Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1
Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61

РАССМОТРЕНО
На методическом объединении
Протокол № 1 от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
Калинина Н.Г.
Приказ № 119 от 31.08.2023

Программа организации внеурочной деятельности
интеллектуальной и социокультурной направленности
«Проектная мастерская»
Класс: 4
Срок реализации: 1 год

Учебный год 2023-2024

г. Торопец
2023

1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки программа по внеурочной деятельности
«Проектная мастерская» для обучающихся 4 класса школы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 22.03.21 №15 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
 Приказ министерства просвещения РФ от 18 мая 2022 г. №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарта общего
образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального
образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа рассчитана на 34 часа..
Программа по проектной деятельности предназначена для работы с детьми 4
класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности
содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность
является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в
познавательной деятельности.
Срок реализации программы составляет 1 год по по 1 часу в неделю.
Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала
учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,

использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует
использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в
содержание различных курсов .
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают
участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей
для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология,
цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но
и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный
вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект
учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою
специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании
занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).
В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде
решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в
образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению
качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и
дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с
другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной
деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом
возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что?
Где? Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как
универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях
различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных
объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)
проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний,
олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации
проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных

носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть
взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных
задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути
проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное
отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода
проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации,
получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии
школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов,
участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции,
фестивали, чемпионаты и пр.

2. Структура курса

№

Кол-во
часов

Название занятия

1

Игра

5

2

Экскурсия

3

3

Беседа

5

УУД
овладение
элементами
самостоятельной
организации
учебной
деятельности,
что
включает в себя умения: ставить цели и
планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность
группы; проводить самооценку уровня личных
учебных достижений, овладение специальными
знаниями,
умениями
и
навыками
исследовательского поиска
освоение
элементарных
приемов
исследовательской деятельности, доступных для
детей
младшего
школьного
возраста:
формулирование с помощью учителя цели
учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление
его
плана,
фиксирование
результатов,
использование
простых
измерительных
приборов,
формулировка
выводов
по
результатам
исследования,
формирование приемов работы с информацией,
что включает в себя умения: поиска и отбора
источников информации в соответствии с
учебной задачей; понимания информации,
представленной в различной знаковой форме —
в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и
т.д.
развитие коммуникативных умений и овладение
опытом
межличностной
коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в
дискуссии; участие в работе группы в
соответствии с обозначенной ролью, освоение

практики презентаций результатов собственных
исследований,
овладение
умениями
аргументировать собственные суждения
Практикум
Итого

11
34

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в
процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей
теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках
данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия
или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием
выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с
какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и
подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том
числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие
материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям,
но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во
время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие
предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует
этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми,
какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения
темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка,
скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина,
КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок,
доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.
Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют
в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием
всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка
ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом

детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них
получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении
результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

№

Тема урока

1

Кто такие
исследователи и
проектировщики,
что и зачем надо
исследовать и
проектировать.

2

Какой
разнообразный
окружающий мир
Природы
(флора и фауна)

3

Что мне
интересно в
окружающем мире
природы.
( по итогам
экскурсии в
природу)

3. Тематическое планирование
Универсальные
Форма
Учебные
проведения
Действия
урока
Умение слышать
Урок –игра с
и слушать.
введением
Первичное умение диалога и беседы
задавать
вопросы.
Первичное умение
вести диалог.
Учимся
мотивировать
свой труд на
уроке.
Учимся задавать
вопросы учителю
и себе.
Учимся
Экскурсия в
целеполаганию и
природу
выстраиванию
задач урока.
Учимся наблюдать
за природой и
делать
элементарные
пометы в рабочих
тетрадях по
итогам
наблюдений.
Учимся
вслушиваться и
всматриваться в
природу и
собирать в
природе материал.
Учимся
Урок- диалог,
целеполаганию и
выстраиванию
задач урока.
Учимся видеть
проблемы и
формулировать
темы и проблемы,
которые меня

Продукт
проектирования
Рисунок
«Я исследователь»

-гербарий
-интересные
природные
находки
-фотографии и
т.д.

