Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программа организации внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Добротолюбие» Срок реализации: 4 года г. Торопец 2023 1. Пояснительная записка Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы. Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы [п. 1 Cтратегии]. Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовнонравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения [п. 17 Cтратегии]. В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовнонравственного воспитания детей и подростков. Целью духовнонравственного развития и социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Курс рассчитан на 17 часов занятий с группой учащихся младших классов (1-4-й класс). Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах житий святых, прославленных Русской православной церковью. Задачи воспитания: содействовать созданию обогащенной среды для становления духовнонравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь; стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; 2 пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения; научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности отличать плохое от хорошего; знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром, воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести; способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти, цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.; формировать и расширять знания и представления детей об основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, правдивость – лицемерие, ответственность – предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость, сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость – равнодушие и т. д.; научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим); воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам; развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств; воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры; воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням; формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов; формировать неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным; способствовать формированию готовности к самостоятельности, самоанализу и саморефлексии; научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного запаса и образного строя речи. Структура, содержание и задачи курса Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в совокупности образующих теоретическую и практическую части. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную, исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту, 3 необходимо прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и нравственной позиции. Содержание тем курса «Добротолюбие» Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков, в-третьих, указать на сам источник добра. Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия, которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками. Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса, можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему (ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода (религиозной организации), благочиния, епархии). Планируемые результаты Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны. Тематическое планирование 1 класс Тема Количество часов 1. Путешествие в Страну доброты 2 2. Город добра 2 3. Это великое слово «дружба» 2 4. Хочу быть миротворцем 2 5. Счастье семьи 2 6. Добрая сила 2 7. Святые и животный мир 2 8. Мир твоей души 2 4 9. Что на свете самое главное 2 10. Воспитание человечности 2 11. Тайна милосердия 2 12. Любовь и сострадание 2 13. Чистота сердца 2 14. Жертвенное сердце 2 15. Птица счастья 2 16. День Победы – величие народного подвига 2 17. Миролюбие 1 Всего 33 5 2класс Тема Количество часов 1. Лестница добрых качеств души 2 2. Голос совести 2 3. Послушание 2 4. Бережливость 2 5. Уважение 2 6. Благодарность 2 7. Щедрость 2 8. Бескорыстие 2 9. Дружелюбие 2 10. Отзывчивость 2 11. Единство 2 12. Терпение (воздержание) 2 13. Трудолюбие 2 14. Правдолюбие (честь и достоинство) 2 15. Самоотверженность (храбрость) 2 16. Скромность 2 17. Мудрость 2 Всего 34 6 3-й класс Тема Количество часов 1. Трудолюбие 2 2. Бескорыстие 2 3. Честность 2 4. Ум 2 5. Умение видеть хорошее 2 6. Умение прощать 2 7. Умение сотрудничать 2 8. Храбрость 2 9. Упорство 2 10. Чуткость 2 11. Щедрость 2 12. Почтительность 2 13. Забота 2 14. Взаимопомощь 2 15. Верность 2 16. Гордость 2 17. Дружба 2 Всего 34 7 4-й класс Тема Количество часов 1. Дружелюбие 2 2. Гостеприимство 2 3. Мастерство 2 4. Нежность 2 5. Любовь к природе 2 6. Любовь 2 7. Красота души 2 8. Любовь к родине 2 9. Любовь к маме 2 10. Заботливость 2 11. Жертвенность 2 12. Любознательность 2 13. Судьба 2 14. Упорство 2 15. Храбрость 2 16. Чуткость 2 17. Мир 2 34 Описание материально-технического и учебно-методического сопровождения: тематический реквизит; карандаши, краски, кисти; бумага формата А4, А5 (пол-листа А4); крепежные устройства; репродукции, фотографии, альбомы; презентации, аудио- и видеоматериалы; компьютер; мультимедийное оборудование; магнитная доска, магниты. 8