Программа организации внеурочной деятельности интеллектуальной и социокультурной направленностиПроектная мастерская 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61

РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023

Программа организации внеурочной деятельности
интеллектуальной и социокультурной направленности
«Проектная мастерская»
Класс: 1
Срок реализации: 1 год
.

Учебный год 2023-2024

г. Торопец
2023

1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности
«Проектная мастерская» для обучающихся 1 класса школы:



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего
образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286
Назначение курса «Проектная мастерская»
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у
учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных
качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего
мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и
развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению
в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на
собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,
методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в
вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Перспективность курса содержания программы заключается в том, что содержание
курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем
использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни для решения
конкретных задач.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса
«Проектная мастерская» имеет отличительные особенности:
 имеет практическую направленность, которую определяет специфика
содержания и возрастные особенности детей;
 в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что
обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
 проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от
учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных
объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
 проектная деятельность носит групповой характер, что будет
способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение,
распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
 проектная деятельность предполагает работу с различными источниками
информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности,
связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
 в содержание проектной деятельности заложено основание для
сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное
взаимодействие семьи и школы;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и
одаренностей к различным видам деятельности.
Возрастной состав: учащиеся 6-7-8 лет
Место курса «Проектная мастерская» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Проектная
мастерская» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана
на 33 часа
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
 развивать познавательные потребности и способности, креативность
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Выставка
 Защита проекта
 Игра
 Концерт
 Презентация
 Мини-конференция
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный

Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности:
 альбом,
 паспарту,
 газета,
 плакат,
 гербарий,
 план,
 журнал,
 серия иллюстраций,

книжка-раскладушка,
 сказка,
 коллаж,
 справочник,
 коллекция,
 стенгазета,
 костюм,
 сувенир-поделка,
 макет,
 сценарий праздника,
 модель,
 учебное пособие,
 музыкальная подборка,
 фотоальбом,
 наглядные пособия,
 экскурсия








3.Структура курса
№
1

2

Название
Кол-во Теори
раздела
часов
я
Тренинг
15
10
исследовательск
их способностей.

Практи
ка
5

Самостоятельная 14
исследовательск
ая практика.

7

7

УУД
овладение
элементами
самостоятельной
организации
учебной деятельности, что включает
в себя умения: ставить цели и
планировать
личную
учебную
деятельность;
оценивать
собственный вклад в деятельность
группы;
проводить
самооценку
уровня личных учебных достижений,
овладение специальными знаниями,
умениями
и
навыками
исследовательского поиска
освоение элементарных приемов
исследовательской
деятельности,
доступных для детей младшего
школьного
возраста:
формулирование с помощью учителя
цели учебного исследования (опыта,
наблюдения), составление его плана,
фиксирование
результатов,
использование
простых
измерительных
приборов,
формулировка
выводов
по
результатам
исследования,
формирование приемов работы с
информацией, что включает в себя
умения: поиска и отбора источников

3

информации в соответствии с
учебной
задачей;
понимания
информации,
представленной
в
различной знаковой форме — в виде
таблиц,
диаграмм,
графиков,
рисунков и т.д.
развитие коммуникативных умений и
овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение
диалога и участие в дискуссии;
участие в работе
группы в
соответствии с обозначенной ролью,
освоение
практики
презентаций
результатов
собственных
исследований, овладение умениями
аргументировать
собственные
суждения

Мониторинг
исследовательск
ой деятельности
учащихся

3

1

2

Итого

33

18

15

4. Календарно- тематическое планирование
№
п/
п

Тема занятия

Дата
проведен
ия

Описание содержания

Раздел 1 . Тренинг исследовательских способностей 25 часов

1-2

3-4

Знакомство с понятием
«Исследование»

Что такое научные
исследования?

Знакомство
с
понятием
«Исследование» Что такое
исследование?
Методы
исследования. Корректировка
детских представлений о том,
что они понимают под словом
«исследование».
Коллективное
обсуждение
вопросов о том, где человек
использует свою способность
исследовать
окружающий
мир:
- Как и где человек проводит
исследования в быту?
- Только человек исследует
мир или животные тоже
умеют это делать?
Метод исследования как путь
решения задач исследователя.
Знакомство с основными
доступными
методами
исследования
(подумать
самостоятельно, спросить у

другого человека)
Что
такое
научные
исследования?
- Где и как люди используют
результаты
научных
исследований?
Что
такое
научное
открытие?
Знакомство с наблюдением
как методом исследования.