4

интересуют.
Учимся делать
элементарные
записи в «Тетради
исследователяпроектировщика»
Учимся наблюдать Учимся
опыты за
целеполаганию
явлениями
И выстраиванию
природы
задач урока
( погода ,облака,
Учимся
небо, тучи, ветер,
наблюдать и
осадки и т.д.)
делать пометы в
черновиках по
ходу наблюдений
за опытами

5

Опыты, опыты,
опыты

6

Проект и его
обдумывание:
мотивация - темацель- гипотезаконечный продукт

Урок- экскурсия
на метеостанцию
(совместно с
родителями)

Учимся
Урок-диалог
целеполаганию и
выстраиванию
задач урока.
Учимся проводить
простейшие
опыты и
рассказывать о
способах их
проведения.
Учимся
обдумывать
проблему и темы
исследования,
обговаривать
личную
мотивацию
исследования и
делать
элементарные
записи- пометы в
« Тетради
исследователя»
Учимся
Урок- беседа
целеполаганию и
выстраиванию
задач урока.
Знакомимся с
понятийным
аппаратом
проектирования:
-проект
- -мотивация
-тема в виде
вопроса-

Фотогра
фирование и
видеосъемка

Фоторепортаж
( совместная
индивидуальная
работа детей и
родителей)

Шаблон
«Ежик»

7

8

проблемы
(например,
«Почему листья
осенью меняют
зеленый цвет и
становятся
разноцветными»
-цель
-задачи
-гипотеза
-конечный продукт Урок- практикум
Выбираем и
проектирования
обдумываем наш
-оформление
общий проект.
«Ежик»
Учимся слышать
и слушать
учителя о
предлагаемом им
своем годовом
проекте «Рабочая
тетрадь
исследователяпроектировщика»
и той помощи и
сотрудничества,
которую он ждет
от учащихся и их
родителей в
течение учебного
года.
Учимся
целеполаганию и
выстраиванию
Задач урока.
Практическая
работа над целью,
проблемой,
гипотезой,
звездочкой
обдумывания
общего проекта
Намечаем планУчимся
схему выполнения мотивировать
проекта(«Звездочка свой труд, давать
обдумывания»)
себе целевую
установку на
урок, ставить
задачи.
Учимся
составлять
«Звездочку
обдумывания»

Составление
«Звездочки
обдумывания»
по теме
выбранного
проекта

9

Какой
разнообразный
мир книг!

Учимся выбирать
нужные книги по
теме проекта,
Учимся
ориентироваться в
мире книг в
библиотеке.

Урок –экскурсия
в школьную
библиотеку

10

Я в мире книг
Книгипомощники
исследователей.

Учимся выбирать
из книги нужный
материал по теме
проекта и делать
закладки, пометы
карандашом,
выписки в
рабочую тетрадь.

Урок- поиск

11

Возможности
компьютера в
добывании
материалов по
теме проекта

Урок- игра

12

Обращаемся к
опыту знающих
людей

Учимся работать
с Интернетом.
Учимся
запрашивать в
Интернете
материалы по
теме проекта.
Учимся оценивать
найденную
информацию по
теме исследования
Учимся задавать
вопросы для
получения
информации по
теме исследования
Учимся
простейшим
формам
оформления
полученных
ответов на
заданные вопросы
в рабочих
тетрадях
Учимся обобщать
полученные
материалы из
разных
источников,
Классифицировать
их, сравнивать,

13

Составление
технологической
карты работы над
проектом

Урок- интервью
У приглашенного
на урок знатока
темы проекта

Урок-конструктор

Что такое
презентация.
Устная
презентация:
«Книга ,которую
я предлагаю для
работы над
темой проекта
И почему»
Что такое
презентация.
Составление
Презентации о
книгах, которые
помогают в
исследовании и
проектировании
На общую тему

Видеосъемка и
запись на
мобильник и
видеокамеру

14

15

От замысла к
конечному
продукту
(Работаем над
реализацией
замысла проекта
по
технологической
карте)
Важно : уметь
защитить свой
проект

16

Готовим
защитную речь по
теме проекта

1719

Без презентации
Защитная речь
бедна и бледна

анализировать.
Учимся
составлять
технологическую
карту работы над
проектом
Учимся
практическому
освоению замысла
и работе по
технологической
карте

Понятие о
защитном слове и
его значимости.
Требования к
защитному слову.
Учимся слушать
образец
защитного слова.
Учимся видеть и
анализировать
культуру устного
выступления.
Учимся умению
и культуре
задавать вопросы
защищающемуся
со своим
проектом
Учимся устному
высказыванию по
опоре и
выполнению
требований к
защитной речи.
Учимся работать
в команде.
Требования к
компьютерной
презентации.
Учимся делать
презентацию к
составленному
тексту.
Учимся
показывать
презентацию к
составленному

