Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61
РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023
Программа организации внеурочной деятельности по духовно –
нравственному направлению «Добротолюбие»
Срок реализации: 4 года
г. Торопец
2023
1. Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана
рабочая программа
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего
образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания
детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере
региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор
и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на
2018 - 2027 годы [п. 1 Cтратегии].
Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовнонравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных
традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и
основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения
[п. 17 Cтратегии].
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовнонравственного
воспитания
детей
и
подростков.
Целью духовнонравственного развития и социализации обучающихся
является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего
ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к
жизненному самоопределению.
Курс рассчитан на 17 часов занятий с группой учащихся младших классов (1-4-й
класс).
Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и
самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах
житий святых, прославленных Русской православной церковью.
Задачи воспитания:
содействовать созданию обогащенной среды для становления духовнонравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных
значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
2
пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших
чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;
научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и
формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности
отличать плохое от хорошего;
знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром,
воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести;
способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти,
цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.;
формировать и расширять знания и представления детей об основных
духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло,
послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –
жадность, простота – хитрость, правдивость – лицемерие, ответственность –
предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость,
сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость –
равнодушие и т. д.;
научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с
другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим);
воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и
педагогам;
развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному
проявлению этих чувств;
воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное
отношение к ближним;
содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в
процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;
воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре,
языку, святыням;
формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других
народов;
формировать неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру,
заботливое отношение к растениям и животным;
способствовать
формированию
готовности
к
самостоятельности,
самоанализу и саморефлексии;
научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного
запаса и образного строя речи.
Структура, содержание и задачи курса
Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в
совокупности образующих теоретическую и практическую части.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную,
исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с художественной
литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка
представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще
слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к
человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту,
3
необходимо прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его
эстетической и нравственной позиции.
Содержание тем курса «Добротолюбие»
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка
сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту
нравственных поступков, в-третьих, указать на сам источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия,
которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в
комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками.
Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса,
можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему
(ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода
(религиозной организации), благочиния, епархии).
Планируемые результаты
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности
гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений
с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к
самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации
в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как
семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям
и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее
своей страны.
Тематическое планирование
1 класс
Тема
Количество часов
1.
Путешествие в Страну доброты
2
2.
Город добра
2
3.
Это великое слово «дружба»
2
4.
Хочу быть миротворцем
2
5.
Счастье семьи
2
6.
Добрая сила
2
7.
Святые и животный мир
2
8.
Мир твоей души
2
4
9.
Что на свете самое главное
2
10.
Воспитание человечности
2
11.
Тайна милосердия
2
12.
Любовь и сострадание
2
13.
Чистота сердца
2
14.
Жертвенное сердце
2
15.
Птица счастья
2
16.
День Победы – величие народного подвига
2
17.
Миролюбие
1
Всего
33
5
2класс
Тема
Количество часов
1.
Лестница добрых качеств души
2
2.
Голос совести
2
3.
Послушание
2
4.
Бережливость
2
5.
Уважение
2
6.
Благодарность
2
7.
Щедрость
2
8.
Бескорыстие
2
9.
Дружелюбие
2
10.
Отзывчивость
2
11.
Единство
2
12.
Терпение (воздержание)
2
13.
Трудолюбие
2
14.
Правдолюбие (честь и достоинство)
2
15.
Самоотверженность (храбрость)
2
16.
Скромность
2
17.
Мудрость
2
Всего
34
6
3-й класс
Тема
Количество часов
1.
Трудолюбие
2
2.
Бескорыстие
2
3.
Честность
2
4.
Ум
2
5.
Умение видеть хорошее
2
6.
Умение прощать
2
7.
Умение сотрудничать
2
8.
Храбрость
2
9.
Упорство
2
10.
Чуткость
2
11.
Щедрость
2
12.
Почтительность
2
13.
Забота
2
14.
Взаимопомощь
2
15.
Верность
2
16.
Гордость
2
17.
Дружба
2
Всего
34
7
4-й класс
Тема
Количество часов
1.
Дружелюбие
2
2.
Гостеприимство
2
3.
Мастерство
2
4.
Нежность
2
5.
Любовь к природе
2
6.
Любовь
2
7.
Красота души
2
8.
Любовь к родине
2
9.
Любовь к маме
2
10.
Заботливость
2
11.
Жертвенность
2
12.
Любознательность
2
13.
Судьба
2
14.
Упорство
2
15.
Храбрость
2
16.
Чуткость
2
17.
Мир
2
34
Описание материально-технического и учебно-методического
сопровождения:
тематический реквизит;
карандаши, краски, кисти;
бумага формата А4, А5 (пол-листа А4);
крепежные устройства;
репродукции, фотографии, альбомы;
презентации, аудио- и видеоматериалы;
компьютер;
мультимедийное оборудование;
магнитная доска, магниты.
8