Рабочая программа курса внеурочной деятельности Читательская грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа № 1

172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268
тел./факс 2-10-61

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На
методическом На педагогическом совете
Директор МБОУ ТР СОШ № 1
объединении
Протокол № 1 от 31.08.2023 Калинина Н.Г.
Протокол № 1 от 28.08.2023
Приказ № 119 от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Читательская
грамотность»
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2023/2024УЧЕБНЫЙ ГОД

Торопец

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская
грамотность » для 5 классов составлена в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
3. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022г.
№ТВ–1290/03
«О
направлении
методических
рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования).
4. Методическими рекомендациями по формированию функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
5. Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
6. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных
и государственных школ Российской Федерации во внеурочной
деятельности».
7. Федеральным государственным образовательным стандартом (далее —
ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287)
8. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся».
9. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Программа внеурочной деятельности по формированию читательской
грамотности адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и
является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов,

так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической
линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне
сформированности метапредметного результата как запроса личности и
государства. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно
использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана
формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как
способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде
и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и
жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно
показателем сформированности этого умения является чтение как
универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его
способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе
самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение
правильно
работать
с
текстом
относится
к
универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в
программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы
будет способствовать не только повышению этого интереса, но и
формированию потребности использовать чтение как средство познания мира
и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного
активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует
и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются
уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и
совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения
через решение практических задач при работе с текстом различного
содержания.
Задачи программы:
1. развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические
чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с
чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
3. развивать
интеллектуальную
самостоятельность
учащихся,
формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов
деятельности;
4. освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий
формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей
информации;
5. учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; –
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов
разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; –
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели
её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности
после чтения и осмысления текстов.
Место курса внеурочной деятельности по формированию
читательской грамотности в учебном плане:
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год
обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

Содержание курса Тема 1. Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление
трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать
более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления
результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений).
Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы

для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с
текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять
цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к
пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы
узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие
информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь
своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное,
сканирующее, изучающее).
Тема 2.
Как выбрать книгу?
(Виды
чтения:
просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации,
принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного
знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст
глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на
базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование
содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному
опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева
«Учитесь быстро читать», К. Дойль
«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география»,
Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические
размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на
вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»;определение элементов структуры
книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного
знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение
способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного
пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.
Вопросы и
задания(зависят от выбранного материала и предполагают
обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что
узнали из аннотации?):
•
прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
•
прочитайте аннотацию;
•
обратите внимание на условные обозначения;
•
выделите заголовки и рубрики;

•
•
•

представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
просмотрите первую и последнюю страницы.
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы
читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного
чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какуюто определенную информацию.
Вопросы и задания:
•
прочитайте, кто автор текста;
•
прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и
сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
•
бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь; •
поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне
известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы,
параграфа?
•
найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в
малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование
вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы
просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение
опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой
информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП),
осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления),
размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической
(табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий
РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста
из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема
которого частично знакома учащимся:
1)
заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до
знакомства с текстом,
2)
заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика
таблицы,
3)
самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4)
совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые
сами поставили перед чтением?
5)
заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6)
добавление источника информации (текст …) в дополнительный
столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что
осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова
(от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления
(ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического
осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или
письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость
(текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений
и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и
построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные,
смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая
цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности); информативность (содержание высказывания и отношение
автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы
широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно
соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не
членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление
различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в
стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда
сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении
(«Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок
из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной
организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных
произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной
теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки,
включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов
просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через
поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в
формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник
Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия
в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое
(«Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева,
«Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки («Всадник без
головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души»
Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям
(«Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго,
«Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар»,
«Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
•
Географические последствия землетрясений (отражает тему);
•
Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
•
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст); •
Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает
результат);
•
Золотые пески Египта (рекламная функция);
•
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам
читающего);
•
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление
плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для
прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по
какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение
оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль
заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и
общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого)
текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред
текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
•
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной
мысли;
•
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки
зрения;
•
подбор заглавий,
–
характеризующих тему;
–
характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса,
утверждения;

–
–
–
–

указывающих на событие, время, действующее лицо;
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М.
Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для
композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания
роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по
эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые
изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
•
Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
•
Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его
содержании?
•
Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
•
Что вам уже известно по этой теме?
•
Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия
портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы,
несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов
и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из
других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных
возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с
использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический
материал: к занятию 7.):
•
Аукцион «Кто больше?»
•
Игра «Правда ли, что .?.»
•
Реши задачу
•
В поисках слова
•
Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса
чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и
выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке
выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны
другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения

–

отбирать стихотворения и прозаические отрывки по
теме,
–
понимать смысловую, эстетическую стороны текстов, –
отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с
использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru
,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной
литературы и современных информационных источников в формировании
стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся
вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это
книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из
него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях
библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари
энциклопедические
(Большая
советская
энциклопедия,
Большой
энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская
энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические).
Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные).
Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари
thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного
произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические,
иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные,
сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного
математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по
информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение
назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения;
ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных
видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к
ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана
представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка
материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название
словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря;
строение словарной статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с
помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое;
классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и

несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род)
понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих
практические умения совершать интеллектуальные действия:
•
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс –
знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
•
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат;
небесное тело – планета – Земля);
•
выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз
слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из
слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
•
подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные
приборы).
Игры:
•
«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
•
«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с
второстепенных и заканчивая существенными).
•
«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий
обобщающего слова и наиболее существенного признака:
прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
•
«Третий лишний» (классификация понятий по определённым
признакам). Выявление победителей и оформление результатов в
портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном
тексте)
Виды
информации
в
учебном тексте:
главная
и
второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и
доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию,
применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
•
Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ; •
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой
информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы
учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения
понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную
информацию, иллюстративную);
•
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов
(беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных
фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие
внимания, памяти, догадки

Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание
прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных
графических символов для выделения информации
(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения];
<вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может
использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «»
– думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный)
текст»: чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
•
выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины,
незнакомые слова;
•
определите границы известной/неизвестной информации;
•
выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль
текста/абзаца;
•
найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в
портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению
умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с
информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной
информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации
в не сплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых
информация предъявляется невербальным или не только вербальным
способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы,
географические карты и карты местности; планы (помещения, местности,
сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты
сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость
умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
•
«О чём рассказал билет на
выставку/концерт/спектакль?»
Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём
рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными
текстами по извлечению информации.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение
информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием
материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы
и задания:
•
определите вид текста;
•
выскажите предположения о содержании текста на основе
заглавия/озаглавьте текст;
•
определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и
др.);
•
выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
•
обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения
значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
•
определите
смысловые блоки – с главной
и второстепенной
информацией;
•
определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
•
проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
•
сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не
сплошного текста;
•
найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
•
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о
содержании на основе рисунка, графика)?
•
Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
•
Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
•
Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
•
Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими
данными Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание,
рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём
фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста
(деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями
(частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика
развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами
связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:

1)
спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте
– это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на
восстановление последовательности предложений в тексте.
3)
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории
типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую
форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое
оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с
точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей
предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
•
Каким типом речи является данный текст? Докажите.
•
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
•
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
•
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
•
Объясните деление текста на абзацы?
•
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
•
Определите средства связи между … и …предложениями.
•
Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой
повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных
словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита
групповых проектов, представляющих определённые виды словарей.
Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,
формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как
говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие
интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные
связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к
занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
•
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение
«сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по
сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
•
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в
пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).

•

«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов,
второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными
и другими смысловыми отношениями.
•
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным
началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
•
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста:
выявление и маркировка информации по смысловому содержанию –
причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление
связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста
художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые
средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов
работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат
выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
•
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление
затруднений).
•
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?» Тема
20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в
тексте учебно -научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной
единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и
изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей
виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение
текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли
(дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный:
вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?,
союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и
маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения.
Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в
портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при

ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс
освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие
способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое
отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
•
«Угадай слово»
•
«Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с
пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей,
смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной
(смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу
предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение
и
прогнозирование
(Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход
развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и
художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и
прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение
текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов
и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским
вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о
возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс
чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и
развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по
вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются
поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают
оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте
скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы,
заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии
РКМЧП и составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении
текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа
(«тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа
(«толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков

― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать
какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию;
уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления
подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь,
что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по- моему, вы
сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на
установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие
вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если
бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы,
направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов
(«Почему что-то хорошо, а чтото плохо?»); практические вопросы,
направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В
каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на
заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения
общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых»
вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту,
взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших
вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых»
вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора,
выделять в тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте
или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не
были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование
и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту,
разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции
анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации;
развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех
слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.
Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям

— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Игра
(командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе
коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста
информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется
наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и
формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или
словосочетание
с
существительным
в
именительном
падеже),
вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного
текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись
главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и
задания:
•
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил,
примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
•
выясните значение незнакомых слов, терминов;
•
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
•
запишите главную мысль абзаца кратко;
•
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной,
вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в
соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и
преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение
учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие
пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут
создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где?
Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал
по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть
избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой),
сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.

Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение
базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат
обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация
проектной деятельности в группах:
•
определение конечного продукта деятельности и предъявления его в
форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер,
опорный конспект) и устного сплошного текста;
•
коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных
текстов для работы; чтение текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов,
озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не
сплошного текста, используемых технических средств; распределение
обязанностей при создании конечного продукта);
•
реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
•
предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для
решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами
деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного
группой не сплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе:
глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не
сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации:
план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений.
Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в
плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по
характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту,
сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи
содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста
повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве
исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме
13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и
знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически
значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-

настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной
работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
•
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
•
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
•
Что нового и полезного вы узнали из текста?
•
Как можно оценить информацию: каковы положительные и
отрицательные стороны информации?
•
Возможны ли другие пути решения вопроса?
•
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
•
Где можно применить полученные знания?
•
Над какими
вопросами в
процессе осмысления
текста
вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию
конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после
чтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации:
план текста и пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение
теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка
результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих
организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы
и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Планируемые результаты изучения программы внеурочной
деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления
создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
1. готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
2. осознание ценности самостоятельности и инициативы;
3. наличие мотивации к целенаправленной
социально
значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
4. проявление интереса к способам познания;
5. стремление к самоизменению;
6. сформированность внутренней позиции личности как
особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
7. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
8. установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
9. приобретение опыта успешного межличностного общения;
10.готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие
в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
11.соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1. готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую
2. деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
Личностные
результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться
системой позитивных
ценностных
ориентаций
и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям
и отражают способность обучающихся иcпользовать на практике
универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями; —
—овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; —
—овладение универсальными регулятивными действиями.
• Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
• готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
• способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
• способность к совместной деятельности;
• овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых,
с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия: владеть
базовыми логическими операциями: ——
сопоставления и сравнения,
——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;

• владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знакосимволических средств;
• устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев); 2)
базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3)
работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
• Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты решения задачи, выполненного
проекта;
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
• ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений
• (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
• 2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный
интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;

• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по
формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов:
• анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных
речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи;
• определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).
• овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное;
• умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика,
• авторскую позицию, учитывая художественные особенности
• произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;
• овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием
методов
смыслового
чтения,
позволяющих
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в
• целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
• понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,
официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в
устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
• овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;

• представление содержания прослушанного или прочитанного
учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста
или его фрагмента;
• извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;

Календарно-тематическое планирование
№ Тема

Колво Форма занятий
часов

ЭОР

1

Умеем ли мы читать? 1
(Виды чтения)

Вводное занятие. Беседа

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

2

Как выбрать книгу?
(Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

Литературная гостиная

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

3

Учимся ставить цель 1
чтения («Знаю – хочу
узнать

1

Беседа

Открытые задания
PISA

– узнал»)
4

Что и о чём?
1
(Углубление понятия
о тексте)

Практическое занятие.
Игра

Открытые задания
PISA

5

С чего начинается
текст? (Роль
заглавия)

1

Практическое занятие.
Игра

Открытые задания
PISA

6

Зачем
нужен
эпиграф?
(Роль
заглавия и эпиграфа)

1

Занятие
поискового
характера

Открытые задания
PISA

7

Внимание к слову

1

Квест-игра

Открытые задания
PISA

8

Тематический
конкурс чтецов
«Осенние страницы»
(возможны другие
варианты тем)

9

Наши друзья
и
1
помощники (Словари и
справочники)

10 Учимся читать
учебный текст
(Элементы учебного
текста)
11 Главное и неглавное в
тексте (Виды
информации в учебном
тексте)
12 Учимся читать
учебный текст
(Маркировка
информации)
13 Практикумдиагностика
(Тестовая работа по
применению умений
работать с
информацией и
выделять главную
мысль)

1

Чтение стихотворений

http://www.bibliori
ng.ru/

Творческая работа

http://www.slovari.
ru

1

Практическое занятие

Открытые задания
PISA

1

Практические задания

Открытые задания
PISA

1

Индивидуальная работа

Открытые задания
PISA

1

Практикум

Открытые задания
PISA

Парная работа

Открытые задания
PISA

14 Как читать
1
несплошной
текст?(Поиск и
обработка информации
в не сплошных
текстах)

15 Шифровка и
дешифровка текста
(Поиск и нахождение
информации в
несплошных текстах)
16 Как построен текст?
(Строение текстов
разных типов речи)
17 Ролевая игра
«Заседание Учёного
совета
лексикографов».
18 «Сцепления» в тексте
(Смысловые

1

Групповая работа, игра

Открытые задания
PISA

1

Ролевая игра

Открытые задания
PISA

1

Работа с текстом

Открытые задания
PISA

1

Работа с текстом

Открытые задания
PISA

связи в тексте)
19 Погружение в текст
(Логико-смысловой
анализ текста
художественного или
публицистического
стиля речи)
20 Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров
в тексте учебно
научного стиля речи)
21 Воображение и
прогнозирование
(Приёмы
прогнозирования)
22 Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
23 Диалог с текстом
(Вопросы к тексту)

