Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1 Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61 РАССМОТРЕНО На методическом объединении Протокол № 1 от 28.08.2023 СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ТР СОШ № 1 Калинина Н.Г. Приказ № 119 от 31.08.2023 Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» Класс: 2 Срок реализации: 1 год . Учебный год 2023-2024 г. Торопец 2023 1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 2 класса школы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству». Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Орлята России» социального направления разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с Положением о рабочей программе по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» Разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность Программы «Орлята России» Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе. Ценностные основания Программы «Орлята России» Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей. Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы. Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании. Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности. Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение! Методологической основой Программы является воспитание в коллективно- творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества. В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социальнокоммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 5-и занятий по 7-ми трекам. Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Изменение позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективно- творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших школьников. Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, Малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своегонарода, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость ипотребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственногоотношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,поисковую и исследовательскую деятельность Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания и программой воспитания МБОУ СОШ с. Гордино. Построение курса внеурочной деятельности для 2 класса Реализация программы «Орлята России» для детей 2 класса начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 4-5 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. Логика построения трека Кл асс 1 занятие 2 кл. Орлят -ский урок Реализация трека 2 занятие 3-4 занятия 5 занятие Введение в тематику трека, погружение. Работа с понятиями, Определениями (работа с Закрепление понятий трека. Дела и Дела и события с элементами КТД понятиями, качествами – с привлечением словарей, справочной литературы) события, которые проводит учитель. Встречи с Интересными людьми по тематике трека. Подведение итогов, опорные схемы, анализ, награждение. Диагностика. 2. Содержание курса № Тема 1 «Лидер – это…» Содержание темы Формы Виды организации деятельно занятий сти Трек «Орлёнок – Лидер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значения нового Познавательная, Игра-испытание. игровая. Динамические Взаимодействие– паузы. групповое. слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду Учимся работать в команде – игра-испытание для команды Учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. Подведение итогов: *Работа с символом трека -конструктором «Лидер» (собираем качества лидера в виде опорной схемы). «Я могу быть Повторение конструктора «Лидер». лидером!» Работа в группах: назвать 13 известных лидеров нашей страны, почему их можно считать лидерами, какими качествами они обладают. Если появляются новые качества, которых не было раньше в конструкторе «Лидер», то конструктор дополняем. А кто может быть лидером? (основная мысль: «лидером может быть каждый, и я могу») Познавательная, игровая, пробле мноценнос тное общен ие. Взаимодействие – групповое. Беседа. Игра-испытание. Динамическ ие паузы Повторение упражнений из первого занятия, но сусловием, что теперь учитель помогает ребятам меньше, а они должны самипринимать решение и действовать. В концезанятия выполняется новое задание. И его выполнение анализирует уже весь класс. «Как стать лидером ?» *Работа с символом трека – конструктором «Лидер» Подведение итогов. Диагностика: социометрия Возвращаемся к Познавательная, конструктору «Лидер», где игровая, учитель заранее проблемнодобавляетмного ценностное новых качеств лидера общение. как положительных, так Взаимодействиеи отрицательных. групповое Вместеобсуждаем! Вместе убираемлишнее. Чтобы обладать этими качествами, что необходимо мне лично сделать? – обсуждаем в группах. Практикум «Пробую себя в Практикум «Пробую себя в роли лидера». Динамические паузы. роли лидера» – ребята получают роли или задания, им необходимо в своей микрогруппе (3-5 человек) организовать игру. Роль учителя: подсказать, направить, подбодрить. Следующим этапом группа проводит игру на весь класс. *Работа с символом трека – конструктором «Лидер». Общее подведение итогов: что получилось? С какими трудностями столкнулись, когда общались/работали в микрогруппе? Как статьлидером? Формулируем шаги к лидерству, дополняем их в конструктор) 2 «С командой Введение ЧТП и развитие Познавательная, проблемнодействова