 История праздника. Разучивание стихов и песен, посвящённых Дню учителя Изготовление подарков дляучителей Праздник осени. 4 Подготовка к празднику «Золотая осень»: разучивание стихов и песен об осени. Сбор природного материала иизготовление осеннего панно. Проведение праздника. День Матери 3 История праздника. Разучивание стихов и песен, посвящённых Дню Матери. Изготовление подарков длямам. Новогодний праздник 4 История праздника Изготовление новогоднихигрушек. Изготовление новогодних костюмов. Изготовление красочных пригласительных билетов.Разучивание новогодних стихов и песен. Разучивание новогоднихигр. Рождество. Зимние забавы 3 Посещение кукольного театра «Рождественские истории». Зимние подвижные игры «Не уступлю горку!», «Непотеряй снежок» и т.д.). Изготовление снежных фигур на школьном дворе. День защитника Отечества 3 История праздника Строевая подготовка Разучивание песен и стихов об армии Изготовление подарков для мужчин 8 Марта 3 История праздника. Разучивание стихов ипесен, посвящённых Женскому дню. Изготовление подарковдля мам. День птиц. 3 История праздника. Разучивание стихов, песено пернатых друзьях. Подготовка к викторине о птицах Тверского края. Изготовление скворечников По страницам истории Родины 3 История праздника. Создание рисунков, посвящённых празднику. Подготовка стихов и песен о войне. Оформление выставки работ. По страницам 2 класса 4 Подведение итогов работыза год. Подготовка и участие втворческих конкурсах, играх. 3 класс «Чем же осень хороша?» - 6 час Экскурсия «Осень в природе». Аппликация «Листочки». Разучивание стихотворений. Пословицы, поговорки, загадки об осени. Разучивание песен об осени. КТД «Осенний лес» «Книга-мой друг» - 3 час КТД - «Книжкина больница». КТД «Книжка-малышка». «Мои любимые книги» Викторина «День матери» - 2 часа Изготовление подарков ко Дню матери. Изготовление открыток ко Дню матери «Я-патриот!» - 5 час День морской пехоты. День Воинской славы в России. День Конституции. День памяти погибших журналистов. День спасателя РФ «Народный праздник Пасха» - 4 час Празднование Пасхи в других странах. Празднование Пасхи в России. Изготовление открыток. КТД «Пасхальный перезвон» «Экология» - 5 час Викторина «Экологическое ассорти». Сбор материала «Красная книга растений ЕАО». Сбор материала «Красная книга животных ЕАО». КТД «Классная Красная книга». Изготовление памяток «Береги природу» . «Подготовка к лету» - 4 час Разучивание речёвок, считалок. Изготовление оформления. Инвентаризация настольных игр Разучивание игр,песен. Итоговое занятие Содержание программы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мероприятие «Чем же осень хороша?» «Книга-мой друг» «День матери» «Я-патриот!» «Игры наших бабушек и дедушек» «Народный праздник Пасха» «Экология» «Подготовка к лету» Итоговое занятие Итого: Всего часов 6 3 2 5 4 4 5 4 1 34 4 класс В соответствии с программой в общем содержании курса условно выделяются пять главных содержательных линий, которые можно обозначить так: №п/п Название Нравственно-эстетическое содержание курса содержательных линий 1 Введение в КТД -Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. -Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. 2 Подготовка и проведение осенних праздников Познавательно-развлекательные утренники с участием детей и приглашением родителей, гостей. Концерты. - День знаний. -Участие в проведении и анализ праздника. -Подготовка к празднику «Золотая осень» -Участие в проведении осеннего фестиваля, праздника, анализ. -Подготовка к Дню учителя -Участие в проведении Дня учителя и анализ проведения праздника. -Подготовка к проведению Дня осенних-летних именинников -Проведение праздника -Подготовка праздника - День матери -Участие в проведении праздника. Анализ проведения праздника- День матери. Награждение участников 3 Подготовка и проведение зимних праздников Познавательно-развлекательные утренники с участием детей и приглашением родителей, гостей. Концерты. -Подготовка Новогоднего утренника -Проведение Новогоднего утренника. Анализ проведения Новогоднего утренника -Подготовка игры «А ну-ка, мальчики» -Проведение игры «А ну-ка, мальчики». Анализ проведения игры «А ну-ка, мальчики» -Подготовка к проведению дня зимних именинников -Проведение дня зимних именинников. Анализ проведения мероприятия -Подготовка к проведению Масленицы -Участие в проведении Масленицы. Анализ проведения мероприятия 4 Подготовка и проведение весенних праздников Познавательно-развлекательные утренники с участием детей и приглашением родителей, гостей. Концерты. -Подготовка утренника к Международному женскому дню -Проведение утренника. Анализ проведения утренника -Подготовка к проведению Дня Земли -Проведение праздника -Подготовка к Дню Победы -Участие в мероприятиях -Подготовка к проведению Дня весенних именинников -Проведение Дня весенних именинников. Анализ проведения Дня весенних именинников Подготовка к проведению Дня Семьи -Проведение Дня Семьи -Анализ проведения праздника 5 Проведение предметных недель Познавательно-развлекательные утренники с участием детей и приглашением родителей, гостей. Концерты. -Подготовка к предметной неделе -Проведение недели. Анализ предметной недели. Награждение победителей Тематическое планирование 1 класс № Название мероприятия Кол-во часов 1 1 1 1 1 2 3 4 Что такое праздник? В ожидании праздника. Какие бывают праздники? Игры и упражнения на развитие актерских способностей Игры, тренинги, этюды 5 Калейдоскоп сказок .