1

Практикум

Открытые задания
PISA

1

Групповая работа

Открытые задания
PISA

1

Беседа

Открытые задания
PISA

1

Занятие в игровой форме

Открытые задания
PISA

1

Творческая работа

Открытые задания
PISA

24 Диалог с текстом
(«Толстые» и
«тонкие» вопросы)
25 Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)
26 Игра-состязание
«Аукцион вопросов и
ответов»
27 Учимся читать
«между строк»
(Скрытая
информация в тексте)

1

Индивидуальное
практическое занятие

Открытые задания
PISA

1

Беседа, круглый стол

Открытые задания
PISA

1

Индивидуальная работа

Открытые задания
PISA

1

Практическая работа

Открытые задания
PISA

28 Что помогает понять
текст? (План текста)
29 Что помогает понять
текст
(Перекодирование
информации:
пометки, выписки,
цитаты)
30 Шифровка и
дешифровка текста
(Обработка и
перекодирование
информации)
31 Когда текст прочитан
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
32 Когда текст прочитан
(Оценка информации)

1

Беседа

1

Открытый микрофон

Открытые задания
PISA
Открытые задания
PISA

1

Групповая работа

Открытые задания
PISA

1

Индивидуальная
и групповая
работа

Открытые задания
PISA

1

Беседа

Открытые задания
PISA

Работа с текстом

Открытые задания
PISA

33 Когда текст прочитан 1
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)

34 Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление
портфолио)

1

Самостоятельная работа

Открытые задания
PISA

34
Всего

Уровни читательской компетентности
5уровень
Нахождение информации Интерпретация текста
Найти
и
установить Истолковать
значения
последовательность
или нюансов
языка
или
комбинацию
отрывков показать
полное
глубоко
скрытой понимание текста и всех
информации, часть которой его деталей.
может быть задана вне
основного текста. Сделать
вывод
о
том,
какая
информация
в
тексте
необходима для выполнения
задания. Работать с
правдоподобной и/
или
достаточно
информацией.

объёмной

Рефлексия и оценка
Критически
оценить
текст или выдвинуть
гипотезы о нём на основе
специальных
знаний.
Работать с понятиями,
которые
противоположны
ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании
длинных или сложных
текстов.

4 уровень
Нахождение информации
Интерпретация текста
Найти
и
установить Использовать глубокие
идеи, заложенные в
возможную
последовательность
или тексте для понимания и
комбинацию
отрывков применения категорий в
глубоко
скрытой незнакомом контексте;
истолковывать разделы
информации, каждая часть
текста, беря в расчет
которой может отвечать понимание текста в
множественным критериям в целом.
Работать
с
тексте
с
неизвестным идеями, которые
контекстом или формой. противоречат
Сделать вывод о том, какая ожиданиям
и
информация
в
тексте сформулированы
в
необходима для выполнения негативном контексте.
задания.
3 уровень
Нахождение информации Интерпретация текста
Найти и в некоторых Объединить
несколько
случаях распознать связи частей текста для того,
между
отрывками чтобы
определить
информации, каждый из главную
мысль,
которых,
возможно, объяснять
связи
и
отвечает множественным истолковывать значения
критериям. Работать с слов и смысл фраз.
известной, но
Сравнивать,
противоречивой
противопоставлять или
информацией.
классифицировать части
информации, принимая
во внимание множество
критериев. Работать с
противоречивой
информацией.

Рефлексия и оценка
Использовать
академические и
общественные знания
для выдвижения гипотез
или критической оценки
текста. Демонстрировать
точное
понимание
длинных и
сложных текстов.

Рефлексия и оценка
Делать сравнения или
устанавливать
связи,
давать объяснения или
оценивать особенности
текста. Демонстрировать
точное понимание текста
в связи с известными,
повседневными
знаниями или основывать
выводы
на
менее
известных знаниях.

2 уровень
Нахождение информации
Найти один или более
отрывков
информации,
каждый
из
которых,
возможно,
отвечает
множественным критериям.
Работать с противоречивой
информацией.

Интерпретация текста
Определить
главную
мысль, понимать связи,
формировать и применять
простые категории или
истолковывать значения в
пределах ограниченной
части
текста,
когда
информация
малоизвестна и требуется
сделать простые выводы.

Рефлексия и оценка
Делать сравнения или
устанавливать
связи
между
текстом
и
внешними знаниями или
объяснять особенности
текста, основываясь на
собственном опыте и
отношениях.

Интерпретация текста
Распознать главную тему
или авторские намерения
в тексте на известную
тему, когда требуемая
информация в тексте
общеизвестна.

Рефлексия и оценка
Устанавливать простые
связи
между
информацией в тексте и
общими,
повседневными
знаниями.

1 уровень
Нахождение информации
Найти один (или более)
независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в
тексте
информации
по
простому критерию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».