умения работать в ценностное ть готов!» команде. общение. Что такое ЧТП (чередование Взаимодействие творческих поручений)? – групповое Какие могут быть поручения? Как их можно выполнять? Делимся на команды. Оформляем наглядно. Тренинг – пробуем выполнить здесь и сейчас небольшие задания длямикрогрупп. Дети получают первый опыт работы, за которую они ответственны. *Работа с символом трека конструктором «Лидер». Добавляем в него такиекачества как ответственность за порученное дело, умение держать в голове цель. Работа по ЧТП: во 2 классе раз в неделю/месяц обязательно группы меняются, рассказыва ют о своей работе перед другими ребятами. Динамические паузы. «Верёвочный курс» Познавательная, Веревочный курс Верёвочный курс «Лидер» «Лидер» Привлечение игровая, наставников – досуговостаршеклассников, развлекател которые ьная. помогают в Взаимодейс организации твие испытаний. – групповое. Предполагается, что эти испытания помогут раскрыть лидерские качества в учениках. Дети учатся преодолевать свою неуверенность, учатсяставить цели. Мини-анализ своей деятельности после верёвочного курса по конструктору «Лидер». Дети учатся объективно оценивать себя, свои силы и возможности. Анализируют: что получилось и почему? что не удалось и почему? чего не хватило для того, чтобы было лучше? 3 «КЛАССный Выход детей с родителями, Познавательная, Квест выходной наставниками и игровая, » классным досугово«Мы руководителем развлекател дружн на ьная. ый Взаимодейс «выходной». класс» твие Квест для сплочения – групповое. коллектива класса,родителей и наставников. Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Каждая группа (по ЧТП) придумывает, готовит и показывает для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный класс! Итоговая социометрия. 4 «Встреча с тем, Гость рассказывает, как важно быть кто умеет ответственным вести за перед собой» людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Встреча с интересн ыми людьми. Динамические паузы. Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, Интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе. 1 «Кто такой Введение в тему, Познавательная, Беседа. Интеллектуальная игровая. мотивация, эрудит? игра целеполагание. Взаимодействие: » Знакомство с индивидуал Динамические паузы. понятием ьное, «Эрудит»: лексическая парное. работа – значения нового слова. Закрепление понятия в интеллектуальной игре «Смекалка». Подведение итогов: складываем слова «эрудит – это человек, который много знает, обладает информацией по самым разным вопросам». * Работа с символом трека Конвертом-копилкой. Понятие вкладываем в конверт-копилку «Эрудита». Кто сегодня показал себя, как эрудит? Познавательная, «Я эрудит, а это Разбираем игровая. значит…» интеллектуальные секреты эрудита – Взаимодействие парное. смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлечённость, изобретательность, коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? (чтение, учеба, образование). Способы решения интеллектуальных задач «Один ум хорошо, а два лучше» (человек может думать над какой-либо задачей, но если у него будетещё один помощник рядом, то совместно они смогут решить эту задачу гораздолучше). Учимся работать в парах. Командная игра в паре «Кейс интеллектуальных игр «Всезнайки»: рисованные ребусы, пазлы, занимательные вопросы в стихах; ребусы, анаграммы, кроссворды, занимательные вопросы – поиск ответов в литературных источниках. Подведение итогов: сложно ли быть эрудитом? Что для этого необходимо? *Работа с символом трека Конвертом-копилкой. Создаём опорную схему и вкладываем в конверткопилку «Эрудита» Командная игра. Интеллектуал ьнаяигра. Динамические паузы. 2 «Развиваемся, играя!» Методы активизации Познавательная, мозговой игровая. Взаимодействие деятельности: упражнения на – групповое. развитие логики, смекалки, задачи для интеллектуальной разминки. Учимся работать в парах и подбирать вопросы по теме игры. Выдвигаем способы запоминать, думать, узнавать. Игра «Хочу всё знать» - 1 вариант: интерактивная интеллектуальная игра – 4-5 станций – по принципу вертушки из различных областей знаний, где на каждой станции ответив, дети должны придумать свой вопрос из заданной области, ведущий станции фиксирует – вопрос, придуманный ребятами, вопрос должен войти в 4 занятие трека. - 2 вариант: фронтальная игра между парами с сигнальными карточками, кто быстрее найдет ответ и поднимет сигнальную карточку о готовности, обязательно придумывают интеллектуальные вопросы. Рефлексия: как сработали в парах? Определяем значимость совместной работы. *Работа с символом трека Конвертом-копилкой Эрудита. Способы запоминания вкладываем в конверткопилку Интеллектуальная игра. Динамические паузы. «Воображари УМ» Как я сам могу расширить Познавательная, игровая. свои знания? Что для этого нужно сделать? Взаимодействие парное. Учимся работать в паре: интервью «Какие области знаний интересны моему соседу по парте?». Игровые упражнения на кругозор, фантазию, развитие воображения. Работа в группах (учимся работать в малой группе 2-3 человека) – приём «дорисовка геометрической фигуры до предмета» (на каждую пару даётся 40 геометрических фигур – треугольники квадраты, круги, прямоугольники). Презентуем результат работы в паре. Подводим итоги: как сработали в парах? Какие правила нужно соблюдать, чтобы работать в паре? * Работа с символом трека - конвертом-копилкой Эрудита. Результат вкладываемв конверт-копилку Интервью. Интеллектуал ьнаяигра. Дорисовка геометриче скихфигур. Динамические паузы «Могу быть Изобрет ателем» Презентация «10 великих открытий русских учёных». Дискуссии об изобретателях – всегдали изобретения приносят пользу? Бывают ли изобретения бесполезные? Ктоможет быть изобретателем? и т.