Урок- практикум

Урок-эталон

Урок-практикум
Урок- тренинг

Урок- практикум

Урок- тренинг

2022

Защита
коллективного
проекта

2325

Анализ и
корректировка
проделанной
работы над
проектом

2628

Мой личный
проект и работа
над ним
совместно с
учителем

29-

Корректировка

тексту защиты
проекта
Учимся слышать
и слушать.
Учимся публично
выступать.
Учимся
представлять
компьютерную
презентацию.
Учимся задавать
вопросы и
отвечать на них
Учимся работать
в команде
-Что такое
анализ, рефлексия
и корректировка
своей
деятельности.
Учимся
элементарным
навыкам анализа
проделанной
работы по
поставленным
учителем
вопросам
Учимся делать
выводы и
обобщать,
подводить итоги.
Учимся из
проделанной
работы
планировать
дальнейшую
проектноисследовательскую
деятельность
Учимся под
руководством
учителя и
самостоятельно
создать свой
проект на
выбранную
учеником тему,
пройдя все этапы
его создания и
защиты
Учимся

Урок- публичное Презентация
выступление
проекта
перед
родителями и
первоклассниками
4-Б класса

Урок- вертушка

Урокипрактикумы и
уроки консультации

Проект Рабочая

31

3234

дополнений,
внесенных
учащимися и их
родителями в
проект учителя
«Рабочая тетрадь
юного
исследователяпроектировщика»
Мыпроектировщики

коллективно
обсуждать
представленные
материалы,
всупать в диало,
отстаивать свою
точку зрения,
оценивать себя и
друг друга
Учимся подводить Урок- итоговая
итоги и
игра
систематизировать

тетрадь юного
исследователяпроектировщика
для 4 класса»

Совместное
творчество

.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление,
выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

4. Предполагаемая результативность
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
• осознавать себя
• определять цель
ценной частью
учебной
большого
деятельности с
разнообразного мира помощью учителя и
(природы и общества); самостоятельно,
искать средства её
• испытывать чувство осуществления;
гордости за красоту
родной природы, свою • учиться
малую Родину,
обнаруживать и
страну;
формулировать
учебную проблему,
выбирать тему
• формулировать
проекта;
самому простые
правила поведения в
природе;
• составлять план
выполнения задач,
решения проблем
• осознавать себя
гражданином России; творческого и
поискового
характера,
• объяснять, что
выполнения проекта
связывает тебя с
историей, культурой, совместно с
судьбой твоего народа учителем;
и всей России;
• работая по плану,
сверять свои
• искать свою
действия с целью и,
позицию в

Познавательные
Коммуникативные
• предполагать, какая • организовывать
информация нужна; взаимодействие в
группе (распределять
роли, договариваться
• отбирать
друг с другом и т.д.);
необходимые
словари,
энциклопедии,
• предвидеть
справочники,
(прогнозировать)
электронные диски; последствия
коллективных
решений;
• сопоставлять и
отбирать
информацию,
• оформлять свои
полученную из
мысли в устной и
различных
письменной речи с
источников (словари, учётом своих учебных
энциклопедии,
и жизненных речевых
справочники,
ситуаций, в том числе
электронные диски, с применением
сеть Интернет);
средств ИКТ;
• выбирать основания
для сравнения,
классификации
объектов;
• устанавливать
аналогии и причинно-

• при необходимости
отстаивать свою точку
зрения, аргументируя
ее. Учиться
подтверждать
аргументы фактами;

многообразии
при необходимости,
общественных и
исправлять ошибки;
мировоззренческих
позиций, эстетических • работая по
и культурных
составленному
предпочтений;
плану, использовать,
наряду с основными,
• уважать иное
и дополнительные
мнение;
средства (справочная
литература, сложные
приборы, средства
• вырабатывать в
ИКТ);
противоречивых
конфликтных
ситуациях правила
• в ходе
поведения.
представления
проекта учиться
давать оценку его
результатов;

следственные связи; • слушать других,
пытаться принимать
другую точку зрения,
• выстраивать
быть готовым
логическую цепь
изменить свою точку
рассуждений;
зрения.
• представлять
информацию в виде
таблиц, схем,
опорного конспекта, в
том числе с
применением средств
ИКТ.

• понимать причины
своего неуспеха и
находить способы
выхода из этой
ситуации.

5. Информационно- методическое обеспечение
1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект:
Методические пособия класса. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практи
ческое пособие для учителей начальных классов. - М.:Баласс, 2011.
3. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю,
всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4
классы). - М.: Баласс,2011.
4. Детские энциклопедии, справочники
5. Ноутбук, экран
6. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и
учителей
7. Российская электронная школа resh.edu.ru›
9. Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса
используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические
средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».