Программа организации внеурочной деятельности интеллектуальной и социокультурной направленности Проектная мастерская 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61

РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023

Программа организации внеурочной деятельности
интеллектуальной и социокультурной направленности
«Проектная мастерская»
Класс: 2
Срок реализации: 1 год

Учебный год 2023-2024

г. Торопец
2023

1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности
«Проектная мастерская» для обучающихся 2 класса школы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего
образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286
Назначение курса «Проектная мастерская»
Программа курса предназначена для обучающихся начальной
, школы,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у
учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных
качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего
мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и
развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению
в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на
собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,
методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в
вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Перспективность курса содержания программы заключается в том, что содержание
курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем
использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни для решения
конкретных задач.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса
«Проектная мастерская» имеет отличительные особенности:
 имеет практическую направленность, которую определяет специфика
содержания и возрастные особенности детей;
 в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что
обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

 проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от
учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных
объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
 проектная деятельность носит групповой характер, что будет
способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение,
распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
 проектная деятельность предполагает работу с различными источниками
информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности,
связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
 в содержание проектной деятельности заложено основание для
сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное
взаимодействие семьи и школы;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и
одаренностей к различным видам деятельности.
Возрастной состав: учащиеся 7-9 лет
Место курса «Проектная мастерская» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Проектная
мастерская» во 2 классе отводится 1час в неделю. Соответственно программа рассчитана
на 34 часов.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
 развивать познавательные потребности и способности, креативность
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Выставка
 Защита проекта
 Игра
 Концерт
 Презентация
 Мини-конференция
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный

Проектный
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности:
 альбом,

 газета,
 плакат,
 гербарий,
 план,
 журнал,
 серия иллюстраций,

книжка-раскладушка,
 сказка,
 коллаж,
 справочник,
 коллекция,
 стенгазета,
 костюм,
 сувенир-поделка,
 макет,
 сценарий праздника,
 модель,
 учебное пособие,
 музыкальная подборка,
 фотоальбом,
 наглядные пособия,
 экскурсия
 паспарту,


2. Содержание курса (2 класс, 34 часа)
Круг твоих интересов. Хобби. Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об
увлечениях.
Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема,
«формулировка».
Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап».
Актуальность проекта. Знакомство с понятием «актуальность».
Проблема, решение проблемы.
Цель и задачи проекта.
Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «информация»,
«энциклопедия», «Интернет», «интервью».
Обработка информации. Знакомство с понятиями «обработка информации»,
«отбор информации».
Создание продукта проекта. Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Отбор
информации для выступления.
Значимость компьютера в создании проектов. Знакомство с понятием
«презентация, первые шаги по составлению презентации.
Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробные
выступления, подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала».
Самоанализ. Знакомство с понятием «самоанализ»

3. Календарно - тематическое планирование
№

Внеурочное
занятие (тема,
название)

1

Круг твоих
интересов.

Формы
организации
внеурочной
деятельности
Вводная беседа.
Беседа –

Формируемые умения

Умение работать с информацией 1
и вести дискуссию. Оценивать

Кол-во
часов

Хобби.
Увлечения

размышление.
Просмотр
видеофрагмента
об увлечениях.

своё поведение и поведение
окружающих (на уроке, на
перемене).
Классифицировать
объекты,
ситуации, явления по различным
основаниям под руководством
учителя.
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе

2

Выбор темы
твоего проекта.
Ты – проектант.
Твоё знакомство
с понятиями
«словарь»,
«проект», «тема»

Игры

Формирование умения находить 1
информацию в словарях и
справочниках;
формирование
умения понимать шутливо –
жизненные тексты, выделяя в
них существенное по отношению
к предстоящей задаче.
Умение планировать и
реализовывать совместную
деятельность как в позиции
лидера, так и в позиции рядового
участника умение разрешать
конфликты на основе
договорённости

3

Знакомство с
понятиями
«формулировка»
. Работа со
словарями

Беседа размышление

Формирование
ключевой 1
компетентности в отношении
владения
информацией:
правильно, осознанно читать
(про себя) простой научно популярный текст; определять
главную мысль текста
Получение первоначальных
навыков сотрудничества, работа
над общим делом; проявление
творчества.
Классификация
объектов,
ситуаций, явлений по различным
основаниям под руководством
учителя.
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе

4

Выбор
помощников
работе над
проектом

Научный клуб
школьников
«Мы и
окружающий
мир»

Формирование
навыка 1
коллективного планирования и
умения работать в команде.
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе
Получение первоначальных

навыков сотрудничества, работа
над общим делом; проявление
творчества.
Учиться
согласованным
действиям с помощниками.
Осмысливание задач. Умение 1
отвечать на вопрос: чему нужно
научиться
для
решения
поставленной задачи?