д. Учитель мотивирует детей придумать полезное «изобретение». Работав группах по 3 человека. Изобретаем! Защита «изобретений». Анализ: Продолжи фразу: - сегодня я узнал…; - мне понравилось…; - моя команда…; - было неожиданно для меня… * Работа с символом трека Конвертомкопилкой Эрудита. Дополняем конверт-копилку советами о том, как надо работатьв паре с другом. Познавательная, проектная. Взаимодействие – групповое. Беседа, дискуссия. Проектирован ие. Динамически е паузы. 3 КТД «Что такое? Кто такой?» Познавательная. Беседа. Знакомимся с детскими Взаимодейс Интеллектуальная энциклопедиями, твие игра. интернетДинамические – групповое источниками, паузы которые помогут стать эрудитами. Детская энциклопедия для начальной школы «Что такое? Кто такой?» Игра-лото «Что такое? Кто такой?» с элементами КТД по областям знаний. Подводим итоги: где человек может узнать, научиться и т.д. Чему мы сами научились? Кого сегодня в нашем классе можно назвать эрудитом? 4 Встреча с интересн ым эрудито м «Хотим всё знать» * Работа с символом трека Конвертом-копилкой Эрудита. Дополняем конверт-копилку ответом на вопрос - где можно найти знания? Данное занятие отводится Познавательная для очной встречи с личностью, которая воплощает в себе пример успешного человека в рамках изучаемого трека. Приглашенный гость может быть известным на городском, региональном, всероссийском уровне с учётом того, что он должен быть интересен детямданного возраста. * Работа с символом трека КонвертомкопилкойЭрудит. Дополняем конверт-копилку своими впечатлениями о встрече. Встреча с интересн ыми людьми. Динамические паузы 5 Итоги трека «На старте новых открыти й» Смотрят фото/видео как Познавательная, игровая. проходил трек. Открывают конверткопилку анализируют результат, совместно составляют опору и размещают в классном уголке. Подведение итогов. Динамические паузы Работа в парах: придумать и проиграть с ребятами конкурс/ вопрос на эрудицию. Награждение и поощрение лучших ребят. Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятийЦенности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой частитрека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трекаопределена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны) 1 «Мастер – это…» Введение в тему, Познавательная, досуговомотивация, развлекател целеполагание. ьная, Знакомство с художестве понятием «мастер»: лексическая нное работа – значения творчество, новогослова. проблемноценностное Работа по группам, задание: общение. приведите из своей Взаимодействие жизни примеры – парное. мастеров своего дела, групповое. ребята рассказывают друг другу («Моя мама мастер своего дела. Она ...»). Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама повар. Она мастер готовитьсалаты» …) Пробуем себя в роли мастера – Что может делать мастер? Хотите попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, Блиц-высказывания Создание коллективнотворческой работы «Наши младшие друзья». Чтение и инсцениро вка стихотворе ний. Динамиче ские паузы. делаем оригами, простое дорисовываем, создаем коллективную работу «Наши младшие друзья», читаем выразительно стихи с инсценировкой. Подводим итоги: кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Что нужно сделать нам, чтобы стать мастерами? Как мастер создаёт свою работу – «придумывает, делает/создаёт, показывает ирадует других». *Работа с символом трека шкатулкой Мастера Сохраняем всё в шкатулке Мастера (определение, как мастер создает свою работу). В конце занятия учитель знакомит ребят с одним из мастеров родного края «Мастерами Презентация учителя о 10 Познавательная, игровая. славится самых известных Взаимодействие Россия» мастерахРоссии. – парное, Учимся придумывать: кто из групповое. вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит мастер, чтобы показать людям своё произведение (обращаемся к шкатулке мастеров). Разбивка на микрогруппы по 3-4 человека. Задание: предложить своё дело, которое покажет, что мы тоже можем быть мастерами. Работа по группам. Выдвижение идей. Выбор самой интересной. Записываем идею и кладем в шкатулку мастера. Учитель говорит о том, что на следующем занятии мы попробуем её реализовать. Тренинг «Мы мастера» – мы мастера петь, мы мастера танцевать (общий танец) и пр. Учитель использует видеосюжеты, записанные мастерами своего дела, чтобы детям было удобнее выполнять задания. Вывод: в России много мастеров своего дела и мыможем тоже статьмастерами. *Работа с символом трека шкатулкой Мастера Создание идеи своего дела. Тренинг «Мы мастера» . Динамические паузы 2 «От идеи –к делу» «Город мастеро в» «В гости к мастера м» Реализуем нашу идею Познавательная, (учитель выстраивает социальное занятие на основе творчество. этапов Взаимодействие – групповое коллективно-творческой деятельности). *Работа с символом трека шкатулкой Мастера. В шкатулку вкладываем каким-либо образом зафиксированные итоги дела – анализ КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят Игра по станциям «Город мастеров» с использованием различных направлений деятельности, одной из станций должна статьо мастерах. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое *Работа с символом трека шкатулкой Мастера. Подведение итогов: в шкатулку вкладываем пословицы и свои впечатления «Рейтинг популярности» 1 вариант: идём на Познавательная, экскурсию к мастерам игровая. (знакомимся Взаимодействие с КТД Игра по станциям «Город мастеров» Экскурсия/ мастеркласс – парное, профессиональными мастерами – это может быть групповое. театр, музей, библиотека, дворец творчества и пр.) 2 вариант: родители/настав ники демонстрируют своё мастерство ребятам. 3 вариант: мастер-класс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На данном занятии ребятам можно предложить мастерклассы по развитию актёрских способностей: для развития мимики, речи, постановки голоса, угадыванию эмоций и пониманию друг друга посредством игры «Крокодил». 3 КТД «Классный театр» *Работа с символом трека шкатулкой–Мастера: какие профессии мастеров узнали за это время. Используя полученные знания и результаты предыдущих занятий создают под руководством учителя и по мотивам народных сказок миниспектакль. Рекомендуется записать процесс работы и презентации на видео, чтобы ребята позже могли посмотреть на себя со стороны, наблюдать за своими успехами Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Мини-спектакль 4 «Мастер – это Данное занятие отводится звучит для очной встречи с гордо!» личностью, которая олицетворяет успех по отношению к изучаемому треку. Приглашенный гость может быть известен на городском, региональном, всероссийском уровне с учётом того, что он должен быть интересен детям данного возраста Смотрят фото/видео как «Путь в проходил трек. мастерст во» – подводим Открывают шкатулку итоги. мастера, анализируют результат, совместно составляют опорную схему и размещают в классном орлятском уголке. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересн ыми людьми. Динамические паузы Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов Награждение и поощрение ребят. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятийЦенности, значимые качества трека:милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года 1 «От слова к делу» Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец волонтёр. Добровольчество»: лексическая работа – значение новых слов. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие и – групповое. Почему люди хотятпомогать? Смотрим и обсуждаем мультфильм «Рука помощи» – обсуждение (что происходит с сердцем мальчика, какими качествами должен обладать волонтёр) – рисование словесного портрета волонтёра. Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. *Работа с символом трека «Орлёнок –Доброволец» Создаем символ волонтёрства (дети обводят свою ладонь и рисуют своё доброе сердце, все ладошки соединяют в круг добра «Классный круг добра») – с этим символом работаем на следующих занятиях. Коллективное обсуждение: какие добрые дела совершают волонтёры для других людей? Подведение итогов: слайд презентация от учителя с комментариями детей «Как волонтёры помогают?» Просмотр мультфильма «Рука помощи». Динамические паузы «Спешить на Волонтёрское движение в Познавательная, помощь проблемноРоссии. Где помогают безвозмезд-но!» ценностное волонтёры и почему общение. всем это важно? Виды волонтёрства. Взаимодействие – групповое. Работа по группам: Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду?» Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы Коллективное обсуждение Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это для других… 2 КТД «Создай хорошее настроение» *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец»: Дополняем «Классный круг добра» – безвозмездно, для других. Коллективное обсуждение – что мы можем сделать для других? Чем помочь? (фиксируем, выбираем одно из предложенных дел) Познавательная, Проведение одного из дел, художестве предложенных детьми. нная. Взаимодействие КТД «Создай людям хорошее – парное. настроение» – плакатсюрприз. *Работа с символом трека – кругом Добра. Дополняем «Классный круг добра» КТД «СоздайЛюдям хорошее настроен ие». Динамиче ские паузы. «С заботой о старших » Совместное обсуждение с Познавательная, проблемнородителями и детьми: ценностное Как делать добро для общение. бабушек и дедушек? (для родных, соседей) Взаимодействие Что значит быть – парное добрым рядом с ними? Беседа. Динамиче ские паузы. Рассказ учителя о «Фонде «Старость в радость». Совместная поздравительная открытка для старшего поколения *Работа с символом трека Дополняем «Классный круг добра»: проявляй доброту… 3 4 Учитель рассказывает родителям и детям об акции «Коробка храбрости», о том, что необходима будет их помощь. Данная работа может продолжиться в 3-4 классах, но уже в классе и без родителей. КТД КТД Познавательная, «Коробка проблемноценностное храброс *Работа с символом трека Дополняют «Классный общение ти» круг добра» Взаимодействие – групповое помогают Познавательная, КТД «Братья Как волонтёры животным? проблемнонаши Презентация от учителя с ценностное меньшие» комментариями общение. дополнениями от Взаимодействие детей. – групповое. Коллективная работа: что мы можем сделать и как проявить заботу? КТД Беседа Динамические паузы Пригласить волонтёров из организации города – организовать встречу, поговорить о помощи тем, кто в ней нуждается. В зависимости от региона и климатических условий вданный временной период может быть ещё актуально изготовление кормушек для птиц. Тогда могут появиться добровольцы регулярно насыпать корм в кормушки. 