Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов Моя семья

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На методическом объединении

На педагогическом совете

Протокол № 1 от 28.08.2023

Протокол № 1 от 31.08.2023

Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023

Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Моя семья»

Срок реализации: 4 года

г. Торопец
2023

Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности
«Моя семья» для обучающихся 1-4 классов школы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего
образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения
перед школой ставится задача организации внеурочной деятельности. В Методических
рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации определены
направления, виды, методы, формы внеурочной деятельности, предложены некоторые
модели ее организации.
Выделены общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное,
духовно-нравственное, общекультурное направления. Каждая школа может сама
определить, какая модель наиболее удобна, организация работы в каком направлении
наиболее результативна.
Основные требования к организации внеурочной деятельности:
- изучение интересов, возможностей детей и родителей; возможностей школы и
социума;
создание условий для включения каждого ученика (в соответствии с его
возможностями) в активную социально-ценностную деятельность;
- использование воспитательного потенциала учебных предметов;
- формирование у обучающихся коммуникативных, познавательных, личностных,
регулятивных действий во внеурочной деятельности.
В основе Программы внеурочной деятельности в начальных классах должно быть
формирование у обучающихся семейных ценностей. Мы предлагаем проект Программы
внеурочной деятельности для 1-4-х классов.
При разработке Программы формирования семейных ценностей использовалась
линейно-модульная модель. Программа рассчитана на 4 года: в 1-м, 2-м, 3-м, 4-м классах
– 17 часов в год. Учитывается преемственность в программе: от 1-го до 4-го класса.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовой базой: Конституция
Российской Федерации; Конвенция ООН о правах ребенка; Закон РФ «Об образовании в
Российской Федерации»; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»; Декларация о правах ребенка; Национальная доктрина образования в
Российской Федерации; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России; Концепция долгосрочного социально-экономического
2

развития Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный
государственный образовательный стандарт.
Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов социальноценностного отношения к семье как к первооснове принадлежности к народу, Отечеству.
Задачи:
создание системы работы по формированию у детей семейных ценностей;
изучение запросов, интересов детей и родителей; возможностей школьной
среды и социума;
анализ воспитательного потенциала учебных предметов по формированию
семейных ценностей;
формирование у обучающихся бережного отношения к жизни человека;
развитие интереса к истории рода, родного края, Отечества;
формирование у родителей обучащихся ответственного отношения к своим
родительским обязанностям.
Ожидаемые результаты:
будет создана система работы по формированию у детей семейных
ценностей, у родителей – ответственного отношения к родительским обязанностям;
у обучающихся будет сформирован интерес к истории, традициям семьи,
Отечества;
будет формироваться бережное отношение к старшим и младшим членам
семьи; к жизни человека;
у обучающихся сформируется потребность в самореализации в
разнообразных видах деятельности; личностная система семейных ценностей.
Формы работы: интеллектуальные, ролевые игры; беседа с элементами
дискуссии; практические занятия; экскурсии (очные, заочные, в том числе интернетэкскурсии); работа в библиотеке; посещение театров и музеев; праздничные программы;
разработка и презентация социальных проектов и т. п.).
1-й класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема занятия

Количество часов

Это ты, это я: вместе – классная семья
Наша дружная семья
Лето – это маленькая жизнь
Все начинается с семьи
Нашим папам посвящается
В семейном кругу
Мама, мамочка…
Какой я?
Викторина «А ну-ка, мальчики»
Викторина «А ну-ка, девочки»
Таланты семьи
Игры нашей семьи
Семья награда, что дороже клада
Мы разные

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Что означают наши имена

2
2
1
33

Корнями дерево сильно
Итого:
3

2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема занятия
Моя семья. Мой дом. Мое древо.
Труд в семье
Поиграем: семья?
День пожилого человека
Наши знаменитые предки
Наши увлечения
Папа, мама, я – спортивная семья
Любимые песни, книги, фильмы семьи
Викторина «А ну-ка, мальчики»
Викторина «А ну-ка, девочки»
Наши домашние питомцы
Порядком стоит дом
Наши увлечения
Семья – ячейка общества
Семья и семейные ценности
Итого:

Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

3-й класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема занятия
Моя семья - начало
Моя родословная
Отцовские дела
Жизнь детей советского времени
в произведениях художников
Добрые традиции семьи
Песни моей мамы (День матери)
По родным дорогам всей семьей
Сказки моей бабушки
Семейные прогулки
Семья – это дом
Семья – это мир
Викторина «А ну-ка, мальчики»
Викторина «А ну-ка, девочки»
Счастливое слово «семья»
Как учились наши бабушки и дедушки
Семейные праздники
Вот и стали мы на год взрослей
Итого:

4

Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

4-й класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема занятия
Моя семья
Распорядок дня в семье
Расскажи о членах своей семьи
Занятия в моей семье
Традиции семьи
На кого я похож?
Викторина «А ну-ка, мальчики»
Викторина «А ну-ка, девочки»
Питомцы в семье
Мамины профессии
Папины профессии
Семейное древо
Прощай, начальная школа
Итого:

Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

Описание материально-технического и учебно-методического
сопровождения:
 тематический реквизит;
 карандаши, краски, кисти;
 бумага формата А4, А5 (пол-листа А4);
 крепежные устройства;
 репродукции, фотографии, альбомы;
 презентации, аудио- и видеоматериалы;
 компьютер;
 мультимедийное оборудование;
 магнитная доска, магниты.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».