Этапы работы
над проектом.
Ваше
знакомство с
понятием «этап»
Актуальность
темы проекта.
Твоё знакомство
с понятием
«актуальность»
Проблема.
Решение
проблемы

Ролевые игры

8

Выработка
гипотезыпредположения.
Твоё знакомство
с понятиями
«выработка»,
«гипотеза»,
предположение»

Беседарассуждение

Формировать
умения 1
высказывать предположения о
неизвестном,
предположения
способа проверки своих гипотез,
умения инсценировать поиск и
пробу известных и неизвестных
способов действий
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе

9

Цель проекта

Минивыступления

Развивать умения видеть и
формулировать проблему и
придумывать способ решения
данной проблемы. Получение
первоначальных навыков
сотрудничества, работа над
общим делом; проявление
творчества.

10

Задачи проекта

Минивыступления

Формирование
умения
и 1
способностей в поиске способов
решения проблемы проекта.
Формирование
ключевой
компетентности в отношении
владения
информацией:
правильно, осознанно читать

5

6

7

Беседарассуждение

Беседа

Осмысливание задач. Умение 1
отвечать на вопрос: чему нужно
научиться
для
решения
поставленной задачи?
Формировать компетентность
взаимодействия. Развитие
умения договариваться и
приходить к общему решению в
совместной работе, в том числе и
в ситуации конфликта и
столкновении интересов.
Открывать в знакомом предмете
новое, быть наблюдательным

1

1

(про себя) простой научно популярный текст; определять
главную мысль текста.
11

Сбор
информации для
проекта. Твоё
знакомство с
понятиями:
«сбор»,
«информация»,
энциклопедия»,
«интернет»,
книги, газеты,
журналы».

12

Знакомство с
интересными
людьми.
Интервью

Ролевые игры

Формировать
умение
брать 1
интервью, умения вести и
участвовать
в
дискуссии,
развитие
коммуникативной
компетенции
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе

13

Обработка
информации.
Отбор значимой
информации.
Твоё знакомство
с понятиями
«обработка
информации»,
«отбор».
Создание
продукта
проекта. Твоё
знакомство с
понятиями
«макет»,
поделка»
Играем в
учёных. Это
интересно
Тест. «Чему ты
научился?»

Мини - проекты

Развитие
информационной 1
компетентности, формирование
умения отсеять лишние данные и
умение видеть дефицит данных,
умения
выделять
из
предоставленной информации ту,
которая необходима для решения
поставленной задачи.

Исследовательск
ая работа:
составление
сообщений

Овладение
средствами
и 1
способами
воплощения
собственных
замыслов.
Получение
первоначальных
навыков сотрудничества, работа
над общим делом.

14

15

16

17

Отбор
информации для

Работа в группах Развивать умение
1
интерпретировать и обобщать
информацию, выбирать способы
получения информации.
Структурирование информации,
выделение главного. Умение
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных
признаков.
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе

Ролевые игры

Применять знания на практике.

Решение теста

Формирование
умения 1
правильно
использовать
изученные проектные понятия в
процессе
самостоятельной
работы
Формирование
умения 1
презентовать свои достижения

Минисообщения

1

семиминутного
выступления.
(Минисообщение)

(превращать результат своей
работы
в
продукт,
предназначенный для других)

18

Творческая
работа.
Презентация.
Твоё знакомство
с понятием
«презентация»

Творческая
мастерская

Формирование
умения
в 1
составлении презентации на
бумаге. Формирование ключевой
компетентности в отношении
владения
информацией:
правильно, осознанно читать
(про себя) простой научно популярный текст; определять
главную мысль текста.

19

Значимость
компьютера в
создании
проектов.
Презентация

Исследовательск
ая работа: минидоклад.
Выставка
детских работ

20

Первые шаги
составления
презентации на
компьютере.
Программа
МРР-Microsoft
Power Point
Первые шаги
составления
презентации на
компьютере.