5 «Добровольцем будь всегда» *Работа с символом трека: дополняют «Классный круг добра». Встреча с гостем, который Познавательная, достиг успехов в проблемнообласти ценностное добровольчества. общение. Взаимодействие *Работа с символом трека: – групповое дополняют «Классный круг добра» впечатлениями о Встрече Встреча с интересн ыми людьми. Динамические паузы. «Портрет добровол ьца» *Работа с символом трека: Познавательная, создание коллективной проблемноработы «Классный круг ценностное добра». общение. Дополняем качествами Взаимодействие добровольца (выбирая – групповое. из: милосердный, злой, отзывчивый, вредный…) Беседа. Динамиче ские паузы. Дополняем делами, которые ещё можем сделать – данные дела могут быть организованы в 3-4 классах, в треке «Орлёнок-Эколог» или в других треках. На ладошке, которую каждый ребёнок сделал длясебя самостоятельно на одном из предыдущихзанятиях, дети дописывают, продолжая фразу «Бытьдобрым и заботиться о других -это …» Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизниСимвол трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 1 «Утро начина йс зарядки – будешь ты всегда в порядке !» Введение в тему, Познавательная, игровая, мотивация, проблемноцелеполагание. ценностное Знакомство с общение, понятием «Орлёнок – Спортсмен»: физкультурнолексическая работа спортивна – значение нового слова. я. Взаимодействие Что такое здоровый образ – парное, жизни? Из чего он групповое состоит? Почему это важно? *Работа с символом трека: чек-листом. Создаем визуальный образ человека (или какоголибо персонажа), ведущего здоровый образ жизни, дописывая к нему ответы детей. Учитель должен обратить внимание на слова детей о зарядке. Работаем в группах– придумываем и показываемдля ребят 1-2 упражнения для зарядки - одна группа – утреннюю; - вторая – в школе на перемене; - третья – если устал делать уроки дома; - четвертая группа – … Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа должна показывать на уроках, переменах минизарядки, которые придумывает сама. Создание визуального образа человека, ведущего здоровый образ жизни. Танцевальная зарядка. Работа с чеклистом. Дети предлагают упражнения для зарядки для дома, обязательно: 2 класс – 4-5 упражнений. Создаём памятку с упражнениями, дети забирают её домой. *Работа с символом трека «Орлёнок –спортсмен» Размещение 1-го пункта в чек-листе: «Я сделал(а) зарядку». «Должен быть Начинаем занятие с комплекса Познавательная, зарядки для дома. игровая, режиму проблемнодня» Говорим о режиме дня и ценностное значении двигательной общение активности. Взаимодействие – парное, Игра «Победа над Великим групповое. Нехочухой»: просмотр м/ф «Нехочуха» (не до конца), обсуждение, в гости приходит Нехочуха. Он дает ребятам задания, которые они должны выполнить, убеждая его в том, что важно двигаться, что важно соблюдать режим и пр. В конце Нехочуха соглашается с ребятами. 2 «О спорт, ты – мир!» *Работа с символом трека – чеклистом. Вместе «голосуют за активный образ жизни,за режим дня» (досматривают мультфильм) Размещение 2-го пункта в чек-листе: «Я составил(а) план на день» Учитель показывает и Познавательная, игровая, рассказывает о 10 проблемновеликих спортсменах ценностное страны. общен ие. Работа в группах – выбрать Беседа. Игра «Победа над Великим Нехочухой». Динамические паузы. Работа с чеклистом Работа в группах. Динамические паузы. Работа с чеклистом. вид спорта, нарисовать его Взаимодействие парное, эмблему, придумать и – показать одно из групповое. движений (или упражнение из этого вида спорта), придумать рассказ об этом виде спорта. Ребята рассказывают и показывают, учитель обязательно показываетфото российского спортсмена (говорит, как его зовут, где он родился, каких результатов добился). «Сто затейдля всех друзей» *Работа с символом трека: размещение 3-го пункта вчек-листе – «Сегодня ябыл(а) особенно активным(ой) и много двигался(лась)» Вспоминаем 1-3 занятия. Познавательная, Что игровая, получилось сделать дома? проблемноценностное Игра с элементами ТРИЗ: общение. придумываем новый вид Взаимодействие спорта. – парное, групповое. Мини-соревнования по этим видам спорта. Как дома и где я могу играть в эти игры? Чему могу научить своихдрузей? Игра с элементами ТРИЗ. Работа с чеклистом *Делаем фото с этими видами спорта и подписываем название. Презентация от учителя «Весёлые и необычные виды спорта в России». *Работа с символом трека: размещение 4-го пункта в чек-листе – «Я придумал(а) новую спортивную игру». 