5-6

7-8

9-10

11-12

Наблюдение и наблюдательность

Что такое «Эксперимент»

Учимся вырабатывать гипотезы

Знакомство с логикой

Изучение преимуществ и недостатков
наблюдения
(показать
наиболее
распространенные
зрительные
иллюзии). Выполнить задания на
проверку
и
тренировку
наблюдательности. Самый главный
способ
получения
научной
информации.

Проведение экспериментов с
доступными
объектами
(вода,свет, бумага и др.).
Исследовательская практика:
- понаблюдать, провести
эксперимент и др. в ходе
изучения доступныхобъектов
(солнечный луч, комнатные
растения,
животные
из
«живого уголка» и т.п.).
Что такое гипотеза? Как
создаются гипотезы? Что
такое провокационная идея и
чем она отличается от
гипотезы?
Практические
задания на продуцирование
гипотез. Что такое суждение.
Как высказывать суждения.
Правильные и ошибочные
суждения - практическая
работа.
такое
определения?
Как
давать
определения
понятиям»
Знакомство
с
умозаключением. Что такое
вывод? Как правильно делать
умозаключения
практические задания.
Как
правильно
классифицировать.Что такое
классификация и что значит

«классифицировать»?
Практические задания на
классифицирование
предметов
по
разным
основаниям. Неправильные
классификации
поиск
ошибок.
Знакомство с понятиями и
особенностями
их
формулирования. Загадки как
определения
понятий.
Практические
задания
с
использованием
приемов,
сходных с определением
понятий.

13-15

Как задавать вопросы

Какими бывают вопросы?
Какие слова используются
при формулировке вопросов?
Как
правильно
задавать
вопросы?
Практические
занятия
по
тренировке
умений задавать вопросы.

Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика.14ч

16-17

18-19

20-21

Учимся выделять главное и
второстепенное

Как делать схемы

Как работать с книгой

Знакомство с «матрицей по оценке
идей».
Практическая
работа
выявление логической структуры
текста. Практические задания типа
«Что сначала, что потом».

Знакомство с понятиями:
схема,
чертеж,
рисунок,
график, формула и т.п.
Практические задания по
созданию схем объектов.
Практическое
задание
«Пиктограммы».
Какие книги используют
исследователи, какие книги
считаются научными? Что
такое
справочник,
энциклопедия, словарь и т.п.?
С чего лучше начинать читать
научные книги?
Практическая
работа
по
структурированию текстов.

22-23

24-25

26-27

28-29

Что такое парадоксы

Мыслительные эксперименты и
эксперименты на моделях

Как сделать сообщение о
результатах исследования.

Подготовка к выступление на
научно-практической
конференции для младших
школьников

Что такое парадокс? Какие
парадоксы нам известны?
Знакомство
с
самыми
знаменитыми и доступными
парадоксами. Практическая
работа «Эксперименты по
изучению
парадоксальных
явлений».
Что
такое
мысленный
эксперимент? Практические
задания
по
проведению
мысленных экспериментов.
Что такое модель? Наиболее
известные
и
доступные
эксперименты на моделях.
Практическое задание по
экспериментированию
с
моделями
(игрушки
как
модели людей, техники и др.).
Как сделать сообщение о
результатах
исследования»Что
такое
доклад? Как составлять план
своего
доклада?
Практические задания «Как
сделать сообщение».
Как сделать сообщение о
результатах
исследования»Что
такое
доклад? Как составлять план
своего
доклада?
Практические задания «Как
сделать сообщение».

Раздел 3 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 4ч
30-32

Коллективная игра исследование

33

Итоговые занятия

Практические задания на сравнения и
метафоры.

Практические задания на сравнения и
метафоры.

5. Информационно- методическое обеспечение
1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект:
Методические пособия класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практи
ческое пособие для учителей начальных классов. - М.:Баласс, 2011.

3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетради для 1 класса.
4. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю,
всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4
классы). - М.: Баласс,2011.
5. Детские энциклопедии, справочники
6. Ноутбук, экран
7. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и
учителей
8. Российская электронная школа resh.edu.ru›

6.Предполагаемая результативность курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской
деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
- наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
- планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина,
- следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость,возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обученияв основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».