Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов «Орлята России» Срок реализации программы: 1 год (3 класс) г. Торопец 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820; основной образовательной программы НОО ГБОУ ООШ №23 г.о. Чапаевск, утвержденной приказом от 29.09.2022 № 106-од..СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; Актуальность Программы «Орлята России» Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассникам; формирование положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира. Метапредметные результаты: – познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео – коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; – регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели. Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема раздела Кол- во Содержание раздела часов Вводные «Орлятские уроки» 3 Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. «Орлёнок – Лидер» 4 Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп. «Орлёнок – Эрудит» 4 Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации «Орлёнок – Мастер» 4 Данный трек проходит в два этапа: – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны. Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе 1 Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игру учитель проводит самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации. «Орлёнок – Доброволец» 4 Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей и истории добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года. «Орлёнок – Спортсмен» 4 Учитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года. «Орлёнок – Эколог» 4 Несмотря на большую разницу в климате регионов страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 4 В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Подведение итогов 2 В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); сформированность класса как коллектива; уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема раздела Кол-во часов п\п 1. Старт программы 3ч 1. Орлёнок – Лидер 4ч 1. Орлёнок – Эрудит 4ч 1. Орлёнок – Мастер 4ч 1. Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе 1ч 1. Орлёнок – Доброволец 4ч 1. Орлёнок – Спортсмен 4ч 1. Орлёнок – Эколог 4ч 1. Орлёнок – Хранитель исторической памяти 4ч 1. Подведение итогов 2ч КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Тема урока Старт программы Колво часов 3 1 Вводный «Орлятский урок» 1 2 Оформление Орлятского уголка. 1 3 Оформление Орлятского уголка. 1 «Орлёнок – Лидер» 4 «Лидер – это...» 4 1 «Я могу быть лидером» 5 «В команде рождается лидер» 1 «От идеи – к делу» 6 КТД «Вместе мы сможем всё» 1 «КЛАССный выходной» 7 «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» «Орлёнок – Эрудит» 1 1 4 «Кто такой эрудит?» 8 1 «Я – эрудит, а это значит...» «Игра – это полезно и интересно» 9 1 «Эрудит – это широкий кругозор» 10 «Твори! Выдумывай! Пробуй!» 1 КТД «Играй, учись и узнавай» 11 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» 1 Итоги трека «На старте новых открытий» «Орлёнок – Мастер» 12 «Мастер – это...» 4 1 «Россия мастеровая» 13 «Город Мастеров» 1 «В гости к мастерам» 14 «От идеи – к делу!» 1 КТД «Мастер своего дела» 15 «Мастер – это звучит гордо!» 1 «Путь в мастерство» – подводим итоги Подведение промежуточных итогов 1 16 Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер» 1 «Орлёнок – Доброволец» 4 17 «От слова к делу» 1 «Спешить на помощь безвозмездно!» 18 КТД «Создай хорошее настроение» 1 «С заботой о старших» 19 Подготовка КТД «От идеи к делу» 1 КТД «Подари улыбку миру!» 20 «Доброволец – это доброе сердце» 1 «Портрет добровольца» «Орлёнок – Спортсмен» 21 «Движение – жизнь!» 4 1 «Основы ЗОЖ» 22 «Мы гордимся нашими спортсменами» 1 «Сто затей для всех друзей» 23 КТД «Спортивное» 1 Спортивная игра «Книга рекордов» 24 «Встреча-подарок» 1 «Азбука здоровья» «Орлёнок – Эколог» 25 «ЭКОЛОГиЯ» 4 1 «Страна экологии» 26 «Мой след на планете» 1 КТД «Знаю, умею, действую» 27 Экологический квест «Ключи природы» 1 Игра по станциям «Путешествие в природу» 28 Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом 1 «Шагая в будущее – помни о планете» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 29 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 4 1 «Хранитель семейных традиций» 30 «Традиции моей страны» 1 Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 31 «Знать, чтобы хранить» 1 КТД «История становится ближе» 32 «Мы – хранители памяти» 1 «Расскажи мне о России» «Мы – хранители» Подведение итогов 2 33 Игра «Тайна за 7 печатями» 1 34 Орлятское чаепитие с родителями. 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами: 1. Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России» 2. Электронная библиотека (orlyatarussia.ru)