3 «Готовимся к Кто такой болельщик? Чемон Познавательная, «болен»? Роль игровая, спортивн КТД «Плакат болельщ ика». ым состязаниям» можно проблемноценнос свою тное общен КТД «Плакат болельщика» – ие. формат А4 для каждой Взаимодействие команды, придумывают, – парное, рисуют, защищают. групповое. Придумываем «кричалку». Лучшую разучиваем все вместе. болельщика? Как поддержать команду? Игра-обсуждение «Копилка болельщика». Работа с чеклистом. Игра-обсуждение «Копилка болельщика» – показываем видеофрагменты поведения болельщиков (правильные и неправильные), обсуждаем их поведение и составляем правила болельщика. Видеообращение великого спортсмена (1-2 минуты), как ему помогли болельщики победить в соревнованиях. *Работа с символом трека: размещаем правила болельщика в классном уголке. Размещение 5-го пункта вчеклисте – «Я запомнил(а) новую кричалку» Спортивная Спортивные соревнования. Познавательная, игровая, игра «У Используем плакаты, проблемнорекордов кричалки ценностное наши *Работа с символом трека: общение. имена» размещение 6-го пункта в Взаимодействие чек-листе – «Я принял(а) – парное, участие в групповое. соревнованиях» Спортивные соревнования. Работа с чеклистом. 4 «Быстрее! Выше! Сильне е!» 5 «Азбука здоровь я» Встреча – подарок с Познавательная, интересными людьми из проблемнообласти спорта. ценностное Гости расскажут детям, что общение. необходимо для того, Взаимодействие чтобы быть – парное. профессиональным спортсменом. Встреча с интересн ыми людьми. Динамические паузы. Работа с листом. чек- Работа с символом трека: размещение 7-го пункта вчеклисте –«Я узнал(а), как стать профессионалом в спорте». Подведение итогов. Познавательная, Подведение итогов. Работа с чекигровая. Что важного для себя узнали? Взаимодействие листом – обобщение чек- листа. – парное, групповое *Работа с символом трека: составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках окружающего мира, в рамках других треков, и обязательно в 3-4 классах) Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 1 «ЭКОЛОГиЯ » Введение в тему. Познавательная, игровая Мотивация, целеполагание. Взаимодействие парное, Знакомство с – групповое понятиями «Экология. Эколог»: лексическая работа – значения новых слов. Работа в парах. Собираем рюкзачок эколога, чтобы отправиться в путешествие по треку. Решаем, что и для чего туда необходимо положить. Обсуждаем классом. Формируем общий рюкзачокэколога. Игровое упражнение «Учимся понимать природу» (изобразить мимикой, жестами животных в тех или иных ситуациях). Вывод: эколог должен понимать окружающий мир. *Работа с символом трека рюкзачком Эколога. Добавляем слово «понимание» в рюкзачок. И говорим о том, что на следующем занятии будем искать те качества,которыми должен обладать настоящий эколог Сбор рюкзака эколога Игровые упражнен ия Динамиче ские паузы. Работа с качествами, Познавательная, «Каким которые необходимы игровая, должен экологу. проблемнобыть ценностное настоящ Вспоминаем, что положили в рюкзачок эколога На общение. ий чем остановились на Взаимодействие эколог?» прошлой встрече? – парное, групповое Игра «Экологическая ромашка» – детиразбиваются на микрогруппы по тричеловека, на столе лежатлепестки ромашки с качествами эколога: ответственность, наблюдательность, любознательность, забота и др. (на каждом столе разные качества). Необходимо обсудить и доказать всем ребятам, что это качество очень важное для эколога. По итогам выступления лепестки собираются в единую ромашку, добавляется лепесток «понимание» Просмотр экологического мультфильма и определение качеств настоящих экологов, которые увидели в героях. Подводим итоги: кто такой эколог? Какими качествами он должен обладать? *Работа с символом трека – рюкзачком Эколога. Динамические паузы. Ромашка прикрепляется на рюкзачок Игра «Экологическая ромашка». Просмотр экологического мультфиль ма. Динамичес кие паузы 2 «Мой след на планете» Актуализация важности Познавательная, бережного отношения игровая, кприроде и планете. проблемноценностное Какие экологические общение. проблемы есть в нашем Взаимодействие регионе? Как мусор – парное, влияет на групповое. природу? Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?» Как уменьшить количество бытового мусора? Смотрим экологический мультфильм Что мы можем сделать для этого? В ходе обсуждения и предложений детей учителю важно вычленить высказывание: «можем сделать плакат с призывом не бросать мусор в природе». Коллективная работа с элементами КТД «Рисуем плакат «Не бросай мусор» (формат А4, учитель делает копию/фото плаката). Дети могут их унести домой и разместить у себя дома, на подъезде и пр. *Работа с символом трека рюкзачком Эколога: цветные плакаты складываем в рюкзачок. Вывод: что мы сделали сегодня очень важное? Как это может помочь планете? Дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре? Просмотр экологического мультфиль ма. Создание Динамичес кие паузы. «Что должен Экскурсия/ знать и интеллектуальная уметь игра эколог?» Обсуждаем где разместили плакаты? Как отреагировали окружающие? Важность того, что сделали? Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое Экскурсия /интеллектуальная игра. Динамические паузы. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое Создание картины «Красота моего родного края». Динамичес кие паузы. 