Программа организации внеурочной деятельности по духовно-нарвственному воспитанию Добротолюбие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61
РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023

Программа организации внеурочной деятельности по духовно –
нравственному направлению «Добротолюбие»

Срок реализации: 4 года

г. Торопец
2023

1. Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана
рабочая программа







Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего
образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания
детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере
региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор
и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на
2018 - 2027 годы [п. 1 Cтратегии].
Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовнонравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных
традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и
основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения
[п. 17 Cтратегии].
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовнонравственного
воспитания
детей
и
подростков.
Целью духовнонравственного развития и социализации обучающихся
является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего
ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к
жизненному самоопределению.
Курс рассчитан на 17 часов занятий с группой учащихся младших классов (1-4-й
класс).
Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и
самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах
житий святых, прославленных Русской православной церковью.
Задачи воспитания:

содействовать созданию обогащенной среды для становления духовнонравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;

стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных
значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
2


пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших
чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;

научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и
формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности
отличать плохое от хорошего;

знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром,
воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести;

способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти,
цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.;

формировать и расширять знания и представления детей об основных
духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло,
послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –
жадность, простота – хитрость, правдивость – лицемерие, ответственность –
предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость,
сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость –
равнодушие и т. д.;

научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с
другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим);

воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и
педагогам;

развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному
проявлению этих чувств;

воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное
отношение к ближним;

содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в
процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;

воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре,
языку, святыням;

формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других
народов;

формировать неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру,
заботливое отношение к растениям и животным;

способствовать
формированию
готовности
к
самостоятельности,
самоанализу и саморефлексии;

научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного
запаса и образного строя речи.
Структура, содержание и задачи курса
Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в
совокупности образующих теоретическую и практическую части.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную,
исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с художественной
литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка
представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще
слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к
человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту,
3

необходимо прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его
эстетической и нравственной позиции.

Содержание тем курса «Добротолюбие»
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка
сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту
нравственных поступков, в-третьих, указать на сам источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия,
которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в
комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками.
Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса,
можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему
(ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода
(религиозной организации), благочиния, епархии).
Планируемые результаты
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности
гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений
с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к
самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации
в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как
семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям
и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее
своей страны.
Тематическое планирование
1 класс
Тема

Количество часов

1.

Путешествие в Страну доброты

2

2.

Город добра

2

3.

Это великое слово «дружба»

2

4.

Хочу быть миротворцем

2

5.

Счастье семьи

2

6.

Добрая сила

2

7.

Святые и животный мир

2

8.

Мир твоей души

2
4

9.

Что на свете самое главное

2

10.

Воспитание человечности

2

11.

Тайна милосердия

2

12.

Любовь и сострадание

2

13.

Чистота сердца

2

14.

Жертвенное сердце

2

15.

Птица счастья

2

16.

День Победы – величие народного подвига

2

17.

Миролюбие

1

Всего

33

5

2класс
Тема

Количество часов

1.

Лестница добрых качеств души

2

2.

Голос совести

2

3.

Послушание

2

4.

Бережливость

2

5.

Уважение

2

6.

Благодарность

2

7.

Щедрость

2

8.

Бескорыстие

2

9.

Дружелюбие

2

10.

Отзывчивость

2

11.

Единство

2

12.

Терпение (воздержание)

2

13.

Трудолюбие

2

14.

Правдолюбие (честь и достоинство)

2

15.

Самоотверженность (храбрость)

2

16.

Скромность

2

17.

Мудрость

2

Всего

34

6

3-й класс
Тема

Количество часов

1.

Трудолюбие

2

2.

Бескорыстие

2

3.

Честность

2

4.

Ум

2

5.

Умение видеть хорошее

2

6.

Умение прощать

2

7.

Умение сотрудничать

2

8.

Храбрость

2

9.

Упорство

2

10.

Чуткость

2

11.

Щедрость

2

12.

Почтительность

2

13.

Забота

2

14.

Взаимопомощь

2

15.

Верность

2

16.

Гордость

2

17.

Дружба

2

Всего

34

7

4-й класс
Тема

Количество часов

1.

Дружелюбие

2

2.

Гостеприимство

2

3.

Мастерство

2

4.

Нежность

2

5.

Любовь к природе

2

6.

Любовь

2

7.

Красота души

2

8.

Любовь к родине

2

9.

Любовь к маме

2

10.

Заботливость

2

11.

Жертвенность

2

12.

Любознательность

2

13.

Судьба

2

14.

Упорство

2

15.

Храбрость

2

16.

Чуткость

2

17.

Мир

2
34

Описание материально-технического и учебно-методического
сопровождения:

 тематический реквизит;
 карандаши, краски, кисти;
 бумага формата А4, А5 (пол-листа А4);
 крепежные устройства;
 репродукции, фотографии, альбомы;
 презентации, аудио- и видеоматериалы;
 компьютер;
 мультимедийное оборудование;
 магнитная доска, магниты.
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».