Программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61
РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023

Программа внеурочной деятельности для обучающихся
3 классов
«Финансовая грамотность»
Срок реализации программы: 1 год (3 класс)

Торопец 2023г.

1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021г. №286
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе
примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к
результатам освоения основного общего образования.
Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н.
Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся в сфере экономики семьи.
При составлении программы учитывались
особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю,
составлена на 34 часа для учащихся 3 классов.
Цель программы: является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;
Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка,
формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно –
исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в
семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими,
взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие
ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные
связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,
практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также
поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю.
2. Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:

Понимание цели своих действий;

Составление простых планов с помощью учителя;

Проявление познавательных и творческой инициативы;

Оценка правильности выполнения действий;

Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
коммуникативные:
 Составление текстов в устной и письменной формах;
 Умение слушать собеседника и вести диалог;
 Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
 Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к концу года
являются:
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проводить элементарные финансовые расчёты.
3. Содержание программы
Тема
Что такое деньги и какими
они бывают?

Количество часов
13ч

Содержание
Как появились деньги? История
монет. Монеты Древней Руси
(выполнение творческих работ).
Представление творческих работ
«Монеты Древней Руси».
Бумажные деньги. Безналичные
деньги. Дебетовая карта и
кредитная карта, в чем разница?
Исследование «Деньги
современности». Представление
результатов исследования.
Валюты. Интерактивная
викторина «Деньги». Мини-

исследование «Сколько стоят
деньги?»

Из чего складываются
доходы в семье

8ч

Деньги счёт любят, или как
управлять своим
кошельком, чтобы он не
пустовал

13ч

Итого

34ч

Представление результатов миниисследования «Сколько стоят
деньги?»
Откуда в семье берутся деньги.
Как заработать деньги? На что
семьи тратят деньги? Вот я
вырасту и стану… Профессии
будущего и настоящего. А чем
занимаются банкиры? Как
приумножить то, что имеешь? Как
правильно планировать семейный
бюджет?
Как тратить с умом? Примерный
бюджет школьника. Семейный
бюджет. Бюджет Российской
Федерации. Если доходы
превышают расходы, образуются
сбережения. Если расходы
превышают доходы, образуются
долги. Игра «Древо решений».
Товары и услуги. Странное слово
«Монополисты». Игра
«Монополия». Творческий проект
«Мое предприятие». Защита
проекта «Мое предприятие».
Обзорное занятие «Что нового я
открыл для себя?»

Виды деятельности:
познавательная; игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы; мини-исследования; посещение музея Банка России посредством
виртуальной экскурсии; игры.

4. Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Как появились деньги?
История монет
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»
Бумажные деньги
Безналичные деньги
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
Исследование «Деньги современности»
Представление результатов исследования

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого

Валюты
Интерактивная викторина «Деньги»
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление результатов мини-исследования «Сколько
стоят деньги?»
Откуда в семье берутся деньги
Как заработать деньги?
На что семьи тратят деньги?
Вот я вырасту и стану…
Профессии будущего и настоящего
А чем занимаются банкиры?
Как приумножить то, что имеешь?
Как правильно планировать семейный бюджет?
Как тратить с умом?
Примерный бюджет школьника
Семейный бюджет
Бюджет Российской Федерации
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения
Если расходы превышают доходы, образуются долги

1
1
1
1

Игра «Древо решений»
Товары и услуги
Странное слово «Монополисты»
Игра «Монополия»
Творческий проект «Мое предприятие»
Защита проекта «Мое предприятие»
Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

1
1
1
1
1
1
1
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5. Содержание учебного плана.
Раздел 1. Как появились деньги и какими они бывают. 8 часов.
Занятие 1. Как появились деньги
Теория. Основные понятия:обмен, бартер, товары, услуги,деньги
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 2. История российских денег
Теория. Основные понятия:товары, услуги, обмен, деньги, монеты
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 3. Какие бывают деньги
Теория. Основные понятия:купюры, банкноты, наличные деньги
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 4. Банки, банкоматы и банковские карты
Теория. Основные понятия:безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая
карта, кредитная карта
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 5. Безналичные деньги и платежи
Теория. Основные понятия:наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская
карта, дебетовая карта, кредитная карта
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 6. Как я умею пользоваться деньгами

Теория. Основные понятия:товары, услуги, обмен, банк, банковская карта
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 7. Что такое валюта
Теория. Основные понятия:валюта, национальная валюта, мировая валюта, резервная
валюта, рубль, доллар, евро
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги
Теория. Основные понятия:обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные
деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта,
валюта
Практика. Решение учебной задачи.
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье. 2часа.
Занятие 9. Откуда в семье берутся деньги
Теория. Основные понятия:доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная
плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции,
предпринимательская деятельность, бизнес
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 10. Подсчитаем все доходы семьи
Теория. Основные понятия:доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо,
семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги.
Практика. Решение учебной задачи.
Раздел 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать. 2часа.
Занятие 11. На что семья тратит деньги
Теория. Основные понятия:необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё,
оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы;
желательные расходы
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 12. Подсчитаем все расходы семьи
Теория. Основные понятия:расходы, основные направления расходов, необходимые
расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг),
обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные
и непредвиденные расходы.
Практика. Решение учебной задачи.
Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. 4
часа.
Занятие 13. Как планировать семейный бюджет
Теория. Основные понятия: семейный бюджет, структура семейного бюджета,
планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
Практика. Решение проектной задачи.
Занятие 14 . Правила составления семейного бюджета
Теория. Основные понятия:семейный бюджет, структура семейного бюджета,
планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
Практика. Решение учебной задачи.
Занятие 15. Учимся составлять семейный бюджет
Теория. Основные понятия:
Практика. Решение игрового задания.
Занятие 16. Итоговая проверочная работа. Презентация учебных достижений
Теория. Основные понятия: монеты, купюры, безналичные деньги, валюта, доходы
семьи, пенсия, наследство, необходимые расходы, обязательные расходы, желательные
расходы, семейный бюджет
Практика. Тест.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;

• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
•
•
•
•
•

ситуационная игра
образно-ролевые игры
исследовательская деятельность
урок-практикум
дискуссия, обсуждение

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод
социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в
соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам
сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как
действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир
каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является
образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся
проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические
работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие
решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях,
нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости,
обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в
диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им
последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие
(проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически
организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий,
таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве
участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются
несколькими условиями:
в работу вовлечены все участники;
-используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
-обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное
участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для педагогов:

1.Корлюгова Ю.Н.Финансовая грамотность:методические рекомендации для учителя. 2–4
классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2.Корлюгова Ю.Н.Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 классы. М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
3.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4
классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Для обучающихся:
1.ГловелиГ.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
2.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4
классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Для родителей:
1.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:материалы для родителей. 2–4 классы. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 112 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».