1 вариант: экскурсия в экологический центр или на станцию юннатов города. - 2 вариант: игра «Знаю, умею» (опыт проведения исследований, наблюдение за природой, эксперимент с озвучиванием звуков животных, птиц, сравнение «природных» и «искусственных» звуков, работа с детской энциклопедией «Что такое? Кто такой?»). - 3 Подведение итогов. *Работа с символом трека рюкзачком Эколога: дополняем рюкзачок эколога новыми знаниями - что должен знать эколог? «Восхищаемся Работаем над понимаем – красивым эколог должен любить миром» природу, через любовь рождается понимание, забота. Презентация от учителя «Удивительная природа России». Работа по микрогруппам с книгами, энциклопедиями, с использованием Интернета – подготовка короткого сообщения «Нас восхитило…!». КТД создаем картину из фрагментов «Красота моего родного края» – каждая группа получает фрагмент картины, который необходимо раскрасить. Собираем и обсуждаем полученный результат. Анализируем: «почему важно не только охранять, но и любоваться природой, видеть её красоту?» *Работа с символом трека рюкзачком Эколога: дополнение в рюкзачок «надо любить, уметь видеть красоту вокруг» Познавательная, Экологический «Экология на 1 вариант. Экологический субботник. досуговосубботник практике Сажаем деревья. развлекател / » Пересаживаем ьная. фото-кросс/ комнатные цветы. Взаимодейс просмо Ухаживаем за твие тр животными на станции – экологических юннатов. парное, мультфиль групп 2 вариант. мов. овое. Фотоохота «Природа и мы». 3 вариант. Просмотр и обсуждение экологических мультфильмов. 4 5 «Встреча с человек ом, которог о можно назвать настоящ им эколого м» «Шагая в будуще е– помни о планете » На занятие в рамках данного Познавательная, трека проблемноприглашается личность, ценностное добившаяся успехов в общение. сфере изучения Взаимодействие экологии, – парное. сохранения природы, животного и растительного мира. Встреча с интересн ыми людьми. Динамические паузы Гость рассказывает ребятам о том, в чем заключается миссия эколога для окружающей среды. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога Анализ: в рюкзачок эколога вкладываем свои впечатления о встрече. Работа с рюкзачком эколога: достаем из рюкзачка всё содержимое, которое собрали, участвуя в треке, смотрим фото/видео как проходил трек, рисунки – обсуждаем как прошел трек, создаём опорную схему по треку и размещаем в орлятском классном уголке. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Просмотр мультфильма. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля». Делаются выводы о роли эколога, о его роли для природы. Поощрения и награждения. Трек «Орлёнок – Хранительисторической памяти» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, РодинаСимвол трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. 1 «Орлёнок – Введение в тему, Хранител мотивация, ь целеполагание. историче Знакомство с ской понятием памяти» «Хранитель»: Лексическая работа – значения нового слова. Кто может быть хранителем? Что можно хранить? Для кого хранить? Зачем хранить? Как и где хранить? Понятия собираем в альбом «Мы –хранители». Учимся работать в парах /группах. Возможна помощь наставника- Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Работа в парах Работа с альбомом старшеклассника. Отвечаем на вопросы: Что можно хранить дома, вгороде, в регионе, в стране? Высказывания ребят. Из всех высказываний учитель выделяет важность сохранения фотографий. Показывает презентацию старых исторических фотографий России или родного края. Работа в парах: о чём могут рассказать фотографии? Почему важно их хранить в стране? В семье? Ребята обсуждают и предлагают, как можно сделать фото класса. Обсуждение идей классом. Историческое фотографирование всем классом (при возможности – печатаем фото сразу и вкладываем в альбом). *Работа с символом трека – альбомом Хранителя. Подведение итогов: хранитель – это… Понятия оформляем и собираем в альбом «Мы – хранители». Задание: принести фото исторического или просто события семьи, узнав о нём всю информацию «Хранитель Презентация от учителя Познавательная, игровая, семейных «Их имена хранятся в истории России». традиций » Вспоминаем, используя альбом, что делали на предыдущем занятии. Учимся работать в микрогруппах (3 человека) и слышать друг друга – ребята рассказывают о семейном фото. Выбирают одного, кто подведет итоги для класса: «Никита нам рассказал, как они ходили в поход… Света о том, что дедушка научил ее кататься на велосипеде…». Педагог фиксирует опорную схему на карточках: Никита – ходили в поход, Света – училась кататься на велосипеде и др. Обобщаем всё сказанное и подводим итоги, что это важно помнить и знать. Данные схемы вкладываются в альбом (с ними можно поработать на уроках дополнив их, и обязательно 3-4 классе). Обсуждаем: где ваши имена, события будут хранится? гдевы храните добрые воспоминания о событиях своей семьи? *Работа с альбомом Хранителя, подведение итогов: продолжи фразу «Я хочу сохранить …» (2 класс – письменно) Работа в группах Обсуждение традиций Пополнение альбома 2 «Я храню традиц ии семьи, а, значит, и традиц ии страны » Вспоминаем и обобщаем Познавательная, игровая первые два занятия: я – хранитель традиций семьи. Обсуждаем: я – семья – Россия – традиции и важность их сохранения. – какие традиции есть в России? Истинная традиция та, которая прошла через нашесердце (шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год ипр.). Определяем какой должна быть настоящая традиция: - общенародной; - доброй; - значимой для всех. Учимся работать в парах: обсуждаем какие настоящие традиции есть в России и регионе, делаем художественный коллаж из заготовок/вырезок «Традиции России». Коллажи вкладываем в альбом. *Поведение итогов: Обсуждаем, какие из этих традиций важны для самих ребят и почему? Обсуждение вопросов Работа в парах Кодекс «Орлёнка – Храните ля» Познавательная Познавательная, виртуальная игровая. экскурсия – смотрим мультфильм «Мульти-Россия» (о стране,о регионе, о других городах). Познавательная виртуальна я экскурсия Составление Кодекса Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в России. Обсуждаем: что мы можем сделать, чтобысохранить красоту родного края, родной страны. Составляем кодекс «Орлёнка – хранителя» (важно возвращаться к этому кодексу, обсуждать, как его выполняем, дополнять его). 