Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО На методическом объединении На педагогическом совете Протокол № 1 от 28.08.2023 Протокол № 1 от 31.08.2023 Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Моя семья» Срок реализации: 4 года г. Торопец 2023 Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности «Моя семья» для обучающихся 1-4 классов школы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения перед школой ставится задача организации внеурочной деятельности. В Методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации определены направления, виды, методы, формы внеурочной деятельности, предложены некоторые модели ее организации. Выделены общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное, общекультурное направления. Каждая школа может сама определить, какая модель наиболее удобна, организация работы в каком направлении наиболее результативна. Основные требования к организации внеурочной деятельности: - изучение интересов, возможностей детей и родителей; возможностей школы и социума; создание условий для включения каждого ученика (в соответствии с его возможностями) в активную социально-ценностную деятельность; - использование воспитательного потенциала учебных предметов; - формирование у обучающихся коммуникативных, познавательных, личностных, регулятивных действий во внеурочной деятельности. В основе Программы внеурочной деятельности в начальных классах должно быть формирование у обучающихся семейных ценностей. Мы предлагаем проект Программы внеурочной деятельности для 1-4-х классов. При разработке Программы формирования семейных ценностей использовалась линейно-модульная модель. Программа рассчитана на 4 года: в 1-м, 2-м, 3-м, 4-м классах – 17 часов в год. Учитывается преемственность в программе: от 1-го до 4-го класса. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовой базой: Конституция Российской Федерации; Конвенция ООН о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Декларация о правах ребенка; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция долгосрочного социально-экономического 2 развития Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный государственный образовательный стандарт. Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов социальноценностного отношения к семье как к первооснове принадлежности к народу, Отечеству. Задачи: создание системы работы по формированию у детей семейных ценностей; изучение запросов, интересов детей и родителей; возможностей школьной среды и социума; анализ воспитательного потенциала учебных предметов по формированию семейных ценностей; формирование у обучающихся бережного отношения к жизни человека; развитие интереса к истории рода, родного края, Отечества; формирование у родителей обучащихся ответственного отношения к своим родительским обязанностям. Ожидаемые результаты: будет создана система работы по формированию у детей семейных ценностей, у родителей – ответственного отношения к родительским обязанностям; у обучающихся будет сформирован интерес к истории, традициям семьи, Отечества; будет формироваться бережное отношение к старшим и младшим членам семьи; к жизни человека; у обучающихся сформируется потребность в самореализации в разнообразных видах деятельности; личностная система семейных ценностей. Формы работы: интеллектуальные, ролевые игры; беседа с элементами дискуссии; практические занятия; экскурсии (очные, заочные, в том числе интернетэкскурсии); работа в библиотеке; посещение театров и музеев; праздничные программы; разработка и презентация социальных проектов и т. п.). 1-й класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема занятия Количество часов Это ты, это я: вместе – классная семья Наша дружная семья Лето – это маленькая жизнь Все начинается с семьи Нашим папам посвящается В семейном кругу Мама, мамочка… Какой я? Викторина «А ну-ка, мальчики» Викторина «А ну-ка, девочки» Таланты семьи Игры нашей семьи Семья награда, что дороже клада Мы разные 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Что означают наши имена 2 2 1 33 Корнями дерево сильно Итого: 3 2 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема занятия Моя семья. Мой дом. Мое древо. Труд в семье Поиграем: семья? День пожилого человека Наши знаменитые предки Наши увлечения Папа, мама, я – спортивная семья Любимые песни, книги, фильмы семьи Викторина «А ну-ка, мальчики» Викторина «А ну-ка, девочки» Наши домашние питомцы Порядком стоит дом Наши увлечения Семья – ячейка общества Семья и семейные ценности Итого: Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 3-й класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема занятия Моя семья - начало Моя родословная Отцовские дела Жизнь детей советского времени в произведениях художников Добрые традиции семьи Песни моей мамы (День матери) По родным дорогам всей семьей Сказки моей бабушки Семейные прогулки Семья – это дом Семья – это мир Викторина «А ну-ка, мальчики» Викторина «А ну-ка, девочки» Счастливое слово «семья» Как учились наши бабушки и дедушки Семейные праздники Вот и стали мы на год взрослей Итого: 4 Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 4-й класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема занятия Моя семья Распорядок дня в семье Расскажи о членах своей семьи Занятия в моей семье Традиции семьи На кого я похож? Викторина «А ну-ка, мальчики» Викторина «А ну-ка, девочки» Питомцы в семье Мамины профессии Папины профессии Семейное древо Прощай, начальная школа Итого: Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 Описание материально-технического и учебно-методического сопровождения: тематический реквизит; карандаши, краски, кисти; бумага формата А4, А5 (пол-листа А4); крепежные устройства; репродукции, фотографии, альбомы; презентации, аудио- и видеоматериалы; компьютер; мультимедийное оборудование; магнитная доска, магниты. 5