Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61
РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023
Программа внеурочной деятельности для обучающихся
3 классов
«Орлята России»
Срок реализации программы: 1 год (3 класс)
г. Торопец 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820;
основной образовательной программы НОО ГБОУ ООШ №23 г.о. Чапаевск,
утвержденной приказом от 29.09.2022 № 106-од..СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой
указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете
личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое
отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на
подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими
деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение
которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе
способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников,
способствовать дружескому отношению к одноклассникам;
формирование положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной
деятельности и процессу интеллектуального напряжения;
формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии
с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в
жизни человека;
осознавать ценность книги – как источника знаний;
формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на
проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать
становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки;
формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ
экологической культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные:
формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать
свои мысли;
формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации;
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео
– коммуникативные:
формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи
в коллективе;
формировать представления о способах выражения дружеского отношения к
одноклассникам;
формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам
общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение
ставить общую цель и пути её достижения;
формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других
обучающихся;
учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе;
формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией,
знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе
общения со сверстниками и взрослыми;
учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать
говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога;
– регулятивные:
учиться ставить цели и планировать личную деятельность;
учиться открыто демонстрировать свои творческие способности;
учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное
отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать
умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности;
понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с
интеллектуальными заданиями;
понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с
интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении
интеллектуальных задач;
содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения
интеллектуальных заданий;
содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять
нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального
использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при
выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении
зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной
цели.
Предметные результаты:
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе;
формировать умение применять полученные знания из различных областей в
совместной коллективной деятельности;
формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических
задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах
решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать
главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со
взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека;
формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс
утренней зарядки;
расширять словарный запас новыми словами и терминами
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема раздела
Кол- во
Содержание раздела
часов
Вводные «Орлятские
уроки»
3
Основными задачами являются старт
Программы для детей и
эмоциональный настрой класса на
участие в Программе.
«Орлёнок – Лидер»
4
Реализация Программы начинается с
данного трека, который позволяет
актуализировать/ приобрести опыт
совместной деятельности в
коллективе, что необходимо в начале
учебного года. Также занятия трека
позволят выявить первичную оценку
уровня сплочённости класса и
лидеров для дальнейшего
формирования микрогрупп.
«Орлёнок – Эрудит»
4
Вторая четверть отличается высокой
мотивацией у детей на учебную
деятельность. В этот временной
промежуток в школах проходят
различные олимпиады.
В рамках трека происходит
знакомство ребёнка с разными
способами получения информации
«Орлёнок – Мастер»
4
Данный трек проходит в два этапа:
– подготовка новогоднего
спектакля/номера/концерта;
– знакомство с мастерами своего
дела и лучшими мастерами
региона/страны.
Игра для
подведения промежуточных итогов
участия в Программе
1
Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игру учитель проводит
самостоятельно, используя
предоставленные методические
рекомендации.
«Орлёнок – Доброволец»
4
Тематика трека актуальна круглый
год, поэтому учитель может
обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей и истории
добровольческого/ волонтерского/
тимуровского движения в любое
время учебного года.
«Орлёнок – Спортсмен»
4
Учитывая разницу в погодных
условиях предлагается трек провести
в данное время: в большинстве школ
проходят различные соревнования,
посвященные 23 февраля и пр. В том
числе, в соответствии с возрастом,
можно провести Весёлые страты,
«Папа, мама, я – спортивная семья»
и другие соревнования, чтобы
минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса
середины учебного года.
«Орлёнок – Эколог»
4
Несмотря на большую разницу в
климате регионов страны, весна –
наиболее благоприятный период для
реализации трека. Погодные условия
позволяют уже часть мероприятий
трека проводить за пределами здания
школы.
«Орлёнок –
Хранитель исторической памяти»
4
В логике Программы важно, чтобы
все треки прошли до трека
«Орлёнок – хранитель исторической
памяти», так как он является треком,
подводящим итоги участия в
учебном году. Основная смысловая
нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
Подведение итогов
2
В УМК – использование игровых
методов диагностики результатов.
Основными результатами, которые
нам необходимо оценить, станут:
личностное развитие ребёнка
(изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного
участника»);
сформированность класса как
коллектива;
уровень принятия/осознания
ценностей, заложенных в
Программе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема раздела
Кол-во
часов
п\п
1.
Старт программы
3ч
1.
Орлёнок – Лидер
4ч
1.
Орлёнок – Эрудит
4ч
1.
Орлёнок – Мастер
4ч
1.
Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе
1ч
1.
Орлёнок – Доброволец
4ч
1.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
1.
Орлёнок – Эколог
4ч
1.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
4ч
1.
Подведение итогов
2ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Старт программы
Колво часов
3
1 Вводный «Орлятский урок»
1
2 Оформление Орлятского уголка.
1
3 Оформление Орлятского уголка.
1
«Орлёнок – Лидер»
4 «Лидер – это...»
4
1
«Я могу быть лидером»
5 «В команде рождается лидер»
1
«От идеи – к делу»
6 КТД «Вместе мы сможем всё»
1
«КЛАССный выходной»
7 «Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
«Мы дружный класс!»
«Орлёнок – Эрудит»
1
1
4
«Кто такой эрудит?»
8
1
«Я – эрудит, а это значит...»
«Игра – это полезно и интересно»
9
1
«Эрудит – это широкий кругозор»
10 «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
КТД «Играй, учись и узнавай»
11 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»
1
Итоги трека «На старте новых открытий»
«Орлёнок – Мастер»
12 «Мастер – это...»
4
1
«Россия мастеровая»
13 «Город Мастеров»
1
«В гости к мастерам»
14 «От идеи – к делу!»
1
КТД «Мастер своего дела»
15 «Мастер – это звучит гордо!»
1
«Путь в мастерство» – подводим итоги
Подведение промежуточных итогов
1
16 Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок –
Эрудит», «Орлёнок – Мастер»
1
«Орлёнок – Доброволец»
4
17
«От слова к делу»
1
«Спешить на помощь безвозмездно!»
18
КТД «Создай хорошее настроение»
1
«С заботой о старших»
19
Подготовка КТД «От идеи к делу»
1
КТД «Подари улыбку миру!»
20
«Доброволец – это доброе сердце»
1
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
21
«Движение – жизнь!»
4
1
«Основы ЗОЖ»
22
«Мы гордимся нашими спортсменами»
1
«Сто затей для всех друзей»
23
КТД «Спортивное»
1
Спортивная игра «Книга рекордов»
24
«Встреча-подарок»
1
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
25
«ЭКОЛОГиЯ»
4
1
«Страна экологии»
26
«Мой след на планете»
1
КТД «Знаю, умею, действую»
27
Экологический квест «Ключи природы»
1
Игра по станциям «Путешествие в природу»
28
Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
экологом
1
«Шагая в будущее – помни о планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
29
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
4
1
«Хранитель семейных традиций»
30
«Традиции моей страны»
1
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
31
«Знать, чтобы хранить»
1
КТД «История становится ближе»
32
«Мы – хранители памяти»
1
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов
2
33
Игра «Тайна за 7 печатями»
1
34
Орлятское чаепитие с родителями.
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами:
1. Методическое сопровождение программы развития социальной активности
«Орлята России»
2. Электронная библиотека (orlyatarussia.ru)