3 «Знать, чтобы хранит ь» *Хранителя, подведение итогов: оформляем в альбом кодекс «Орлёнка – хранителя» Познавательная игра-квест Познавательная, «Ключи истории» игровая. (возможно проведение в музеях города, в библиотеке, в общественном центре) с элементами поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль хранителей и решают интеллектуальнотворческие задачи из области истории, культуры родного края. *Работа с Хранителя, итогов альбомом подведение Познавательная игра. Работа с Альбомом «Историческое чаепитие» 5 К ребятам в класс приходят Познавательная наставники и учительистории старших классов (экскурсовод-краевед, историк, родитель-знаток истории). Актуализация полученной на предыдущих встречах информации. Дети за чашкой чая задают интересующие их вопросы по истории и событиям в России. Гости отвечают. Также гости могут задать вопрос ребятам. Самый лучший вопрос поощряется гостями. *Работа с альбомом Хранителя, подведение итогов: Впечатление гостей заносятся в альбом. Дети тоже могут оставить свои впечатления. «на равных» с Познавательная, «Расскажи мне Диалог личностью, который проблемноо России» добился успехов, ценностное отвечающих общение. запросам трека Взаимодействие «Орлёнок – Хранитель – парное. историческойпамяти» «Я – хранитель, мы – храните ли» *Работа с альбомом Хранителя, подведение Итогов Смотрят фото/видео как проходил трек. Перелистывают альбом, анализируют результат, размещают в орлятском классном уголке. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Встреча-общение с гостями Работа с Альбомом Встреча с интересн ыми людьми. Динамические паузы. Подведение итогов Работа в парах: из доступных источников (книга, учебник, интернет, личных знаний) придумать исторический вопрос и задать его ребятам. Награждение и поощрение лучших ребят. 3. Календарно-тематическое планирование, 2 класс Срок проведения Старт Программы сентябрь «Орлёнок – Лидер» Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь «Орлёнок – Эрудит» Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь «Орлёнок – Мастер» Декабрь Декабрь Тема Количество часов Вводный «Орлятский урок» 1 Лидер – это… Я могу быть лидером. Как стать лидером? Верёвочный курс. С командой действовать готов! КЛАССный выходной. Мы дружный класс! «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» 1 Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… Развиваемся, играя! ВоображариУМ. Могу быть изобретателем. КТД «Что такое? Кто такой?» Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» Итоги трека «На старте новых открытий» 1 1 Мастер – это… Мастерами славится Россия Город мастеров. От идеи – к делу! В гости к мастерам Декабрь КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо! «Путь в мастерство» – Декабрь подводим итоги. Подведение промежуточных итогов Игра по итогам 3-х треков: Январь «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» «Орлёнок – Доброволец» Январь От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! КТД Создай хорошее настроение. С заботой о Январь старших. Январь КТД «Коробка храбрости» Январь КТД «Братья наши меньшие» Январь Портрет добровольца. Добровольцем будь всегда. «Орлёнок – Спортсмен» февраль Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! Должен быть режим у дня февраль О спорт, ты – мир! Сто затей для всех друзей 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 февраль февраль февраль «Орлёнок – Эколог» Март Готовимся к спортивным состязаниям. Спортивная игра «У рекордов наши имена» «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» «ЭКОЛОГиЯ». Каким должен быть настоящий эколог? Мой след на планете. Что должен знать и уметь Март эколог? Экология на практике. Восхищаемся красивым Март миром. Встреча с человеком, которого можно назвать Март настоящим экологом Март «Шагая в будущее – помни о планете» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Орлёнок – Хранитель исторической памяти. Апрель Хранитель семейных традиций Я храню традиции семьи, а значит и традиции Апрель страны. Кодекс «Орлёнка – Хранителя» Я – хранитель, мы – хранители. Апрель Историческое чаепитие. Знать, чтобы хранить. Апрель «Расскажи мне о России» Подведение итогов Подведение итогов участия в Май Программе в текущем учебном году ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа 4. Предполагаемая результативность Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовыхнациональных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей отприроды, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимойдеятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). Продуктом реализации программы «Орлята России» в конце учебного года будет разработанная и проведённая детьми акция добрых дел.