Сценки. Сказки 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Разучивание песен к празднику Репетиция праздника Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Традиции новогодних праздников Разучивание новогодних песен Создание новогодних костюмов Изготовление красочных пригласительных билетов Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку Репетиция новогоднего праздника Новогодний праздник «Чудеса у Новогодней ёлки» Игры и упражнения на развитие актерских способностей Проект «Буквы Алфавита» Презентация проектов Разучивание песен к празднику Репетиция праздника Праздник «Прощание с Азбукой» «Весенний праздник 8 марта» Игры и упражнения на развитие актерских способностей Сценки. Басни И.А.Крылова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Сказки на новый лад. Репка. Конкурс рисунков «Я соблюдаю безопасность» Изготовление сувениров Оригами «Весенние цветы» Изготовление эмблемы первоклассника Создание плакатов « Наши достижения» Разучивание песен для первоклассников Подготовка к празднику Праздник «До свидания, 1 класс!» «Наши достижения» Итого: Тематическое планирование 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема День рождения школы История возникновения школы Мини-сочинение «Моя мама выпускница нашей школы» Праздничный букет День учителя 4 ч. История праздника Разучивание стихов и песен, посвящённых Дню учителя Изготовление подарков для учителей Проведение праздника «День учителя» Праздник осени 4 ч. Разучивание стихов и песен об осени. Сбор природного материала. Изготовление осеннего панно. Проведение праздника День матери 3 ч. История праздника. Изготовление подарков для мам. Разучивание стихов и песен, посвящённых Дню Матери. Проведение праздника Новогодний праздник 4 ч. История праздника 15 Изготовление новогодних игрушек ипригласительных билетов. 14 16 17 18 19 20 21 Разучивание новогодних стихов и песен. Разучивание новогодних игр. Разучивание новогодних стихов и песен. Разучивание новогодних игр. Проведение праздника День защитника Отечества3ч. Разучивание песен и стихов об армии Изготовление подарков для мужчин Проведение праздника 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33ч 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 8 Марта 3 ч. Разучивание стихов и песен, посвящённых Женскому дню. Изготовление подарков для мам. Проведение праздника День птиц 3 ч. Разучивание стихов, песен о пернатых друзьях. Подготовка к викторине о птицах Тверской области. Изготовление скворечников Проведение праздника По страницам истории Создание рисунков, посвящённых празднику. Оформление выставки работ. Подготовка стихов и песен о войне. Проведение праздника «По страницам 2 класса» 4 ч. Подготовка к празднику «Прощание со 2 классом» Подготовка к празднику «Прощание со 2 классом» Подготовка к празднику «Прощание со 2 классом» Проведение праздника Тематическое планирование 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема Экскурсия «Осень в природе» Аппликация «Листочки» Разучивание стихотворений Пословицы, поговорки, загадки об осени Разучивание песен об осени КТД «Осенний лес» КТД - «Книжкина больница» КТД «Книжка-малышка» «Мои любимые книги» Викторина «День матери» - 2 часа Изготовление подарков ко Дню матери Изготовление открыток ко Дню матери День морской пехоты. День Воинской славы в России День Конституции День памяти погибших журналистов День спасателя РФ Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Анкетирование учащихся и взрослых Чехарда Разучивание игр на свежем воздухе Игровая программа «Народный праздник Пасха» - 4 час Празднование Пасхи в других странах Празднование Пасхи в России. Изготовление открыток КТД «Пасхальный перезвон» Викторина «Экологическое ассорти» Сбор материала «Красная книга растений ЕАО» Сбор материала «Красная книга животных ЕАО» КТД «Классная Красная книга» Изготовление памяток «Береги природу» Разучивание речёвок, считалок Изготовление оформления Инвентаризация настольных игр Разучивание игр,песен Итоговое занятие 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 4 класс № Раздел (количество часов) занятия Тема занятия 1. Праздники в школе. 2 «Улица моего детства» 3 «День радости» 4 «В гостях у Осени» 5 «Спасибо Вам, Учителя» 6 КТД «Портрет Королевы-Осени» 7 «Капсула времени» 8 «Мамочка милая, мама моя» 9 Мамины глаза 10 «Дорогой и единственной посвящается» 11 День осенних именинников 12 Мастерская Деда Мороза 13 Здравствуй, Новый год! 14 Новогодние истории акц 15 День зимних именинников 16 «О героях былых времён» 17 КТД «Мой папа-защитник Отечества» 18 «Русский солдат умом и силой богат» 19 «Масленица пришла» 20 «Чудесный праздник весны» 21 Конкурс «Эрудит» 22 В гости к Весне. 23 Космические дали 24-25 26 «Спасибо деду за Победу» День весенних именинников 27-31 Праздник «До свидания, Школа!» 32-33 В стране Вообразилии 34 «Зеленая планета» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Методическое обеспечение: Компьютер - 1. Проектор - 1. Экран - 1. Альбом – 10. Цветная бумага – 10. Картон – 10. Краски – 10. Клей – 10. Пластилин – 10 Ножницы – 10. Глобус – 1. Физическая карта России – 1. Физическая карта ЕАО – 1. Конституция РФ – 1. Литература: 1.М.А. Козлова «Внеклассная работа»: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000г. 2.С.В.Крючкова «Сценарии школьных праздников» - М.: Издательство «Первое сентября», 2001г. 3.Интернет-ресурсы Интернет ресурсы: http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал http://www.viki.rdf.ru Детские электронные книги и презентации http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.solnet.ee Портал для детей и взрослых. http://www.prazdnik.by Портал для детей и взрослых.. http://www.it-n.ru/ Сайт творческих учителей. http://mail.redu.ru Исследовательская работа школьников http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://kid. nashcat.ru Все для детей. Детский портал, детские сайты. http://edu.rin.ru Сайт Наука и образование.