Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов «Финансовая грамотность» Срок реализации программы: 1 год (3 класс) Торопец 2023г. 1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 3 классов. Цель программы: является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи программы: Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег; Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности. Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Основные содержательные линии курса: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет. Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. 2. Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности» Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: Понимание цели своих действий; Составление простых планов с помощью учителя; Проявление познавательных и творческой инициативы; Оценка правильности выполнения действий; Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. коммуникативные: Составление текстов в устной и письменной формах; Умение слушать собеседника и вести диалог; Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к концу года являются: • понимать и правильное использовать экономические термины; • иметь представление о роли денег в семье и обществе; • уметь характеризовать виды и функции денег; • знать источники доходов и направлений расходов семьи; • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проводить элементарные финансовые расчёты. 3. Содержание программы Тема Что такое деньги и какими они бывают? Количество часов 13ч Содержание Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини- исследование «Сколько стоят деньги?» Из чего складываются доходы в семье 8ч Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал 13ч Итого 34ч Представление результатов миниисследования «Сколько стоят деньги?» Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Виды деятельности: познавательная; игровая. Формы организации деятельности: этические беседы; мини-исследования; посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии; игры. 4. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Как появились деньги? История монет Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» Бумажные деньги Безналичные деньги Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности» Представление результатов исследования Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Итого Валюты Интерактивная викторина «Деньги» Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» Откуда в семье берутся деньги Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника Семейный бюджет Бюджет Российской Федерации Если доходы превышают расходы, образуются сбережения Если расходы превышают доходы, образуются долги 1 1 1 1 Игра «Древо решений» Товары и услуги Странное слово «Монополисты» Игра «Монополия» Творческий проект «Мое предприятие» Защита проекта «Мое предприятие» Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Содержание учебного плана. Раздел 1. Как появились деньги и какими они бывают. 8 часов. Занятие 1. Как появились деньги Теория. Основные понятия:обмен, бартер, товары, услуги,деньги Практика. Решение проектной задачи. Занятие 2. История российских денег Теория. Основные понятия:товары, услуги, обмен, деньги, монеты Практика. Решение учебной задачи. Занятие 3. Какие бывают деньги Теория. Основные понятия:купюры, банкноты, наличные деньги Практика. Решение учебной задачи. Занятие 4. Банки, банкоматы и банковские карты Теория. Основные понятия:безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта Практика. Решение учебной задачи. Занятие 5. Безналичные деньги и платежи Теория. Основные понятия:наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта Практика. Решение учебной задачи. Занятие 6. Как я умею пользоваться деньгами Теория. Основные понятия:товары, услуги, обмен, банк, банковская карта Практика. Решение учебной задачи. Занятие 7. Что такое валюта Теория. Основные понятия:валюта, национальная валюта, мировая валюта, резервная валюта, рубль, доллар, евро Практика. Решение проектной задачи. Занятие 8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги Теория. Основные понятия:обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта Практика. Решение учебной задачи. Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье. 2часа. Занятие 9. Откуда в семье берутся деньги Теория. Основные понятия:доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес Практика. Решение учебной задачи. Занятие 10. Подсчитаем все доходы семьи Теория. Основные понятия:доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги. Практика. Решение учебной задачи. Раздел 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать. 2часа. Занятие 11. На что семья тратит деньги Теория. Основные понятия:необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы Практика. Решение проектной задачи. Занятие 12. Подсчитаем все расходы семьи Теория. Основные понятия:расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы. Практика. Решение учебной задачи. Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. 4 часа. Занятие 13. Как планировать семейный бюджет Теория. Основные понятия: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги. Практика. Решение проектной задачи. Занятие 14 . Правила составления семейного бюджета Теория. Основные понятия:семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги. Практика. Решение учебной задачи. Занятие 15. Учимся составлять семейный бюджет Теория. Основные понятия: Практика. Решение игрового задания. Занятие 16. Итоговая проверочная работа. Презентация учебных достижений Теория. Основные понятия: монеты, купюры, безналичные деньги, валюта, доходы семьи, пенсия, наследство, необходимые расходы, обязательные расходы, желательные расходы, семейный бюджет Практика. Тест. Формы оценивания Текущая аттестация: • устный опрос; • тестовые задания; • решение задач; • решение кроссвордов и анаграмм; • мини-исследования; • графическая работа: построение схем и диаграмм связей; • творческая работа: постер, компьютерная презентация. Итоговая аттестация: • викторина; • тест. Внеурочная деятельность: • творческая работа; • проект. Программа реализуется через следующие формы занятий: • • • • • ситуационная игра образно-ролевые игры исследовательская деятельность урок-практикум дискуссия, обсуждение Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях. Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д. Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы. Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.» Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи. Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями: в работу вовлечены все участники; -используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения; -обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Для педагогов: 1.Корлюгова Ю.Н.Финансовая грамотность:методические рекомендации для учителя. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 2.Корлюгова Ю.Н.Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 классы. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. 3.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. Для обучающихся: 1.ГловелиГ.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. 2.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. Для родителей: 1.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:материалы для родителей. 2–4 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. 2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 112 с.