Работа с
компьютером

Взаимодействие с участниками 1
проекта.
Получение
первоначальных
навыков
ролевого взаимодействия со
сверстниками
по
созданию
презентаций
Развитие умения работать в 1
программе МРР-Microsoft Power
Point Умение организовать свою
деятельность

Совмещение
текста
выступления с
показом
презентации.
Подробное
выступление
перед знакомой
и незнакомой
аудиторией

Ролевые игры

21

22

Работа с
компьютером

Получение
первоначальных 1
навыков
сотрудничества,
ролевого взаимодействия со
сверстниками,
взрослыми
в
учебно-трудовой деятельности
Формирование
и
развитие 1
коммуникативной
компетентности,
а
именно
умения уверенно «держать» себя
во время выступления и владеть
аудиторией («держать» в поле
зрения) Артистические умения.
Умение
отвечать
на
незапланированные вопросы.
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе

23

Подготовка
ответов на
предполагаемые
вопросы «зала»
по теме проекта

Работа в малых
группах

Формирование
умения 1
отстаивать свою точку зрения,
развитие
находчивости,
уверенности в себе. Развивать
навыки монологической речи.
Обучение рефлексии.
Доброжелательность, доверие и
внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе

24

Тест «Добрые
советы
проектанту от
Мудрого
Дельфина»

Решение теста

Формирование
ключевой 1
компетентности в отношении
владения
информацией:
правильно, осознанно читать
(про себя) простой научно популярный текст; определять
главную мысль текста.

25

Изготовление
визитки.
Правильное
составление
титульного
листа визитки
Самоанализ.
Работа над
понятием
«самоанализ»

Творческая
работа.
Составление
визитки

Формирование умения создавать 1
собственные
творческие
замыслы и доводить их до
воплощения
в
творческом
продукте.

Самостоятельная
работа по оценке
умений и
навыков
приобретённых
в процессе
проектной
деятельности
Практическая
работа (опыты)

Формирование
умений 1
контролировать и оценивать
свою
деятельность
и
продвижение в её разных видах
(рефлексия)

Приобретение
опыта 1
коллективной
деятельности,
работы в группах. Получение
первоначальных
навыков
сотрудничества,
работа
над
общим
делом.
Проявление
творчества
Формирование умения оценивать 1
свою работу по выработанным
критериям

26

27

Играем в
учёных. Это
интересно

28

Различные
конкурсы
проектно исследовательск
ой деятельности

Конкурсы
проектно исследовательск
ой работы

29

Памятка жюри
конкурса

30

Пробное
выступление
перед
незнакомой

Творческая
работа.
Составление
памятки
Пробное
выступление

Обучение дружной работе,
взаимной поддержке, участию в
команде, приобретение опыта
совместной деятельности.

Формирование
публичного
представления
работы

1

умения 1
выступления
результатов

31

аудиторией
Самоанализ –
рефлексия после
твоего
выступления
перед
незнакомой
аудиторией

Ролевые игры

Формирование умения оценивать 1
свою
работу
и
видеть
ошибкоопасные
места:
осмысливать задачу, объективно
оценивать
свои
действия,
признавать
свои
ошибки,
анализировать результат своей
работы
Формирование умения делать
1
прямые выводы, заключения на
основе имеющихся фактов

32

Играем в
учёных. Это
интересно

Практическая
работа

33

Благодарственн
ые рисункиотклики
помощникам
твоим проекта.
Пожелания
будущим
проектантам
Советы на лето
от Мудрого
Дельфина

Творческая
работа

Формирование
умения 1
высказывать
слова
благодарности членам команды,
своим помощникам

Интеллектуальн
ые игры

Участие в диалоге: высказывание 1
своих суждений по обсуждаемой
теме,
анализ
высказываний
собеседников

34

4. Информационно- методическое обеспечение
1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект:
Методические пособия класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практи
ческое пособие для учителей начальных классов. - М.:Баласс, 2011.
3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетради для 2 класса.
4. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю,
всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4
классы). - М.: Баласс,2011.
5. Детские энциклопедии, справочники
6. Ноутбук, экран
7. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и
учителей
8. Российская электронная школа resh.edu.ru›

5.Предполагаемая результативность курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской
деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
- наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
- планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина,
- следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость,возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обученияв основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».